Образ Хлестакова (по комедии Н. В Гоголя “Ревизор”)

Иван Александрович Хлестаков – один из главных героев комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Сам автор так характеризует его: “молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький;… несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения”.
Мы узнаем, что Хлестаков по дороге из Петербурга домой проигрался в пух и прах. И теперь, без копейки денег, сидит в гостинице уездного города N. Здесь-то его и находит городничий, принимая

за “важную птицу” – ревизора.
Хлестаков – это типичный “маленький человек”, осознающий свое полное ничтожество. Он служит в канцелярии и получает мизерную зарплату. Но, в то же время, герой мечтает о другой жизни, которую он каждый день видит в Петербурге.

Хлестаков хочет чувствовать себя “значительным лицом”, вести роскошный образ жизни, хочет быть “любимцем дам”: “Но никак нельзя скрыться, никак нельзя! Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: “Вон, говорят, Иван Александрович идет!” А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты

и сделали ружьем”.
Но на самом деле все это герою не дано. Не дано от рождения, а, значит, Хлестаков никогда этого не получит.
При этом Иван Александрович наделен талантом неудержимого фантазера и враля. Гоголь говорит о нем, как о человеке “без царя в голове”. Кроме всего прочего, этот герой очень легкомыслен и поверхностен, он не задумывается о последствии своих поступков. Именно поэтому он, оказавшись в роли лжеревизора, начинает неудержимо врать о себе: “Но никак нельзя скрыться, никак нельзя!

Только выйду куда-нибудь, уж и говорят: “Вон, говорят, Иван Александрович идет!” А один раз меня даже приняли за главнокомандующего: солдаты выскочили из гауптвахты и сделали ружьем”.
Что самое интересное, Хлестаков сам верит в то, о чем говорит. Он, завираясь, представляет себя и великим писателем, и генералом, и общественным деятелем, чуть ли не самим государем-императором.
Без зазрения совести этот герой берет “в долг” от чиновников деньги, зная, что не вернет их. Хлестаков считает допустимым волочиться сразу за двумя дамами – женой и дочерью городничего, обеим обещая любовь до гроба: “Это ничего! Для любви нет различия; и Карамзин сказал: “Законы осуждают”. Мы удалимся под сень струй…”
И все это “безобразие” могло бы продолжаться еще долго. И закончилось бы очень плачевно для самого Хлестакова, ведь герой не смог бы вовремя остановиться. По счастливой случайности он уезжает из города, и вскоре городничий и весь город узнают, что это был всего лишь обманщик, лгун, вертопрах: “Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком!

Разнесет по всему свету историю”.
По имени Хлестакова названо целое явление – “хлестаковщина”. Оно подразумевает и безудержное вранье, и легкомысленность, и поверхностность, и глупость, и стремление выдать себя не за того, кем ты являешься на самом деле, и безответственность.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ Хлестакова (по комедии Н. В Гоголя “Ревизор”)