Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Хлестаковщина



“Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым”, – эта фраза как нельзя лучше раскрывает смысл “Ревизора”, позицию автора и само явление хлестаковщины. Не будь так напуганы чиновники и городничий, вряд ли Хлестакова можно было бы принять за проверяющего. Ветреный, ведущий вечно праздную жизнь на чужие, взятые в долг деньги, Хлестаков меньше всех в городе походил на грозного ревизора, хотя, возможно, и обладал внешностью умного проницательного человека, как с самого начало показалось Бобчинскому

и Добчинскому.

В сцене встречи Хлестакова и городничего оба боятся друг друга. Первый страшится раскрытия всех его грехов: неуплаты за еду и жилье – место в гостинице, его игры в карты и огромных долгов, а городничий ведет себя приторно-вежливо: он боится не угодить “ревизору”.
Сначала Хлестаков ведет себя крайне осторожно, но вспыльчиво. Потом он принимает “взятку в долг” и с удовольствием уже едет в дом к городничему, где его поджидают дочь и жена хозяина. Их больше интересует не положение отца и мужа, а внешность Хлестакова.
Почувствовав себя в полной безопасности и даже царем, Хлестаков

начинает красоваться перед дамами. В его речи полностью отсутствуют реплики в сторону, которых полно у других героев пьесы. Лжеревизор врет и завирается так, что захлебывается в собственной лжи, проглатывая и не договаривая концы фраз и предложений.
После размышлений Хлестаков, видя, как относятся к нему чиновники и семья городничего, догадывается, что здесь что-то не так. Решив эту несложную задачу, Хлестаков думает, что раз уж оказался в таком положении, нужно использовать его в своих корыстных целях. Он берет в долг у всех, у кого можно и нельзя, ухаживает то за одной, то за другой дамой, и никто не замечает подвоха.

В результате он решает жениться на дочери городничего, Марии Антоновне, и уезжает.
Хлестаков с самого начала появляется в окружении таких слов, как “инкогнито”, “некто с секретным предписанием”, то есть своеобразных знаков исключительности. В гостинице для него все не так и все не слава Богу. Он и в доме городничего понес о себе всякую небывальщину.
Гоголь считал, что Хлестаков – главный персонаж пьесы. Он совершенно необычный не только по характеру, но и по роли, которая ему выпала. В самом деле, Хлестаков не ревизор, но и не авантюрист, сознательно обманывающий окружающих.

На авантюру, на продуманную заранее хитрость он просто не способен. Это молодой человек “без царя в голове”, действующий в состоянии аффекта, обладающий долей наивности и чистосердечия.
Если бы Хлестаков хоть на йоту изменил своей природе, проявил немного проницательности и сообразил, на каком выгодном месте находится, он бы сорвался и наделал глупостей. Но он ни о чем не догадался и поэтому блестяще справился со своей ролью, что было бы не под силу даже самому искусному мошеннику. В конце он уже начинает осознавать, что его принимают за “государственного человека”, но это не помешало ему довести начатое дело до выгодного завершения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Образ Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. Хлестаковщина