Сочинение на тему: Изображение города и мира городских чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»

Изображение города и мира городских чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

«Ревизор» был задуман Н.В. Гоголем как общественная коме­дия, подобная комедиям Аристофана. Для этого и был выбран характерный сюжет, событие, важное для жизни губернского го­рода и городских чиновников.

Образ города, созданный писателем, получил различные трак­товки в литературоведении. В частности, его рассматривали как мифологизированный образ русского провинциального горо­да. И действительно, в этом образе есть что-то фантастичес­кое, ирреальное.

«Отсюда хоть три года скачи, ни до какого госу­дарства доедешь», — замечает в комедии городничий.

Этот мо­тив несбыточности, фантастичности Гоголь создает с помощью комических приемов. Один из них — комический алогизм, ко­мизм абсурдных умозаключений. Так, получив известие город­ничего о приезде ревизора, Аммос Федорович приходит к выво­ду о том, что Россия хочет вести войну.

Также в ирреальном, та­инственном ключе подан сон городничего о крысах. Другая вер­сия: гоголевский город — гротескная карикатура на российское государство. Именно таким образом комедия была прочитана Николаем

I. Сам же автор рассматривал свое произведение в духе религиозно-философской притчи. Н.В.

Гоголем была написана еще одна пьеса — «Развязка Ревизора», в которой он говорит о том, что город — это человеческая душа; чиновники — гибель­ные страсти, пороки; ревизор — совесть; Хлестаков — «ветреная, светская» совесть.

Персонажи, формирующие образ города в комедии, — это городничий и окружающие его чиновники. С самого начала про­изведения Гоголь подчеркивает, что в городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол. Городничий берет взятки с куп­цов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначен­ные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам.

На улицах города — «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту должность в тече­ние 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам

Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечи­тель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну ка­пусту.

Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и остав­ляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся гре­хи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семей­ственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочи­тание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуаль­ный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу — эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Для создания этих образов писатель использует различные художественные средства: авторские ремарки, письма (в письме Чмыхова очерчены некоторые личностные качества Городниче­го, в письме Хлестакова Тряпичкину дана уничижительная ха­рактеристика всех чиновников), комические ситуации (Антон Антонович вместо шляпы надевает бумажный футляр). Речь ге­роев индивидуализирована. Так, Городничий часто употребляет канцеляризмы, просторечия, бранные слова, идиоматические выражения.

Язык Сквозник-Дмухановского по-своему яркий, образный, в речи звучат порой иронические интонации («до сих пор… подбирались к другим городам», «добрался до Александра Македонского», «задам перцу», «какие пули отливает!»). Таким образом, чиновничество изображено у Гоголя гротескно, гипер­болически, нередко с помощью средств буффонады.

Стоит отметить, что в образе Хлестакова все гиперболичес­кие краски у Гоголя сгущаются, приемы изображения становят­ся более резкими, комическими. Этот персонаж воплощает со­бой все негативные черты уже не провинциальных, а столичных чиновников: мотовство, хвастовство, невежество, легкомыслие. Хлестаков с легкостью берет взятки, волочится за женой и доч­кой городничего, заявляет о своем знакомстве с Пушкиным.

В финале комедии приезжает настоящий ревизор, что повер­гает чиновников в страх и ужас. Они ошеломлены и уничтоже­ны. И комедия здесь превращается в трагедию.

В.И. Немирович-Данченко писал, что Гоголь «в самый острый момент разга­ра страстей дает одним ударом такую развязку, равной которой не было ни в одной литературе». Последняя сцена еще раз под­черкивает острый общественно-политический смысл коме­дии.


Сочинение на тему: Изображение города и мира городских чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»