Образ «маленького человека» в повести «Шинель» Гоголя Н. В

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и умиленье!
А. С. Пушкин
Тема «маленького человека» является сквозной в русской литературе XIX века. Этой теме посвящали свои произведения А. С. Пушкин («Станционный смотритель», «Медный всадник»),А. Н. Островский («Шутники»), И. С. Тургенев («Уездный лекарь» из «Записок охотника»), Ф.

М. Достоевский («Бедные люди» и др.), А. П. Чехов («Смерть чиновника», «Тоска» и др.).
В социально-бытовом рассказе «Станционный смотритель» (1830) описана жизнь и смерть чиновника четырнадцатого класса Самсона Вырина. Жизнь у станционного смотрителя нелегкая: его все ругают (и господа, и ямщики) за все (за дорожные неудобства, за отсутствие лошадей, за плохую погоду), каждый срывает на нем раздражение, а он должен все это терпеть, потому что из-за своего маленького чина и робкого характера не может ответить достойно ни важным проезжающим особам, ни бойким ямщикам. В его жизни есть одна отрада — дочь
Дуня, необыкновенная девушка.

Поэтому так понятно горе отца, когда он теряет дочь. Это горе Пушкин описывает очень сочувственно.
Правда, кроме истории страданий Самсона Вырина, Пушкина интересует, как во всех повестях Белкина, парадоксальность жизненной ситуации. В Петербурге Вырин увидел; его опасения не оправдались. Ведь он ждал, что гусар Минский позабавится с Дуней и бросит ее. Но Минский повел себя неожиданно, с точки зрения станционного смотрителя: нанял для Дуни квартиру с прислугой, нарядил ее, он по-настоящему любит ее, а она — его.

Все это Вырин видел своими собственными глазами, когда пришел на квартиру дочери (Дуня сидела на ручке кресла и, с любовью глядя на гусара, играла его кудрями), но не поверил своим глазам. Смотритель вернулся к себе на станцию и умер от горя, так как продолжал думать, что его дочь пропала, что она несчастна. Картинки о блудном сыне на стене станционного домика помогают прояснить идею повести — изображение несчастной доли Самсона Вырина, робкого и безобидного «маленького человека», оскорбленного дворянином Минским и забытого единственной, горячо любимой дочерью.
В социально-философской поэме Пушкина «Медный всадник» (1833) главным героем является бедный петербургский чиновник Евгений. Жизнь этого «маленького человека» ломается из-за несчастного случая: его невеста погибает во время наводнения и потрясенный герой сходит с ума. Однако Евгений, хотя и имеет собственную биографию и некоторые индивидуальные черты, выступает в поэме как тип «маленького человека», противопоставленный абсолютной государственной власти, которую воплощает Медный всадник.

Поэт, рассказывая историю Евгения, ставит и решает философские вопросы о взаимоотношениях отдельной личности и власти, о закономерности и целесообразности бунта против власти, о справедливости мирового порядка.
Повесть Гоголя «Шинель» (1842) в ряду произведений о «маленьком человеке» занимает совершенно особое место. «Маленький человек» у Гоголя изображен как самоценная личность, описываются только его жизнь и его проблемы. Этим «Шинель» отличается от «Станционного смотрителя» и «Медного всадника», где жизнь «маленького человека» иллюстрирует соответственно любопытный жизненный анекдот или философскую идею автора. С одной стороны, «Шинель» — социальная повесть. Гоголь изображает обычную, заурядную жизнь мелкого чиновника, в которой не происходит ничего значительного, и автор описывает это «ничего» — потрясающе ничтожные привязанности, желания и радости.

Башмачкину было интересно, какой документ он будет переписывать завтра; у него были любимые и нелюбимые буквы; он изображен как «вечный титулярный советник», в котором общество не развило, а, наоборот, задавило все мечты, желания, личную инициативу. Когда очередной начальник предложил Акакию Акакиевичу составить справку, а не просто переписать ее, герой не смог этого сделать. Башмачкин превратился в живую машину по переписыванию бумаг: его косноязычие подтверждает подобное сравнение.
Как бедна жизнь Башмачкина событиями и интересами, если пошив шинели становится для него значимой эпохой! Эта важная забота расшевелила Акакия Акакиевича: «С тех пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее, (…) как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу».
С другой стороны, повесть «Шинель» похожа на житие, примененное, конечно, к новым историческим обстоятельствам и новому (демократическому) взгляду на человеческую личность (В. Н. Турбин «Пушкин. Гоголь. Лермонтов» М., 1978, I, гл.2).

Внешне ничтожная жизнь Акакия Акакиевича, если посмотреть на нее с другой точки зрения, заполнена честными трудами (он переписывает документы без единой ошибки), герой никого не обижает, не копит злобу, не заискивает перед начальством, не ворует, не обманывает. Само имя Акакий значит по-гречески «не делающий зла, невинный». Он безропотно претерпевает презрение окружающих: «Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха». Он терпеливо сносит издевательства сослуживцев, которые выдумывали разные неприличные истории про него или сыпали ему на голову бумажки (это, конечно, не побивание камнями христианских мучеников; описанных в житиях, но в определенном смысле может быть расценено как гонения).

Далее, Акакий Акакиевич в конце своей неприметной для окружающих жизни испытал «хождение по мукам» — хлопоты об украденной шинели. Бюрократическая волокита у квартального офицера, частного пристава, наконец, выговор от «значительного лица» привели титулярного советника в отчаянное состояние духа, которое вместе в простудой стало причиной его скоропостижной смерти.
После смерти несчастного Башмачкина в Петербурге поднялся шум и волнение, так как у Калинкина моста появилось привидение, которое срывало со всех проходящих и даже проезжающих шинели. Таким образом, можно утверждать, что «Шинель» представляет ироническое житие Акакия Акакиевича Башмачкина с обязательными для этого жанра элементами: благочестивая жизнь, несправедливые гонения, подвиги, посмертные чудеса. Известие о смерти героя сменяется торжественно-печальным итогом: «И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его никогда и не было.

Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому недорогое, ни для кого не интересное…».
Гоголь выбрал очень удачную манеру повествования — комический сказ, похожий на многословную наивную болтовню, соединен с патетической (торжественной) декламацией. Авторский мягкий юмор подчеркивает трагизм положения Акакия Акакиевича: общество пренебрегает «маленьким человеком» и уничтожает в нем личность, лишает его прав на достойную, человеческую жизнь. В «Шинели» есть второстепенные герои, которые подтверждают, что Башмачкин — типичный герой, вокруг него масса подобных «маленьких людей». Это портной Петрович, которому заказана новая шинель; это чиновник, поступивший на место Башмачкина.

Новый титулярный советник, говорит о нем автор, был выше Акакия Акакиевича, а буквы выставлял «уже не таким прямым почерком, а гораздо наклоннее и косее». Вот и все, что было замечательного в новом переписчике бумаг.
В повести присутствует еще один важный герой — «значительное лицо». Этот образ, в отличие от Башмачкина и Петровича, изображен сатирически. Во-первых, у него нет имени собственного, а его нарицательное обозначение «одно значительное лицо» (в форме среднего рода) согласуется с глаголами мужского рода: «одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени был незначительным».

Формальное рассогласование подлежащего и сказуемого в данном случае рождает комический эффект: «значительное лицо», которое так гордится своей значительностью, выглядит вполне нелепо. Во-вторых, он человек низкий, мелочный, унижающий подчиненных, чтобы тем самым возвыситься самому. Он, желая показать свою власть, грубо и бесцеремонно разговаривает с несчастным Акакием Акакиевичем, который пришел с законной просьбой найти его шинель.

Встреча «маленького человека» со «значительным лицом» показана одновременно и как столкновение с «плохим» начальником, и как встреча с бездушной государственной машиной, которую генерал олицетворяет.
Подводя итог, отметим, что тема «маленького человека» в каждом из упомянутых выше произведений решается по-своему. Гоголь в «Шинели» соединил и развил сразу два подхода к теме «маленького человека», представленных в более ранних произведениях Пушкина. С одной стороны, Гоголь подробно описал жизнь и судьбу Акакия Акакиевича (ср. с историей станционного смотрителя), причем показал не только беззащитность «маленького человека» перед чиновными и богатыми господами, но и его борьбу за выживание, полуголодное существование, старательное складывание в копилку сэкономленных грошей и т. д. С другой стороны, изображая столкновение Акакия Акакиевича и «значительного лица», Гоголь еще раз подтвердил, что государство и общество несправедливо относятся к «маленькому человеку» (ср. с взаимоотношениями Евгения и Медного всадника).

Однако следует помнить, что поэма «Медный всадник» не была напечатана при жизни Пушкина, то есть Пушкин и Гоголь независимо друг от друга создали своих героев похожими.
В первом романе Достоевского «Бедные люди» дается интересное толкование образов Самсона Вырина и Акакия Акакиевича, принадлежащее Макару Девушки ну, который сам, по существу, является «маленьким человеком». Рассказ Пушкина очень понравился Макару, а повесть Гоголя он считает пасквилем на «маленького человека». Пушкин показывает страдания отца, разлученного со своей дочерью. Даже внешне благополучная судьба Дуни не может сделать Самсона Вырина счастливым.

Станционный смотритель гибнет от душевной тоски, от грубого вмешательства в его жизнь, от отсутствия человеческого тепла и участия. Гоголь, изображая «маленького человека», обратил внимание на то, что сам герой как личность жалок и ничтожен. Акакий Акакиевич вызывает не сочувствие Макара, а жалость: Башмачкин совсем потерял человеческое лицо.

Поэтому герою Достоевского, «маленькому человеку» с амбициями, «Шинель» не понравилась.
Ноу публики именно повесть Гоголя имела громкий успех: «Шинель», не меньше чем «Станционный смотритель», вызывает у читателя симпатию к «маленькому человеку» и чувство протеста против его рабского положения. Именно «Шинель» дала мощный толчок такому литературному направлению, как «натуральная школа», в рамках последней тема «маленького человека» стала одной из ведущих.


Образ «маленького человека» в повести «Шинель» Гоголя Н. В