Анализ романа “Чрево Парижа” Эмиля Золя



Роман “Чрево Парижа” был написан Эмилем Золя в 1873 году. В нем французский писатель показал трагедию жизни одного человека и естественное течение жизни целой группы людей, связанных одним и тем же районом Парижа – Центральным рынком. Роман стал третьим произведением в литературном цикле “Ругон-Маккары”, состоящим из двадцати самостоятельных крупных историй.

В “Чреве Парижа” к семейству Ругон-Маккаров принадлежит одна из главных героинь – красавица Лиза, жена владельца колбасной Кеню и невестка Флорана.

Свое название

роман получил по основному месту действия – новому Центральному рынку, выстроенному в Париже за время семилетнего отсутствия главного героя. Случайно взятый на взбунтовавшихся 2 декабря 1851 года парижских улицах, Флоран бежит из ссылки домой, кажется, с единственной мыслью – найти своего младшего брата Кеню и продолжить так нелепо оборвавшуюся жизнь добропорядочного гражданина. С первых же страниц романа читатель вместе с главным героем окунается в пищевое великолепие “чугунного колосса”.

Умирающий от голода, Флоран въезжает в Париж на “ложе из овощей” г-жи Франсуа. Первая прогулка

по французской столице оборачивается для молодого человека истинными пытками – он постоянно вынужден наблюдать аппетитную россыпь земных плодов, главным из которых является капуста. Несмотря на весь свой натурализм, Золя описывает этот овощ весьма живописно: он сравнивает капустные листья с “зеленым бархатом”, вилки – с “огромными розами” и “бомбами из тусклого металла”.

На протяжении всего романа французский писатель последовательно обращается к той или иной продуктовой теме. Каждый из героев предстает в своем пищевом окружении. Золя подробнейшим образом описывает ассортимент продукции. Художественная характеристика персонажей во многом дается по тому, что они продают.

В “бритой физиономии” колбасника Кеню отмечается “отдаленное сходство с поросячьим рылом”; сын рыбницы Луизы Меюден с младенчества играет среди рыбы и как “верткий малек барабульки” постоянно лезет в воду; продающая цветы девочка-найденыш Кадина “сама была теплым, живым букетом”; “подлые речи” мадемуазель Саже и г-жи Лекер сродни сырам, которые “нестерпимо смердят” в лавке последней.

Большинство торговцев Центрального рынка представляют собой класс мелкой буржуазии, довольной своим существованием и благодарящей за него Империю. Их жизненная позиция наиболее полно отражена в рассуждениях Лизы о том, что главное – это честно трудиться и никому не причинять зла. Сытым, заплывшим жиром торговцам в романе противопоставлен кружок революционеров, который возглавляет Флоран.

Не найдя себя в роли рыбного инспектора, бывший ссыльный решает посвятить свою жизнь революционному делу. Главный герой мечтает изменить окружающий мир, но не учитывает одного простого факта: он – не убийца. Лучше всего внутреннюю суть Флорана определяет его близкий друг, художник Клод Лантье, называя его “политиком-мечтателем”. И действительно: несостоявшийся юрист и бывший школьный учитель при всей своей революционной настроенности не в состоянии вынести даже сцены умерщвления голубей.

При этом основная масса торговцев Центрального рынка спокойно относится к свежеванию туш, оценке правильной консистенции крови и работе со свежим мясом. Как истинный натуралист, Золя в мельчайших подробностях описывает неприглядные эпизоды рыночной жизни – приготовление кровяной колбасы, крабов с оторванными лапами, вонь и смрад рыбного павильона в жаркие летние дни.

Центральный рынок – он же Чрево Парижа – становится в романе символом “устойчивого пищеварительного счастья”, “скрытой опорой Империи”. Вытолкнув из себя чужеродный элемент в виде Флорана, Центральный рынок продолжает свою размеренную жизнь.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ романа “Чрево Парижа” Эмиля Золя