Значение “Повести о капитане Копейкине” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”

1. Место, которое “Повесть…” занимает в поэме.
2. Социальные проблемы.
3. Мотивы народных преданий.

“Повесть о капитане Копейкине” при поверхностном взгляде может показаться в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” чужеродным элементом. В самом деле какое отношение она имеет к судьбе главного героя? Почему автор отводит “Повести…” столь значительное место? Почтмейстер ни с того ни с сего вообразил, что Чичиков и Копейкин – одно и то же лицо: но ведь остальные губернские чиновники решительно отвергли подобное

нелепое предположение.

И разница между этими двумя персонажами заключается не только в том, что Копейкин – инвалид, а у Чичикова и руки, и ноги на месте. Копейкин становится разбойником исключительно от безысходности, так как у него нет иного способа получить все необходимое для поддержания своей жизни; Чичиков сознательно стремится к богатству, не брезгуя никакими сомнительными махинациями, которые могут приблизить его к цели.

Но несмотря на огромную разницу в судьбе этих двух людей, история капитана Копейкина во многом объясняет, как ни странно, и мотивы поведения Чичикова. Положение крепостных крестьян,

конечно, тяжелое. Но и положение человека свободного, если у него нет ни связей, ни денег, тоже может оказаться поистине ужасным. В “Повести о капитане Копейкине” Гоголь показывает пренебрежение государства в лице его представителей к простым людям, отдавшим все этому государству.

Генерал-аншеф советует человеку с одной рукой и одной ногой: “…Старайтесь покамест помочь себе сами, ищите сами средства”. Копейкин воспринимает эти издевательские слова как руководство к действию – почти как приказ высшего командования: “Когда генерал говорит, чтобы я поискал сам средств помочь себе – хорошо… я… найду средства!”

Гоголь показывает огромное имущественное расслоение общества: у офицера, ставшего инвалидом в войне, которую вела его страна, в кармане всего-то пятьдесят рублей, между тем как даже швейцар генерал-аншефа “смотрит генералиссимусом”, не говоря уж о роскоши, в которой утопает его хозяин. Да, столь разительный контраст, конечно, должен был потрясти Копейкина. Герой представляет как “возьмет какую-нибудь селедку, да огурец соленый, да хлеба на два гроша”, в окнах ресторанов он видит “котлетки с трюфелями”, а в магазинах – семгу, вишни, арбуз, только все это горемычному инвалиду не по карману, да скоро и на хлеб ничего не останется.

Отсюда и та резкость, с которой Копейкин требует от вельможи окончательного решения по его вопросу. Копейкину нечего терять – он даже рад, что генерал-аншеф приказал выдворить его из Петербурга за казенный счет: “…по крайней мере не нужно платить прогонов, спасибо и за то”.

Итак, мы видим, что человеческая жизнь и кровь ничего не значат в глазах большинства влиятельных чиновников, как военных, так и статских. Деньги – вот то, что способно в определенной степени дать человеку уверенность в завтрашнем дне. Не случайно главным наставлением, полученным Чичиковым от отца, был совет “копить копейку”, которая “не выдаст, в какой бы беде ты ни был”, которой “все сделаешь и все прошибешь”.

Сколько горемык на Руси-матушке покорно сносят оскорбления, а все потому, что нет денег, которые обеспечили бы этим людям относительную независимость. Капитан Копейкин становится разбойником, когда у него уже, по сути, и нет другого выбора – разве что голодная смерть. Конечно, можно сказать, что выбор Копейкина делает его человеком вне закона.

Но почему должен он уважать закон, который не защитил его человеческих прав? Таким образом, в “Повести о капитане Копейкине” Гоголь показывает истоки того правового нигилизма, законченным продуктом которого является Чичиков. Внешне этот благонамеренный чиновник старается подчеркнуть свое уважение к чинам, к правовым нормам, потому что в подобном поведении он видит залог своего благополучия.

Но старинная поговорка “Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло”, несомненно, как нельзя лучше отражает сущность правовых понятий Чичикова, и в этом повинен не только он сам, но и общество, в котором герой вырос и сформировался. В самом деле, один ли капитан Копейкин безрезультатно топтался в приемных высокопоставленных чиновников? Равнодушие государства в лице генерал-аншефа превращает честного офицера в разбойника.

Чичиков же надеется, что, скопив приличное состояние, пусть и мошенническим путем, со временем можно стать достойным и уважаемым членом общества…

Известно, что первоначально Гоголь не обрывал повествования о Копейкине на том, что капитан стал атаманом разбойничьей шайки. Копейкин с миром отпускал всех, кто ехал по своим делам, изымал лишь казенное, то есть государственное имущество – деньги, провиант. Отряд Копейкина состоял из беглых солдат: несомненно, что им тоже пришлось натерпеться на своем веку и от командиров, и от помещиков. Таким образом, Копейкин представал в первоначальном варианте поэмы как народный герой, образ которого перекликается с образами Стеньки Разина и Емельяна Пугачева.

Через какое-то время Копейкин уехал за границу – совсем как Дубровский в одноименной повести Пушкина – а оттуда послал письмо императору с просьбой не преследовать людей из его шайки, оставшихся в России. Однако это продолжение “Повести о капитане Копейкине” Гоголю пришлось вырезать ло требованию цензуры. Тем не менее вокруг фигуры Копейкина сохранился ореол “благородного разбойника” – человека, обиженного судьбой и людьми, имеющими власть, но не сломленного и не смирившегося.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Значение “Повести о капитане Копейкине” в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души”