ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ (“Повесть о капитане Копейкине”, “Шинель”)

Н. В. Гоголь раскрыл в своих “Петербург-
ских повестях” истинную сторону столичной
жизни и жизни чиновников. Он наиболее яр-
ко показал возможности “натуральной шко-
лы” в преображении и изменении взгляда
человека на мир и на судьбы “маленьких
людей”.
В “Петербургских записках” 1836 года
Гоголь с реалистических позиций выдвигает
идею социально значимого искусства, кото-
рое замечает общие элементы нашего обще-
ства, двигающие его пружины. Он дает заме-
чательно глубокое определение

реалистичес-
кого искусства, следующего за романтизмом.
В реализме Гоголь раскрывает многомерную
сложность жизни, ее движения, рождения
в нем нового. Реалистический взгляд начина-
ет утверждаться в творчестве Гоголя во вто-
рой половине 30-х годов XIX века.
372
“Петербургские повести”, особенно “Ши-
нель”, имели огромное значение для всей по-
следующей литературы, создания в ней со-
циально-гуманистического направления и
реалистической школы. Герцен считал “Ши-
нель” колоссальным произведением Гоголя,
а Достоевский говорил: “Все мы вышли из
гоголевской
“Шинели”. Творчество Гоголя
чрезвычайно обогатило русскую литературу,
раздвинуло рамки художественного изобра-
жения.
Социальный пафос, “демократизм и гума-
низм”, обращение к массовым, повседневным
явлениям, создание ярких, эмоциональных
и социальных типов, соединение лирико-пате-
тического и гротескно-сатирического изобра-
жения жизни – эти гоголевские черты были
активно подхвачены молодыми писателями
40-х годов XIX века. Но Гоголь оказал также
большое влияние и на дальнейшее развитие
русской литературы, “отозвавшись” в творче-
стве самых различных ее представителей –
от Достоевского и Щедрина до БулгаковА и
Шолохова. Писатель не ошибся, говоря о сво-
ем “пророческом даре”, о способностях поэти-
чески предвидеть грядущее и великие пере-
мены национальной жизни.
Читая повести Гоголя, мы не раз вспоми-
наем, как останавливался перед витриной
незадачливый чиновник в картузе неопреде-
ленной формы и в синей шинели со старым
воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные
окна магазинов, блистающих чудными огня-
ми и великолепной позолотой. Долго, с зави-
стью, пристально разглядывал чиновник раз-
личные. предметы и, опомнившись, с глубо-
кой тоской и стойкой твердостью продолжал
свой путь. Гоголь открывает читателю мир
“маленьких людей”, мир чиновников, чинов-
ничьего крючкотворства в своих “Петербург-
ских повестях”.
Центральная в этом цикле – повесть
“Шинель”. “Петербургские повести” по ха-
рактеру отличаются от предыдущих произ-
ведений Гоголя. Перед нами чиновничий Пе-
тербург, столица, великосветский, огромный
город, деловой, коммерческий и трудовой,
“всеобщая коммуникация” Петербурга –
блистательный Невский проспект. И. перед
читателем мелькает, как в калейдоскопе, пе-
страя смесь одеяний и лиц, в его воображе-
нии возникает жуткая картина неугомонной,
напряженной жизни столицы.
Настолько были очевидны проволочки бю-
рократии, проблема “высших” и “низших”, что
про это невозможно было не писать. “Какая
быстрая совершается на нем фантасмагория
в течение одного дня!” – как бы с удивлением
восклицает Гоголь, но еще удивительнее спо-
собность самого Гоголя с такой глубиной рас-
крыть сущность социальных противоречий
жизни огромного города в кратком описании
жизни только одной улицы – Невского про-
спекта.
В повести “Шинель” Гоголь обращается
к ненавистному ему миру чиновников, и са-
тира его становится суровой и беспощадной:
“…он владеет даром сарказма, который порой
заставляет смеяться до судорог, а порой бу-
дит презрение, граничащее с ненавистью”.
Эта небольшая повесть произвела огромное
впечатление на читателей. Гоголь, вслед за
другими писателями, выступил на защиту
“маленького человека” – запуганного, бес-
правного, жалкого чиновника. Самое искрен-
нее, самое теплое и задушевное сочувствие к
обездоленному человеку он высказал в пре-
красных строках заключительного рассужде-
ния о судьбе и гибели одной из многих жертв
бездушия и произвола.
Жертвой такого произвола, типичным
представителем мелкого чиновничества в по-
вести является Акакий Акакиевич. Все в нем
было заурядно: и его внешность, и его внут-
ренняя духовная приниженность. Гоголь
правдиво изобразил своего героя как жертву
несправедливой действительности.
В “Шинели” трагическое и комическое
взаимно дополняют друг друга. Автор со-
чувствует своему герою и в то же время ви-
дит его умственную ограниченность и посме-
ивается над ним. За все время пребывания
в департаменте Акакий Акакиевич ничуть
не продвинулся по служебной лестнице. Го-
голь показывает, как ограничен и жалок был
тот мир, в котором существовал Акакий
Акакиевич, довольствовавшийся убогим жи-
льем, жалким обедом, поношенным мунди-
ром и разъезжающейся от старости шине-
лью. Гоголь смеется, но он смеется не толь-
ко над Акакием Акакиевичем, он смеется
над всем обществом.
У Акакия Акакиевича была своя “поэзия
жизни”, имевшая такой же приниженный
характер, как и вся его жизнь. В переписы-
вании бумаг ему “виделся какой-то свой раз-
нообразный и приятный мир”. В Акакие
Акакиевиче все же сохранилось человечес-
кое начало. Его робость и смирение окружа-
ющие не принимали и всячески издевались
над ним, сыпали ему на голову бумажки,
а Акакий Акакиевич только и мог сказать:
“Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?”
И только один “молодой человек проникся
к нему жалостью”. Смыслом жизни “малень-
кого человека” является новая шинель. Эта
цель преображает Акакия Акакиевича. Но-
вая шинель для него словно символ новой
жизни.
Апогеем существования Акакия Акакие-
вича становится его первый приход в депар-
тамент в новой шинели и посещение вече-
ринки у столоначальника. Но на этой, каза-
лось бы, вершине благополучия его постигает
катастрофа. Двое грабителей снимают с него
шинель. Отчаяние вызывает у Акакия Ака-
киевича бессильный протест. В обращении
к “значительному лицу” Акакий Акакиевич
“раз в жизни захотел показать характер”.
Гоголь видит несостоятельность своего героя,
но он дает ему возможность противостоять.
Однако он бессилен перед лицом бездушной
бюрократической машины и в конце концов
погибает так же незаметно, как и жил. Го-
голь не заканчивает на этом повесть. Он по-
казывает нам финал истории о мертвом Ака-
кие Акакиевиче, который при жизни был
безропотным и смиренным, а после смерти
стаскивает шинели не только с титулярных,
но и с надворных советников.
Гоголь говорит финалом повести, что в том
мире, в котором жил Акакий Акакиевич, его
герой, как человек, как личность, бросающая
вызов всему обществу, может существовать
только после смерти. В “Шинели” повествует-
ся о самом заурядном и ничтожном человеке,
о самых обыденных событиях в его жизни.
Повесть оказала большое влияние на дальней-
шее развитие русской литературы: тема “ма-
ленького человека” стала на многие годы од-
ной из самых важных.
Но и после “Петербургских повестей” Го-
голь не обделяет вниманием взаимоотноше-
ния “маленького человека” и чиновничьего
мира столицы. Эта тема постоянно живет в
каждом его произведении, он никогда не упу-
стит случая,, чтобы не сказать хотя бы двух-
трех едких слов об этой проблеме. И снова
эта тема прозвучала без всяких предисло-
вий, без всяких иносказаний, с предельной
сатирической обнаженностью в “Повести о ка-
питане Копейкине”. Это драматическая исто-
рия об инвалиде – герое Отечественной вой-
ны 1812 года, прибывшем в Петербург за
“монаршей милостью”. Защищая Родину, ка-
питан Копейкин потерял руку и ногу и ли-
шился каких бы то ни было средств сущест-
вования. Непризнанный герой добивался
встречи с самим министром, который оказал-
ся черствым, бездушным чиновником. “Ма-
ленький человек” попал в беду, из которой
нет никакого выхода. А всесильному минист-
ру нет никакого дела до несчастного инвали-
да. Министр досадует на то, что посетитель
отнимает у него слишком много времени:
“Меня ждут дела важнее ваших”. С какой
откровенностью противопоставлены здесь
интересы “государственные” интересам про-
стого человека.
Символом этой государственной власти
выступает и Петербург – чинный, важный,
утопающий в роскоши. Это город, в котором
невозможно жить бедному человеку. Петер-
бург – неприветливый, жестокий город, бес-
конечно чужд “маленькому человеку”. К не-
му, этому человеку, равнодушен и министр.
Он не только не помог инвалиду, но, возму-
тившись его “упрямством”, распорядился
выслать его из столицы. А Копейкин гневно
размышляет: раз министр советовал ему са-
мому найти средства помочь себе, то так то-
му и быть. Вскоре Копейкин стал атаманом
появившейся в рязанских лесах “шайки раз-
бойников”, грабившей казну и помогавшей
беднякам.
По своему внутреннему смыслу, по своей
идее “Повесть о капитане Копейкине” как бы
венчает всю страшную картину чиновничьей
и полицейской России. Воплощением произ-
вола и несправедливости является не только
губернская власть, но и столичная бюрокра-
тия, само правительство. Чего же стоит это
бездушное правительство, если оно не может
оказать помощь защитнику Отечества!
“Повесть о капитане Копейкине” содер-
жала в. себе очень острое политическое жа-
ло. И это было верно угадано петербургской
цензурой, потребовавшей от автора либо
выбросить всю повесть, либо внести в нее
существенные поправки. Повесть дала авто-
ру возможность поднять тему героического
1812 года и тем самым еще резче оттенить
поведение чиновников губернского города
и столицы России, характерного для них
эгоизма, на фоне красоты человеческого духа,
нравственного величия, подвига народа в за-
щиту Отечества.
Сильный и мужественный, исполненный
человеческого достоинства, Копейкин являет
собой разительную противоположность бес-
сердечию и произволу столичной власти,
трусливой и жалкой знати. Всем этим людям
противостоял Копейкин – смелый, добрый
человек с героической и печальной судьбой.
Никогда еще тема “маленького человека” не
звучала у Гоголя с такой трагической прон-
зительностью, с такой силой, ибо “малень-
кий человек” вырастает здесь в фигуру ве-
личественную – в защитника и спасителя
Родины.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ТЕМА “МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА” В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н. В. ГОГОЛЯ (“Повесть о капитане Копейкине”, “Шинель”)