Анализ романа “Чрево Парижа” Эмиля Золя
Роман “Чрево Парижа” был написан Эмилем Золя в 1873 году. В нем французский писатель показал трагедию жизни одного человека и естественное течение жизни целой группы людей, связанных одним и тем же районом Парижа – Центральным рынком. Роман стал третьим произведением в литературном цикле “Ругон-Маккары”, состоящим из двадцати самостоятельных крупных историй.
В “Чреве Парижа” к семейству Ругон-Маккаров принадлежит одна из главных героинь – красавица Лиза, жена владельца колбасной Кеню и невестка Флорана.
Свое название
Умирающий от голода, Флоран въезжает в Париж на “ложе из овощей” г-жи Франсуа. Первая прогулка
На протяжении всего романа французский писатель последовательно обращается к той или иной продуктовой теме. Каждый из героев предстает в своем пищевом окружении. Золя подробнейшим образом описывает ассортимент продукции. Художественная характеристика персонажей во многом дается по тому, что они продают.
В “бритой физиономии” колбасника Кеню отмечается “отдаленное сходство с поросячьим рылом”; сын рыбницы Луизы Меюден с младенчества играет среди рыбы и как “верткий малек барабульки” постоянно лезет в воду; продающая цветы девочка-найденыш Кадина “сама была теплым, живым букетом”; “подлые речи” мадемуазель Саже и г-жи Лекер сродни сырам, которые “нестерпимо смердят” в лавке последней.
Большинство торговцев Центрального рынка представляют собой класс мелкой буржуазии, довольной своим существованием и благодарящей за него Империю. Их жизненная позиция наиболее полно отражена в рассуждениях Лизы о том, что главное – это честно трудиться и никому не причинять зла. Сытым, заплывшим жиром торговцам в романе противопоставлен кружок революционеров, который возглавляет Флоран.
Не найдя себя в роли рыбного инспектора, бывший ссыльный решает посвятить свою жизнь революционному делу. Главный герой мечтает изменить окружающий мир, но не учитывает одного простого факта: он – не убийца. Лучше всего внутреннюю суть Флорана определяет его близкий друг, художник Клод Лантье, называя его “политиком-мечтателем”. И действительно: несостоявшийся юрист и бывший школьный учитель при всей своей революционной настроенности не в состоянии вынести даже сцены умерщвления голубей.
При этом основная масса торговцев Центрального рынка спокойно относится к свежеванию туш, оценке правильной консистенции крови и работе со свежим мясом. Как истинный натуралист, Золя в мельчайших подробностях описывает неприглядные эпизоды рыночной жизни – приготовление кровяной колбасы, крабов с оторванными лапами, вонь и смрад рыбного павильона в жаркие летние дни.
Центральный рынок – он же Чрево Парижа – становится в романе символом “устойчивого пищеварительного счастья”, “скрытой опорой Империи”. Вытолкнув из себя чужеродный элемент в виде Флорана, Центральный рынок продолжает свою размеренную жизнь.