“Отец Горио”, художественный анализ романа Оноре де Бальзака

Роман Оноре де Бальзака “Отец Горио” был написан в 1832-м, опубликован в 1834-1835 годах и впоследствии вошел в цикл сочинений, носящий название “Человеческая комедия” (1815-1848). Центральной темой произведения стала искренняя отцовская любовь, не нашедшая себе места в развращенном парижском обществе.

Художественная проблематика романа включает в себя развенчание общечеловеческого мифа о том, что добиться славы и богатства можно честным трудом. На протяжении всего повествования об этом размышляет один из главных героев произведения

– молодой студент, Эжен де Растиньяк. История жизни папаши Горио и его двух дочерей – графини Анастази де Ресто и “банкирши” Дельфины де Нусинген проходит перед глазами читателя в неотрывной связи со “светским обучением” юного честолюбца.

До появления Эжена де Растиньяка в пансионе “Дом Воке” папашу Горио никто не воспринимал всерьез. Его считали старым кутилой и сластолюбцем, растратившим свое состояние на молодых и знатных любовниц. Проникновение Эжена в высший свет парижского общества открыло неприглядную правду: изысканно одетые красавицы оказались родными дочерьми бывшего

вермишельщика, сделавшего себе состояние во время Французской буржуазной революции.

За каждой из них папаша Горио дал по 500-600 тысяч франков приданого, но как только девушки превратились в знатных парижанок они отвернулись от своего малообразованного и уже не такого богатого отца.

История жизни папаши Горио в романе – это фактически надгробная эпитафия медленно агонизирующему герою. Формально вермишельщик умирает только в конце произведения, когда остается без гроша в кармане и получает удар, поняв, что больше ничем не может помочь своим дочерям. На самом деле Горио перестает жить сразу же, как только отдает свое сердце и деньги детям.

Сила отцовской любви такова, что даже на пороге смерти папаша Горио, признавая жестокую правду жизни, тем не менее, прощает своих дочерей и надеется только на то, что попадет в рай, откуда ему разрешат являться на землю и следить за жизнью обожаемых им существ.

Выброшенный из жизни дочерей отец, по мнению виконтессы де Босиан и ее подруги графини де Ланже, – рядовая трагедия в жизни великосветского парижского общества, строящегося на принципах женской испорченности, мужского тщеславия и бесконечной тяги к богатству. По мнению двоюродной сестры Эжена, занять свое место в Сен-Жерменском предместье может только хладнокровный человек, смотрящий на мужчин и женщин, “как на почтовых лошадей”. Виконтесса де Босиан предостерегает студента от искренности: в мире, где все строится на деньгах и титулах, ни в коем случае нельзя проявлять настоящие чувства и особенно – истинную любовь.

Человек в парижском обществе может быть либо палачом, либо жертвой и третьего не дано.

Впрочем, один из постояльцев “Дома Воке” – беглый каторжник Жак Коллен, скрывающийся под именем господина Вотрена, пытается занять положение вне стандартных общественные позиций “тупого повиновения” и “бунта”. Самого себя он считает человеком “высшего порядка”, а в Эжене видит родственную душу. Критика Вотреном современного ему общества выходит за рамки высшего света и распространяется на все человечество. По мнению беглого каторжника, “человек везде один и тот же, что наверху, что в середине, что внизу”.

Последующее предательство Вотрена мадемуазель Мишано лишний раз подтверждает эту точку зрения. Живущая долгое время в относительном достатке старая дева не менее падка на деньги, нежели лишенная их мужем Дельфина де Нусинген. При этом в характере Мишано, помимо явной корысти, проступает еще и некая женская подлость, стремление отомстить мужчине, назвавшей ее “Кладбищенской Венерой”.

Похоже ведет себя и вдова Воке по отношению к папаше Горио: отвергнутая им еще в период относительного материального благополучия, она распускает слухи о герое и всячески пытается унизить его перед другими постояльцами.

Эжен де Растиньяк – чистый, неиспорченный светом молодой человек, глядя на творящуюся вокруг него мерзость, в конце романа, решает бросить вызов парижскому обществу. Студент понимает, что и виконтесса де Босиан, и Вотрен были правы: честностью в жизни можно добиться разве что нищих, унылых похорон. В высшем свете люди нужны друг другу только, когда они могут дать что-то взамен: деньги, связи, титулы и небольшое количество настоящей любви.

Последняя – самая драгоценная валюта для знатных парижанок, самостоятельно лишивших себя искренней привязанности браком по расчету.

Анастази де Ресто, Дельфина де Нусинген, виконтесса де Босиан, графиня де Ланже – все великосветские дамы имеют любовную связь на стороне. Они любят по-настоящему, со всей силой страсти, на которую способны парижские женщины, но эта любовь не приносит им счастья: любовник и отец большинства детей Анастази, граф Максим де Трай – тянет из своей дамы сердца деньги на оплату карточных долгов; маркиз д’Ажуда-Пинто верен виконтессе де Босиан до тех самых пор, пока ему не подворачивается выгодная для женитьбы партия; графиню де Ланже ее любовник и вовсе бросает, так и не появившись на авансцене произведения; любовная связь Дельфины и Эжена строится на принципе взаимовыгодного обмена: Эжен обеспечивает Дельфине прием в высшем обществе, Дельфина становится любовницей, которая так необходима любому светскому человеку.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Отец Горио”, художественный анализ романа Оноре де Бальзака