Сочинение на тему: Русская литература 21-го века

Русская литература первого десятилетия XXI века пред­ставляет собой огромное дискуссионное поле. Особенно­стью современной культуры является ее многомерность, одновременность существования разных субкультур. Ря­дом сосуществуют элитарная и массовая литература, ли­тература “толстых журналов” и сетература (интернетлитература).

В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное. В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чис­тую жанровую форму романа, повести, рассказа.

Они

существуют обязательно с каким-то “довеском”, часто превращающим то, что поименовано, например, романом, в нечто, трудно определяемое с точки зрения жанра. Современ­ные жанровые модификации обусловлены не столько фактора­ми литературной действительности (жанровой эволюцией, син­тезом, имманентными законами литературного развития), сколь­ко внелитературными моментами: социокультурной ситуацией, массовыми потребностями, стремлением автора к оригиналь­ности. В литературе происходит не естественный жанровый син­тез, а синестезия, то есть выход за жанровые пределы произве­дения с обретением
не свойственных ему от жанровой природы возможностей смежных видов искусства или даже разных ис­кусств.

Известны формы филологического романа (мемуары ли­тературоведа, пронизанные литературной критикой, – А. Генис “Довлатов и окрестности”, В. Новиков “Роман с языком”, А. Чудаков “Ложится мгла на старые ступени” и др.), компью­терного (виртуальная реальность и поведение человека по зако­нам компьютерных игр – В. Пелевин “Шлем ужаса”, В. Бурцев “Алмазные нервы”, С. Лукьяненко “Лабиринт отражений” и “Фальшивые зеркала”, А. Тюрин и А. Щеголев “Сеть”), киноро­мана (перевод кино – и телесюжетов на язык художественной прозы – А. Слаповский “Участок”, А. Белов “Бригада”), вин­тажного романа (римейк чистых форм, которые были популяр­ны в определенное время – Б. Акунин с проектом шпионского, фантастического, детского образцовых романов), роман-шарж, роман-эссе и др.

Элитарная литература ориентируется на художественную уни­кальность, авторский эксперимент, обращается к философско­му осмыслению мира, к поискам нового героя и новых миро­воззренческих основ. Писатели моделируют новые жанровые формы, модифицируют сложившиеся жанры романа, повести. В результате трансформаций появляются синтетические жанры: Писатели, уточняя специфику созданной формы, в подзаглавии дают жанровые определения своим произведениям: А. Каба­ков “Дом моделей. Повесть скучного времени”, Н. Рубанова “Люди сверху, люди снизу.

Текст, распадающийся на паззлы”, А. Коро­лев “Быть Босхом. Роман с биографией”, И. Лиснянская “Хва­стунья. Монороман”, С. Боровиков “Крюк.

Ненаписанный фило­логический роман”, Г. Балл “Крик” пригча-плач, В. Березин “Жидкое время. Повесть клепсидры” и др. Некоторые жанровые образования возникают при синтезе элементов не только раз­ных жанров, но и разных видов искусства.

Признаки музыкаль­ных форм можно увидеть в романе-опере Л. Гиршовича “Вий, вокальный цикл Шуберта на слова Гоголя”, Е. Шварц “Концерт для рецензий”, в повести-романсе Ж. Снежкиной “Люблино”.

Глоссарий:

– Русская литература 21 века

– современная русская литература 21 века

– сочинение на тему герои 21 века

– сочинение на тему герой 21 века

– герои 21 века сочинение


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: Русская литература 21-го века