Образ маленького человека в “Петербургских повестях” Гоголя
Главный герой повести “Шинель” – Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий департамента, занимающий низкий чин титулярного советника. Мечтой всей его жизни является “постройка” новой шинели, а трагедией всей жизни – утрата этой самой шинели, отобранной у него уличными грабителями. “Две любви Акакия Акакиевича: к буквам, которые он механически переписывает, и к новой шинели… устрашающе обозначим душевную стертость личности” (П. Николаев).
Да, этот человек ничтожен и смешон, материальная и духовная жизнь его ничтожна
Смерть Башмачкина обозначила крайнюю, предательскую потерянность “маленького человека” в этом страшном мире: “И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его никогда и не было. Исчезло и скрылось существо,
Тема “Шинели” – тема человеческого страдания, предопределенного социально. Запрограммированность несчастья Башмачкина – в чиновничьей иерархичности.
“Записки сумасшедшего” – одна из самых поэтических и трагических повестей Н. В. Гоголя. Это дневник: незначительный чиновник Поприщин самодовольно высказывает свои малограмотные, нелепые суждения. Сначала этот “маленький человек” смешен в своих претензиях, но потом читателю становится жалко этого отчаявшегося, потерявшего себя и собственный рассудок человека.
Мир петербуржских повестей Гоголя звал к гуманизму и чуткости, разоблачал тиранию и бесчеловечность страшного мира, заговорил о проблемах “маленького человека” и его больших правах на достойную жизнь.
- Анализ повести Н. Гоголя “Шинель: образ “маленького человека” < p>Тема повести “Шинель” Гоголя – рассказ о судьбе “маленького человека”, то есть незначимой в обществе личности. Главный герой повести “Шинель” , чиновник Башмачкин, выглядит мизерной личностью, поскольку не имеет ни власти, ни денег, ни славы. Но “маленький человек” в действительности не является ничтожеством – это такой же человек, как и все. Он способен чувствовать, […]...
- Образ “маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя (Гоголь Н. В.) В любом обществе, в любой отдельной социальной группе людей всегда есть такой человек, внешне ничем не отличающийся от остальных, неприметный, не выделяющийся из толпы. Таких людей обычно называют “маленькими людьми”. Тема маленького человека” весьма актуальна в русской литературе во все времена. Не одно произведение посвятил Пушкин этой теме – например, в “Медном всаднике”, Станционном смотрителе”, […]...
- Тема маленького человека в творчестве Гоголя Одной из знакомых тем в творчестве Н. В. Гоголя стала трагедия “маленького человека”. Вслед за А. С. Пушкиным писатель погружает нас в неприглядную жизнь мелких чиновников, людей, замученных бытом и ежедневными проблемами. Само ярко тема “маленького человека” выражена в повести “Шинель”. В этом произведении Н. В. Гоголь рассказывает читателям о судьбе “вечного титулярного советника” Акакия […]...
- Образ “Маленького человека” в повести Гоголя “Шинель” “Маленький человек”- обычный персонаж ненаделенный героическими качествами. Он вызывает у читателя жалость, сочувствие и желание помочь. Акакий в переводе с греческого – не делающий зла. Гоголь не скрывает ограниченность внутреннего мира своего героя : его косноязычия, отсутствие увлечений, друзей, семьи. Но он показывает положительные качества своего главного героя : преданность работе, трудолюбие, скромность и терпение. […]...
- Образ маленького человека в произведениях Гоголя “Маленький человек” – тип литературного героя, обычно мелкого чиновника, который становится жертвой произвола властей или жестоких жизненных обстоятельств. Царская несправедливость и жестокое время заставляли “маленьких людей” уходить в себя, замыкаться, становясь предметом насмешек более удачливых коллег, они жили незаметно и незаметно умирали, а порой сходили с ума. Но именно такие герои, испытав сильное потрясение, начинали […]...
- Образ “маленького человека” в произведениях Пушкина и Гоголя (“Станционный смотритель” и “Шинель”) Тема “маленького человека” традиционна для русской литературы 19 века. Она непосредственно связана с гуманистической темой – одной из основных в русской классической литературе. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. В повести “Станционный смотритель” он “выводит” своего героя – “маленького человека” Самсона Вырина, служащего станционным смотрителем. Сразу же Пушкин обращает внимание […]...
- Образ “маленького человека” в повести “Шинель” Гоголя Н. В О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха! Жрецы минутного, поклонники успеха! Как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и умиленье! А. С. Пушкин Тема “маленького человека” является сквозной в русской литературе XIX века. Этой теме посвящали свои […]...
- Тема города в “Петербургских повестях” Н. В. Гоголя В “Петербургских повестях” Н. В. Гоголя пушкинская тема противостояния рядового горожанина и бездушного, казенного Петербурга получает дальнейшее развитие. В отличие от Пушкина, знакомого с новой русской столицей с отроческих лет, Гоголь впервые увидел Петербург во взрослом возрасте, сменив провинциальную атмосферу родной Украины на холодный, чопорный и неприветливый столичный город. Автор делится с нами своими первыми […]...
- Образ “маленького человека” и его воплощение в произведениях отечественной классики XIX века К жизни простого, ничем не примечательного человека обращались в своем творчестве многие писатели, ибо подобный герой существовал во все времена. А. С. Пушкин был едва ли не первым, кто постарался показать истинное существование простого человека. В “Станционном смотрителе” он приподнимает своего героя и показывает, что его внутренний мир намного богаче и привлекательнее мира тех людей, […]...
- Тема “маленьких” людей в петербургских повестях Гоголя Если в “Тарасе Бульбе” писатель воплотил образы народных героев, взятых из исторического прошлого, то в повестях “Арабесок”, в “Шинели”, обращаясь к современности, он нарисовал обездоленных и униженных, тех, кто принадлежит к социальным низам. Петербургские повести представляют собой значительный и своеобразный этап в творческом развитии Гоголя. Образное претворение и обобщение новых жизненных явлений требовали и новых […]...
- Развитие темы “Маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина. Вообще же “маленький человек” таков: это не знатный, а бедный, оскорбляемый высшими по чину людьми, доведенный до отчаяния человек. При этом это особый социально-психологический тип, то естьлюбой человек, […]...
- РАЗЛАД “МЕЧТЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ” В ПЕТЕРБУРГСКИХ ПОВЕСТЯХ Н. В. ГОГОЛЯ Все, что есть лучшего на свете, все достается или камер-юнкерам, или генералам. Найдешь себе бедное богатство, думаешь достать его рукою, – срывает у тебя камер-юнкер или генерал. Н. В. Гоголь Осенью 1833 года был написан пушкинский “Медный всадник”. Поэма имела подзаголовок: “петербургская повесть”. И в это же время начинал создавать свои петербургские повести Гоголь. Пушкин […]...
- Трагедия “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель” Гоголю многим обязаны те, кто Нуждается в защите. Н. Чернышевский На мой взгляд, очень справедливы слова Ф. М. Достоевского о современной русской литературе: “Все мы вышли из гоголевской шинели”, ведь именно благодаря Гоголю объектом внимания писателей стала нелегкая судьба “маленького человека”. Одним из первых Гоголь с необычайной силой заговорил об этих незаметных, жалких и, как […]...
- Как в повести Н. В. Гоголя “Шинель” представлены образы петербургских чиновников? (ЕГЭ по русскому) “Шинелью” Н. В. Гоголь завершил цикл “Петербургских повестей”. Эта произведение стало итоговым в размышлениях автора над проблемами чиновничье-бюрократического Петербурга. В “Шинели” писатель продолжает тему маленького человека, но наполняет произведение глубоким социальным и гуманистическим смыслом. Судьба мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина выглядит историей гибели ограниченного человека под властью обстоятельств. Бюрократизм доводит “вечного титулярного советника” до полнейшего […]...
- Разлад “мечты и действительности” в петербургских повестях Николая Гоголя Осенью 1833 года был написан пушкинский “Медный всадник”. Поэма имела подзаголовок: “петербургская повесть”. И в это же время начинал создавать свои петербургские повести Гоголь. Пушкин и Гоголь одновременно в поэзии и в прозе начинали освещать большую петербургскую тему в нашей литературе, продолженную за ними Некрасовым, Достоевским, Блоком. Эта тема открыла у наших писателей особый жанр […]...
- Понятие “маленького человека” у Гоголя Вводя в интеллектуальный обиход учащихся то или иное литературоведческое понятие, мы часто забываем о его главном предназначении – помочь Грамотно прочитать книгу. Это, в сущности, и есть цель любого учителя литературы – приблизить книгу к ученику, воспитать если не любовь, то, по крайней мере, привычку к чтению. Мы изучаем программные произведения, но проецируем их уроки […]...
- Образ “маленького человека” (по повести “Шинель”) Мы все вышли из гоголевской “Шинели”. Ф. Достоевский Русская литература с ее гуманистической направленностью не могла пройти мимо проблем и судеб простого человека. Условно в литературоведении она стала именоваться темой “маленького человека”. У ее истоков стояли Карамзин и Пушкин, Гоголь и Достоевский. В своих произведениях: “Бедная Лиза”, “Станционный смотритель”, “Шинель” и “Бедные люди” – они […]...
- Использование фантастики в петербургских повестях Гоголя Отличительную черту петербургских повестей составляет использование фантастики в целях реалистического анализа жизни. С особым блеском писатель осуществил это в “Носе” – произведении поистине великолепном. Важную функцию выполняет фантастика и в “Шинели”, являясь действенным и, в сущности, незаменимым средством раскрытия определенных сторон действительности. Но фантастика в петербургском цикле в известной мере так же неоднородна, как и […]...
- Расскажите о судьбе “маленького человека” и общем значении этого определения в повести Николая Гоголя “Шинель” “Маленький человек” в литературе – определение довольно разных героев, которых объединяет то, что они занимают наиболее низкие места в социальной иерархии, и это обстоятельство определяет их психологию и общественное поведение (приниженность, объединенная с чувством несправедливости, пораженной гордости). Поэтому маленький человек выступает как оппозиция к другому персонажу – человеку высокопоставленному, “значительному лицу”, а развитие сюжета строится […]...
- ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ” (вариант 1) Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. “Все мы вышли из “Шинели” Гоголя”, – сказал Ф. М. Достоев- ский, оценивая ее значение для многих поко- лений русских писателей. Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький […]...
- Сочинение: тема маленького человека в произведениях Гоголя Из великих русских писателей вслед за Пушкиным обратился к теме маленького человека Гоголь. В его произведениях усилился социальный мотив противопоставления маленького человека, обладающего душой, власть имущим. Его маленький человек – это тоже по преимуществу мелкий чиновник, чье сознание забито и унижено. Своего Акакия Акакиевича (повесть “Шинель”) Гоголь намеренно делает даже более забитым, чем это могло […]...
- Тема “маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя Сквозные темы Тема “маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Н. Г. Чернышевский Читая произведения великой классической русской литературы, я все больше убеждаюсь, что писатели “единогласно” выражают мнение об отсутствии справедливости в жизни. Подчас писатель – единственный человек, готовый заступиться за униженных и оскорбленных. Может быть, русское заступничество сделало […]...
- Роль образа “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель” Повесть “Шинель” завершает цикл Гоголя “Петербуржские повести”. Она стала своеобразным итогом размышлений писателя о чиновничье-бюрократическом Петербурге. В ней Гоголь затрагивает почти все темы других петербургских повестей, но и с поразительной глубиной раскрывает трагедию человеческой личности, раздавленной безжалостным и бездушным государством. Продолжая в “Шинели” тему бедного чиновника, Гоголь наполняет ее огромным социальным и гуманистическим содержанием. История […]...
- Проблема “маленького человека” в творчестве Н. В. Гоголя Великий русский критик В. Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, “чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни”. Именно таким писателем, писателем, потряса – ющим души изображением порой самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н. В. Гоголь. Ве^-личайшая заслуга Гоголя перед русским обществом, на […]...
- ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ “ШИНЕЛЬ” (вариант 2) Повесть Гоголя “Шинель” принадлежит к циклу произведений под названием “Петер- бургские повести”. Этот цикл является но- вым шагом в развитии русского реализма. Продолжая тему “маленького человека”, под- нятую ПушкинЫм в “Станционном смотрите- ле”, Гоголь описывает трагическую судьбу бедных, забитых людей. Вместе с тем в их жизни он находит много поэтического. Повести петербургского цикла пронизаны гуманизмом, […]...
- Тема “маленького человека” в повести “Шинель” Повесть Николая Васильевича Гоголя “Шинель” сыграла большую роль в развитии русской литературы. Она повествует читателю о судьбе так называемого “маленького человека”. Эта тема раскрывается еще в начале произведения. Даже само имя Акакия Акакиевича может быть воспринято как результат переписывания. Взяли имя отца: Акакий – переписали, получилось: Акакий Акакиевич. Рассказ в “Шинели” ведется от первого лица. […]...
- Проблема “маленького человека” на страницах произведений Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского 1. Гуманность идей писателей XIX века. 2. Одинокий и беззащитный Акакий Акакиевич Башмачкин. 3. Мечтатели Ф. М. Достоевского. 4. Актуальность темы “маленького человека” в наше время. Дело в том, что пока не соберешь всего себя и не подтолкнешь себя самого, не знаешь даже, что именно в тебе есть. Н. В. Гоголь Творчество Н. В. Гоголя […]...
- Образ маленького человека в рассказах Чехова А. П. Чехов – писатель очень интересной направленности. Он любит писать рассказы, которые с одной стороны – имеют частичку юмора, а с другой – сожаления и соболезнования. Многие его рассказы полны сарказма. Антон Павлович писал не только юмористические рассказы, но и серьезные пьесы и повести. Герои его рассказов настолько разнообразны, что, кажется, что каждый герой […]...
- Образ “маленького человека” в русской литературе 19 века Тема “маленького человека” является одной из сквозных тем русской литературы, к которой постоянно обращались писатели 19 века. Первым ее затронул А. С. Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Продолжателями этой темы стали Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и многие другие. Что же обозначает выражение “маленький человек”? Какой смысл придается слову “маленький”? Мал […]...
- В каких произведениях русской классики изображается судьба маленького человека, и в чем эти произведения созвучны роману Ф. М. Достоевского? Тема униженных и оскорбленных – одна из центральных во многих произведениях русской классики. Так, Н. В. Гоголь в повести “Шинель” изображает судьбу Акакия Акакиевича Башмачкина, такого же “маленького человека”, как и персонаж Ф. М. Достоевского. На мой взгляд, эти герои очень похожи друг на друга: оба имеют низкие чины, всю жизнь прожили в нищете, позоре […]...
- ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ (“Повесть о капитане Копейкине”, “Шинель”) Н. В. Гоголь раскрыл в своих “Петербург- ских повестях” истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее яр- ко показал возможности “натуральной шко- лы” в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы “маленьких людей”. В “Петербургских записках” 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, кото- рое замечает […]...
- Какие русские писатели поднимали в своем творчестве проблему маленького человека? Гоголь считал себя учеником А. С. Пушкина. Поэтому вслед за учителем он развил в своем реалистическом творчестве тему “маленького человека”. Сравним героя рассказа “Шинель” Акакия Акакиевича Башмачкина с Самсоном Выриным, персонажем повести “Станционный смотритель”, проникнутой любовью и сочувствием к маленькому человеку. Как Самсон Вырин для Пушкина был не всеми обижаемый станционный смотритель, не горький пьяница, […]...
- Образ маленького человека в творчестве Шукшина В 70-е годы к теме маленького человека обращались такие писатели, как Ф. Абрамов, С. Сартаков, С. Белов, В. Шукшин и другие. Во всех произведениях этих писателей есть много общего: уважение к маленькому человеку, сочувствие его тяготам и повседневным заботам, глубокое проникновение во внутренний мир личности. Особенно последовательно обращался к этой теме Шукшин, который показывал, что […]...
- Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н. В. Гоголя “Шинель”) Тема “маленького человека” традиционна для русской литературы 19 века. Русские художники слова решали ее в гуманистическом ключе, призывая к сочувствию и состраданию. Первым писателем, затронувшим и развившим эту тему, считается А. С. Пушкин. Именно с его “Повестей Белкина” начинает свою родословную в русской литературе “маленький человек” и намечается принципиально новый, реалистический, подход к изображению “простого” […]...
- Анализ повести “Шинель” Н. В. Гоголя (Второй вариант) Здесь тему маленького человека Гоголь раскрывает как проблему общественную, социальную. Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Автор уже в начале подчеркивает предопределенность судьбы героя, когда выбирают имя родившемуся ребенку. Его жизнь раскрывается в повести как суровая зависимость от общих условий жизни. Вечный титулярный советник, занимающий скромное, малозначительное место в обществе, […]...
- Сочинение на тему: образ маленького человека, Карамзин Наряду с образами героя времени в русской литературе всегда присутствовал и образ прямо ему противоположный – образ человека “маленького”, заурядного, ничем на первый взгляд не выдающегося. Особенно была внимательна к этому типу реалистическая литература, отчетливо сознавая, что жизнь творят не только выдающиеся личности, воплощающие в себе квинтэссенцию своего времени, но и вечно существующий незаметный человек […]...
- Образ Башмачкина (по повести Н. В. Гоголя “Шинель”) Тема “маленького человека” в повести Н. В. Гоголя “Шинель” развивается как важная проблема общественной жизни. Главный герой произведения, Акакий Акакиевич Башмачкин, олицетворяет собой всех угнетенных, обездоленных, обреченных на нечеловеческое существование. С самого начала в повесть вводится тема предопределения судьбы. Оказывается, что уже с рождения над героем довлеет рок, фатум, судьба. Незавидная участь выпала на долю […]...
- Образ маленького человека в произведении Симонова Живые и Мертвые Про маленького человека русскую литературу заставила вспомнить война. Возродилась толстовская традиция в изображении маленького, незаметного человека как истинного героя войны, как выразителя народной правды и конкретного носителя той непобедимой силы, которая способна отстоять родную землю. Собственно во время войны образ маленького человека появляется чаще всего в публицистике и журналистике – возникает множество очерков, заметок, зарисовок […]...
- Образ маленького человека в произведениях Чехова Маленький человек живет своей маленькой жизнью не только в реальности. Он перешел на страницы романов, рассказов и уже оттуда выглядывает своими маленькими глазками, боясь выйти в открытый космос. И самые яркие их выходы, те незабываемые, о которых читатель не раз вспоминает, которые он цитирует и пытается сберечь в памяти, несомненно, припадают на творчество Антона Павловича […]...
- Сочинение на тему “Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова” Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А. П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа “Тоска”, […]...