Сочинение анализ романтических поэм Пушкина
Поэмы, созданные на юге, принесли Пушкину широкую известность: о них спорили, им подражали, их использовали в качестве аргументов в литературной борьбе эпохи. Южные поэмы — высшее достижение Пушкина-романтика, но в них намечается и начало нового этапа в его творчестве.
В 20-е годы XIX в. романтизм как литературное направление чаще всего связывался с именем Байрона. Пушкин хорошо знал его творчество, был увлечен и самой личностью английского поэта и его героями. Байронические герои — это люди неудовлетворенные и тоскующие, разочарованные
Все это соответствовало идейно-художественным взглядам Пушкина начала 20-х годов. Но характерные для Байрона образы и мотивы Пушкин перерабатывал и подчинял задачам, имеющим прямое отношение к русской действительности, русской культуре. И во многих случаях Пушкин не столько следовал Байрону, сколько спорил с ним, вырабатывая собственную позицию в литературе, создавая национальный вариант романтической поэмы.
В самой первой южной поэме «Кавказский пленник» (1820-1821) у Пушкина намечается своя концепция человеческой личности, свое отношение к «байроническому
Экзотическая обстановка, новые люди, новые впечатления должны были освободить героя от тяжелых настроений и разочарованности. Его образ дан без тени иронии, которая так была свойственна для «Руслана и Людмилы». Здесь у Пушкина начинается серьезный разговор о проблемах, имеющих чрезвычайно важное значение для целой исторической эпохи. В письме к В. П. Горчакову Пушкин так объяснял свой замысел: «Я в нем (пленнике) хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи 19-го века».
Поэт с сочувствием пишет о пленнике, но вместе с тем судит его за индивидуализм, за безразличие к людям, «к младой черкешенке», которая пожертвовала жизнью, чтобы помочь ему обрести желанную свободу и бежать из плена. Пушкин еще не раз будет обращаться к этому характеру — вплоть до » Евгения Онегина «, где продолжится разработка проблематики, намеченной в «Кавказском пленнике».
К числу южных поэм относятся и «Братья разбойники» (1821 — 1822). Произведение это было написано Пушкиным на материале чисто русской действительности и, как писал поэт Вяземскому, основано на действительном происшествии. Полный текст поэмы до нас не дошел: Пушкин сжег его в 1823 г. Сохранившийся отрывок дает основание предполагать, что поэма отличалась острой социальной направленностью. Характерно обращение Пушкина к поэтике фольклора, использование элементов устного народного творчества.
Изображение разбойников, людей, отверженных обществом и поднимающихся на борьбу с ним, было характерно для романтизма с его интересом к героям необычным, гордым, непонятым и свободолюбивым.
Одновременно с «Цыганами» Пушкин писал 3 главу «Евгения Онегина «, где дана прямая и четкая характеристика героя, которого
«Лорд Байрон прихотью удачной Облек в унылый романтизм И безнадежный эгоизм».
«Безнадежный эгоизм» романтического героя отчетливо раскрыт в «Цыганах». То, что было только намечено в «Кавказском пленнике», прояснилось и для самого Пушкина, и для его читателей в «Цыганах». Суровый приговор старика-цыгана, отца Земфиры, изгоняющего Алеко из табора: «Оставь нас, гордый человек! //… Ты не рожден для Дикой доли, // Ты для себя лишь хочешь воли…»- приобретает характер обобщающего обвинения герою-индивидуалисту.
Вместе с тем Пушкин далек и от идеализации «естественного» мира цыган, противопоставленного испорченному цивилизацией Алеко. Впоследствии Белинский, объясняя суть идейно-творческих исканий Пушкина, подчеркивал, что высший идеал человека «может реализоваться только в существе сознательно разумном…». Преодоление «руссоистской» тенденции было важным этапом в эволюции художественного мышления Пушкина.