Сочинение на тему: Изображение города и мира городских чиновников в комедии Гоголя «Ревизор»
Изображение города и мира городских чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»
«Ревизор» был задуман Н.В. Гоголем как общественная комедия, подобная комедиям Аристофана. Для этого и был выбран характерный сюжет, событие, важное для жизни губернского города и городских чиновников.
Образ города, созданный писателем, получил различные трактовки в литературоведении. В частности, его рассматривали как мифологизированный образ русского провинциального города. И действительно, в этом образе есть что-то фантастическое, ирреальное.
Этот мотив несбыточности, фантастичности Гоголь создает с помощью комических приемов. Один из них — комический алогизм, комизм абсурдных умозаключений. Так, получив известие городничего о приезде ревизора, Аммос Федорович приходит к выводу о том, что Россия хочет вести войну.
Также в ирреальном, таинственном ключе подан сон городничего о крысах. Другая версия: гоголевский город — гротескная карикатура на российское государство. Именно таким образом комедия была прочитана Николаем
Гоголем была написана еще одна пьеса — «Развязка Ревизора», в которой он говорит о том, что город — это человеческая душа; чиновники — гибельные страсти, пороки; ревизор — совесть; Хлестаков — «ветреная, светская» совесть.
Персонажи, формирующие образ города в комедии, — это городничий и окружающие его чиновники. С самого начала произведения Гоголь подчеркивает, что в городе царят беспорядки, кругом — воровство и произвол. Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам.
На улицах города — «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам
Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту.
Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу — эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.
Для создания этих образов писатель использует различные художественные средства: авторские ремарки, письма (в письме Чмыхова очерчены некоторые личностные качества Городничего, в письме Хлестакова Тряпичкину дана уничижительная характеристика всех чиновников), комические ситуации (Антон Антонович вместо шляпы надевает бумажный футляр). Речь героев индивидуализирована. Так, Городничий часто употребляет канцеляризмы, просторечия, бранные слова, идиоматические выражения.
Язык Сквозник-Дмухановского по-своему яркий, образный, в речи звучат порой иронические интонации («до сих пор… подбирались к другим городам», «добрался до Александра Македонского», «задам перцу», «какие пули отливает!»). Таким образом, чиновничество изображено у Гоголя гротескно, гиперболически, нередко с помощью средств буффонады.
Стоит отметить, что в образе Хлестакова все гиперболические краски у Гоголя сгущаются, приемы изображения становятся более резкими, комическими. Этот персонаж воплощает собой все негативные черты уже не провинциальных, а столичных чиновников: мотовство, хвастовство, невежество, легкомыслие. Хлестаков с легкостью берет взятки, волочится за женой и дочкой городничего, заявляет о своем знакомстве с Пушкиным.
В финале комедии приезжает настоящий ревизор, что повергает чиновников в страх и ужас. Они ошеломлены и уничтожены. И комедия здесь превращается в трагедию.
В.И. Немирович-Данченко писал, что Гоголь «в самый острый момент разгара страстей дает одним ударом такую развязку, равной которой не было ни в одной литературе». Последняя сцена еще раз подчеркивает острый общественно-политический смысл комедии.