Рецензия к роману Тайны Парижа Понсона дю Террайль (Литература XIX века)
Талантливый соперник известного Александра Дюма французский писатель Понсон дю Террайль завоевал признание читающей публики многочисленными авантюрно-историческими романами. На смену уже изрядно приевшимся похождениям мушкетеров, графов и маркиз время выдвинуло жгучую уголовно-авантюрную тему. Одним из корифеев этого жанра и был плодовитый сочинитель Понсон дю Террайль.
Наибольший успех принесла ему многотомная приключенческая серия “Похождения Рокамболя” и “Воскресший Рокамболь”.
Русский читатель упивался подвигами
Осознав низость преступного мира, он там переродился и стал бороться со злом, привлекая внимание читающей молодежи смелостью и ловкостью, предприимчивостью в борьбе с опасностями и препятствиями.
Не обходилось и без курьезов, связанных с романами Понсона дю Террайля. Московская дворянская молодежь, подражая клубу “Червонных валетов”, создала подобную группу,
Однако подобные казусы не могли помешать завидной популярности романов знаменитого писателя.
Шумный успех романисту принесла и другая многотомная серия исторического романа “Молодость Генриха IV”, которая печаталась российскими издателями в 1874-1875 годах.
Маститый автор для своих сенсационных романов, как и Александр Дюма, брал материалы наиболее интересных и жутких уголовных дел и полицейскую практику, использовал страницы забытой истории, политики, а также невероятные похождения международных авантюристов. А таких крупных искателей приключений и ясновидцев, бродивших с шиком по королевствам, государям, их фавориткам, а потом и тюрьмам, как Казакова, Калиостро, граф Сен-Жермен, Европа уже хорошо знала.
Не случайно, что в конце прошлого века обострился интерес читателей к сенсационному роману, зарубежные переводы которых потоком хлынули и заполнили российские книжные лавки и умы любителей остросюжетного жанра.
Надо сказать, что авантюрно-уголовным романам Понсона дю Террай-ля приходилось выдерживать немалую конкуренцию со стороны известных творцов этого жанра. Их лихо закрученные сочинения пользовались успехом как в Европе, так и в России. К сожалению, наиболее увлекатель ные книги этих авторов до сих пор незаслуженно у нас забыты, а их дореволюционные издания сохранились, в основном, в недоступных книгохранилищах крупнейших библиотек.
Наши прадеды и деды взахлеб проглатывали такие авантюрные романы, как “Тайны Мадридского двора, или Изабелла, бывшая королева Испании” (рус. пер. 1874 г.), “Евгения, или Тайны французского двора” (рус. пер. 1873 г.), “Грешница и кающаяся” (рус. пер.
1869 г.) – немецкого писателя Георга Борна.
По российским городам и весям в больших тиражах разошлись около 60 романов француза К. де Монтепэна, обнажавшего жизнь парижских притонов и кабаков, нищету, насыщенных преступлениями и эротикой, как “Каторжник”, “Кровавое дело”, “Трагедии Парижа”. С ходу разбирались и зачитывались “до дыр” насыщенные интригой книги Поля Феваля “Лондонскиетайны” (рус. пер. 1875 г.), “Сынтайны” (рус. пер.
1862г.) и другие.
Не залеживались на полках и детективные сочинения Эмилио Га-борио, как “Золотая шайка”, “Рабы Парижа” и масса других, наскоро переведенных на русский с французского. Не говоря о многочисленных изданиях романов Э. Сю, Г. Леру, Ф. Сулье, Буагобе и иных мастеров сенсационного жанра.
“Снова я читаю толстые книги Дюма-отца, Понсон дю Террайля, Монтепэна, Законна, Габорио, Эмара, Буагобэ, – я глотаю эти книги быстро, одну за другой, и мне весело. Я чувствую себя участником жизни необыкновенной, она сладко волнует, возбуждая бодрость”. “Рокамболь учил меня быть стойким, не поддаваться силе обстоятельств…” – так вспоминал один из представителей молодого поколения того времени. Этим читателем был Максим Горький.
Зачитываясь романом “Трагедии Парижа”, он потом вспоминал: “Это был роман Касавье де Монтепэна, длинный, как все его романы, обильный людьми и событиями, изображавший незнакомую стремительную жизнь. Сразу возникало настойчивое желание помочь этому, помешать тому, забывалось, что вся эта неожиданно открывшаяся жизнь насквозь бумажная; все забывалось в колебаниях борьбы, поглощалось чувством радости на одной странице, чувством огорчения на другой”.
Нащупав эту золотую жилу, русские книгоиздатели, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, наводнили рынок “боевиками” Понсона дю Террайля. Не успевала еще высохнуть краска на отпечатанном его романе, как вслед ему уже переводили, набирали и торопились выпустить другой, не менее увлекательный.
Служащие в конторках, студенты на лекциях, приказчики в магазинах и прочий люд не успевали прочитать “Черную волчицу”, как книгопродавцы предлагали ее продолжение “Бочонки с золотом”. Затем следовали “Великосветские воры”, за ними шагал “Цыганский царь”, дочитать который подталкивало продолжение “Кровавое ожерелье”. А на очереди уже были “Бал жертв”, “Таинственный золотой дом”, “Предатель” и т. д.
Эти романы пленяли юношество неукротимой энергией своих героев, быстротечностью действий, большими делами и чувствами.
Кто же был Понсон дю Террайль, будораживший умы и лишающий сна многомиллионного читателя? Как оказалось, под этим именем скрывался виконт Пьер Алексис.
О его жизни известно не так много. Божий свет он увидел в июле 1829 г., родившись в аристократической семье в местечке Монмор, недалеко от Гренобля. Воспитанный в семье морского офицера, он задумал идти по стопам отца, служил офицером.
Однако фортуне угодно было, чтобы юноша сменил стальной морской кортик на гибкое писательское перо. Пробовать свои силы в сочинительстве будущий писатель начал еще в возрасте двадцати лет. Интерес публики привлек в 1853 г. его удачный роман “Кулисы света”. Начиная с этого времени, способный рассказчик публикует в газетах свои многочисленные романы с захватывающими
Продолжениями.
Триумф пришел к нему во Франции с выпуском “Похождения Рокамболя”. Том за томом в течение двух лет писатель держал в напряжении массу читателей всех возрастов, повествуя о подвигах этого предшественника современных суперменов. Это потом, через полвека, появится другой образ супермена и злого гения “Фантомам” в сорокатомной серии романов, затем серии о Тарзане, Джеймсе Бонде и другие.
Но сначала родился Рокамболь.
При появлении Понсона дю Террайля на литературной сцене седогривый и стареющий Александр Дюма признал себя побежденным. Еще бы! Разве можно было угнаться за молодым романистом, который, работая один, безо всяких помощников и секретарей, только за два года написал 60 остросюжетных романов?
Читатели и критики того времени видели, конечно, что не все его романы равноценны. В погоне за писательской славой и деньгами, будучи окруженный маститыми конкурентами, Понсон дю Террайль вынужден был спешно отдавать на печатный станок сочинения и с поверхностным сюжетом, и не всегда правдоподобными поступками героев, допускал во имя занимательности отступления от исторических фактов и событий. Да и одному ли этому писателю можно ставить в вину такие недоделки и упущения?
Свое литературное занятие ему пришлось прервать в 1870 г. в связи со вспыхнувшей франко-прусской войной. Засунув в дальний ящик письменного стола неоконченные романы, он формирует отряд добровольцев – вольных стрелков – и сражается против захватчиков.
Напряженная жизнь, наполненная денно и нощно неустанным сочинительским трудом, подорвала здоровье Понсона дю Террайля. Прожив кого сорок два года, талантливый романист скончался в г. Бордо в расцвете писательского мастерства.
Не ищите подробных сведений о Понсоне дю Террайле в советских справочниках и энциклопедиях. В лучшем случае вы встретите о нем несколько сухих предложений. Начавшееся после 1920-х годов в нашей
Стране гонение на “вредную”, “чуждую по духу”, “буржуазную” приключенческую и детективную литературу, которое длилось десятилетиями, не оставило места под солнцем произведениям Понсона дю Террайля. Книги такого удержания изымались из народных читален и библиотек. В эти годы книголюбы дочитывали обтрепанные, чудом сохранившиеся после пожаров революции и гражданской войны сочинения некогда популярного по всей России романиста.
Единственное собрание сочинений Понсона дю Террайля успело выйте в свет в Санкт-Петербурге. В течение трех лет (1901-1904) типография В. А. Тихонова напечатала 30 объемных романов писателя. Это собрание и поныне шляется библиографической редкостью и с тех пор ни разу не переиздавалось.
Нет о нем никаких упоминаний даже в Большой Советской Энциклопедии. Вошли в него многотомные “Парижские драмы”, “Похождения Рокамболя” и “Воскресший Рокамболь”, а также “Молодость Генриха IV” и “Вторая молодость Генриха IV”. Завершены сочинения Тайнами Парижа”.
Однако и это 30-томное собрание сочинений плодовитого мастера является каплей в море его писательского мастерства.
Мировому читателю он оставил 250 томов. Этими книгами, наполненными интригой и приключениями, неунывающими, крепкими героями, волей к жизни, зачитываются более столетия на земном шаре многие поколения любителей остросюжетного жанра.
Книги Понсона дао Террайля приобрели популярность, которая надолго пережила самого писателя.
Возвращая к жизни творчество подвергшегося идеологической репрессии писателя, мы представляем его остросюжетный роман “Тайны Парижа”.
Увлекательный сюжет, благородство героев, хороший язык обеспечат успех этому роману у читателей.