“Шагреневая кожа”, анализ романа Оноре де Бальзака

Написанный в 1830-1831 годах роман “Шагреневая кожа” посвящен старой, как мир, проблеме столкновения молодого, неискушенного человека с развращенным многочисленными пороками обществом.

Главный герой произведения – юный, обедневший аристократ Рафаэль де Валантен, проходит тяжелый путь: от богатства – к бедности и от бедности – к богатству, от страстного, безответного чувства – к взаимной любви, от великого могущества – к смерти. История жизни персонажа рисуется Бальзаком как в настоящем времени, так и в ретроспективе –

через рассказ Рафаэля о его детстве, годах обучения юридическому искусству, знакомстве с русской красавицей-графиней Феодорой.

Сам роман начинается с переломного момента в жизни Рафаэля, когда, униженный любимой женщиной и оставшийся без единого су в кармане, молодой человек решает покончить жизнь самоубийством, но вместо этого приобретает чудесный талисман – небольшой, величиной с лисицу, кусок шагреневой кожи. Содержащая на обратной стороне печать Соломона и ряд предупреждающих надписей, говорят о том, что владелец необычного предмета получает возможность исполнения всех желаний в обмен на собственную

жизнь.

По признанию владельца лавки древностей, никто до Рафаэля не решался “подписаться” под столь странным договором, фактически напоминающим сделку с дьяволом. Продав жизнь за неограниченное могущество, герой вместе с ней отдает и на растерзание свою душу. Мучения Рафаэля понятны: получивший возможность жить, он с трепетом наблюдает за тем, как утекают драгоценные минуты его существования. То, что еще совсем недавно не представляло для героя никакой ценности, вдруг стало настоящей манией.

И особенно желанна стала жизнь для Рафаэля, когда он встретил свою истинную любовь – в лице бывшей ученицы, ныне юной и богатой красавицы Полины Годэн.

Композиционно роман “Шагреневая кожа” делится на три равные части. Каждая из них является составляющим элементом одного большого произведения и, одновременно, выступает как самостоятельная, законченная история. В “Талисмане” намечается завязка всего романа и при этом дается рассказ о чудесном спасении от смерти Рафаэля де Валантена.

В “Женщине без сердца” раскрывается конфликт произведения и повествуется о безответной любви и попытке занять свое место в обществе все тем же героем. Название третьей части романа, “Агония”, говорит само за себя: это и кульминация, и развязка, и трогательный рассказ о несчастных влюбленных, разлучаемых злым случаем и смертью.

Жанровое своеобразие романа “Шагреневая кожа” складывается из особенностей построения трех его частей. “Талисман” сочетает в себе черты реализма и фантастики, являясь, по сути, мрачной романтической сказкой в гофмановском стиле. В первой части романа поднимаются темы жизни и смерти, игры (на деньги), искусства, любви, свободы. “Женщина без сердца” – исключительно реалистичное повествование, проникнутое особым, бальзаковским психологизмом. Здесь речь идет об истинном и ложном – чувствах, литературном творчестве, жизни. “Агония” – классическая трагедия, в которой есть место и сильным чувствам, и всепоглощающему счастью, и бесконечному горю, заканчивающемуся смертью в объятиях прекрасной возлюбленной.

Эпилог романа подводит черту под двумя главными женскими образами произведения: чистой, нежной, возвышенной, искренне любящей Полиной, символически растворенной в красоте окружающего нас мира, и жестокой, холодной, эгоистичной Феодорой, являющейся обобщенным символом бездушного и расчетливого общества.

Женские образы романа включают в себя также двух второстепенных персонажей, являющихся особами легкого поведения. С ними Рафаэль встречается на ужине у барона Тайфера – известного покровителя молодых ученых, художников и поэтов. Величественная красавица Акилина и ее хрупкая подруга Ефрасия ведут свободную жизнь по причине своего неверия в любовь.

У первой девушки возлюбленный погиб на эшафоте, вторая – не желает связывать себя узами брака. Ефрасия в романе придерживается той же самой позиции, что и графиня Феодора: они обе хотят сохранить себя, просто разной ценой. Бедная Ефрасия согласна жить, как ей хочется, и умереть никому не нужной в больнице.

Богатая и знатная Феодора может позволить себе жить в соответствии со своими потребностями, зная, что ее деньги дадут ей любовь на любом этапе – хоть в самой суровой старости.

Тема любви в романе тесно связана с темой денег. Рафаэль де Валантен признается своему другу Эмилю в том, что в женщине он ценит не только ее внешность, душу и титул, но еще и богатство. Прелестная Полина привлекает его внимание не раньше, чем становится наследницей большого состояния.

До этого момента Рафаэль глушит все чувства, которые вызывает у него юная ученица.

Графиня Феодора разжигает его страсть всем, что только у нее есть: красотой, богатством, неприступностью. Любовь к ней для героя сродни покорению Эвереста – чем больше трудностей встречается на пути Рафаэля, тем сильнее он хочет разгадать загадку Феодоры, оказавшуюся в итоге ничем иным как пустотой…

Русская графиня в своем жестокосердии не зря соотносится Бальзаком с великосветским обществом: последнее так же, как и Феодора, стремится только к довольству и наслаждениям. Растиньяк хочет выгодно жениться, его друг-литератор – прославиться за чужой счет, молодая интеллигенция – если не нажиться, то хотя бы поесть в доме богатого мецената.

Истинные реалии жизни, такие как любовь, нищета, болезнь, отвергаются этим обществом как нечто чужеродное и заразное. Нет ничего удивительного в том, что как только Рафаэль начинает отдаляться от света, он тут же умирает: человек, познавший истинные ценности жизни, не может существовать внутри обмана и лжи.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Шагреневая кожа”, анализ романа Оноре де Бальзака