Сатирические образы чиновников в комедии “Ревизор”

“В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем”, – объяснял замысел своей комедии Гоголь. Изображая злоупотребления в уездном городе N, от которого “хоть три года скачи, никуда не доскачешь”, писатель обличает всю чиновничью николаевскую Россию, погрязшую в казнокрадстве, взяточничестве.

В пьесе нет ни одного положительного персонажа; все они порочны, как порочна система в целом. В каждом из чиновников представлен какой-нибудь отдельный порок. Но всех их объеди­няют

бюрократизм, чинопочитание, произвол, стремление нажиться за чужой счет. Все чиновники, ощущая давление деспотизма, деспотичны сами.

Их пронизывает страх перед Хле­стаковым, который представляет будто бы столичную власть.

В комедии “Ревизор” Гоголь показал “корпорацию разных слу­жебных воров и грабителей”. Уже в авторских характеристиках, предваряющих пьесу, кратко очерчена суть персонажей. Город­ничий “хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно”, Ляп – кин-Тяпкин – “человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумец”, Хлестаков – “без царя

в го­лове.

Говорит и действует без всякого соображения”.

Красноречиво говорят о персонажах и их фамилии: частный пристав Уховертов, лекарь Гибнер, почтмейстер Шпекин, су­дья Ляпкин-Тяпкин.

Гоголь дает яркие портретные характеристики в письме Хле­стакова своему приятелю в Петербург. Так Землянику – попечи­теля богоугодных заведений он называет “совершенной свиньей в ермолке”. У каждого героя подчеркивается какое-то наиболее выразительное свойство, характеризующее его не столько как индивидуальность, сколько как социальный тип.

Гоголь рисует не галерею уездных чиновников, а создает их обобщенный груп­повой портрет, на переднем плане которого – Городничий и Хлестаков.

Городничий, узнав о приезде ревизора, призывает подчи­ненных навести в их учреждениях хотя бы внешний порядок. Почтмейстеру Шпекину он дает задание узнать, “что за пти­ца такая едет”. Понимая, что это противозаконно, Городни­чий предлагает “для общей пользы всякое письмо этак не­множко распечатать”.

А Шпекин и так этим постоянно зани­мается. Попечителю богоугодных заведений Городничий при­казывает, “чтобы больные были чистые, не походили на кузне­цов”, “да лучше бы, чтоб их вообще было поменьше”. Земля­ника успокаивает Городничего, что у них хорошие методы лечения: “…лекарств дорогих не употребляем.

Человек про­стой: если умрет, то и так умрет: если выздоровеет – то и так выздоровеет”.

Чиновники изображаются Гоголем сатирически. Определя­ющими приемами являются гипербола и гротеск. Безгранично самоуправство Городничего – он присваивает деньги, собран­ные на строительство церкви, приказывает высечь розгами унтер-офицершу.

Под стать ему и чиновники рангом помень­ше. Судья Ляпкин-Тяпкин уверен, что в его делах “сам Соло­мон не разрешит, что правда и что неправда”. Врач Христиан Иванович Гибнер ни слова не знает по-русски: понятно, как он лечит больных.

Судебный заседатель постоянно пьян, но всех удовлетворяет его объяснение, что “в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою”. Учителя в гимназии метко характеризуются Городничим: “Умный чело­век – или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси”.

Провинциальное чиновничество предстает как коллективный портрет в реплике Городничего: “Ничего не вижу: вижу какие – то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…”

Все пороки столичного чиновничества воплотил в себе Хле­стаков. Он честолюбив, пошл. Чего стоит философия его жизни: “Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия”. Глав­ная черта Хлестакова – мнимая значительность и неоправдан­ные претензии при внутренней пустоте и ничтожности.

Рассказ Хлестакова о его петербургской жизни полностью очерчивает представление ограниченного человека о жизненном идеале и вершине карьеры. Образ Хлестакова построен на сатирическом гротеске.

Гоголь, сатирически заостряя типические свойства персона­жей, создал нарицательные образы общечеловеческого значе­ния. Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, унтер-офицер­ская жена, Добчинский и Бобчинский воплотили отрицатель­ные черты с такой силой и полнотой, что стали названиями определенных явлений действительности.

Идейный смысл комедии, намеченный в эпиграфе “Неча на зеркало пенять, коли рожа крива”, раскрываясь в действии ко­медии, достигает своего патетического завершения в восклица­нии Городничего: “Чему смеетесь? Над собой смеетесь!”

Сообщение о появлении настоящего ревизора после того, как все “деяния” чиновников вышли наружу, воспринимается как грядущее наказание. Немая сцена несет символическую нагрузку.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сатирические образы чиновников в комедии “Ревизор”