Развитие русского литературного романтизма до 1825 года (Рылеев)
Одним из выдающихся поэтов-декабристов был К. Ф. Рылеев. Он родился в 1795 году в небогатой дворянской семье. Место рождения его не установлено, но детские годы он провел в поместье родителей Батово (ныне деревня Гатчинского района Ленинградской области) на берегу живописной реки Оредеж. Шестилетним мальчиком он был отдан в кадетский корпус, который окончил в 1814 году и принял участие в заграничных походах русской армии.
Еще в корпусе начитанный мальчик начал писать стихи. В 1818 году, выйдя в отставку, женившись и переехав на жительство в именье
Находясь невдалеке от Петербурга, он постоянно наезжал в столицу, вошел в круг литераторов, сблизился с некоторыми из них – Гнедичем, Дельвигом, Ф. Глинкой, Булгариным, Измайловым. В это время Рылеев много пишет. В его поэзии крепнут обличительные мотивы.
В октябрьском номере журнала “Невский зритель” за 1820 год появилось стихотворение “К временщику”, подписанное “К. Рылеев”. Всем прочитавшим его стало сразу же понятно, что автор обращался в этом произведении к любимцу Александра I графу Аракчееву.
Примечательно, что
Вот как писал об этом декабрист И. А. Бестужев: “Все государство трепетало под железною рукою любимца правителя. Никто не смел жаловаться: едва возникал ропот – и навечно исчезал в пустынях Сибири или в смрадных склепах крепостей”.29 Читатели, узнавшие в стихотворном портрете Аракчеева, сравнивали молодого поэта с юным Давидом, вступившим в бой с великаном Голиафом. Действительно, яростным обличением звучали строки, обращенные к могущественному фавориту:
Надменный временщик, и подлый, и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесенный в важный сан пронырствами злодей!
Помимо обличения злодеяний временщика, в стихотворении высказывается угроза народной расправы с тираном:
Тогда вострепещи, о временщик надменный! Народ тиранствами ужасен разъяренный!
Смелость этих строк усиливалась тем, что прозвучали они во время расправы, чинимой правительством над восставшим Семеновским полком. Н. А. Бестужев в своих воспоминаниях писал, что это был “первый удар, нанесенный Рылеевым самовластью”.
Осенью 1821 года Рылеев переезжает в Петербург и снимает квартиру в считавшейся тогда окраинной части Васильевского острова – угол 16 линии и Большого проспекта. Несколько позднее он переехал на 12 линию (теперь участок дома № 49/37). В 20-е годы XIX века эти места находились на самой окраине города; за домом, который снимал Рылеев, тянулись огороды, за ними – пустынный остров Голодай, лишь по берегу Черной речки располагались небольшая канатная фабрика и чугунный завод. Можно предполагать, что здесь нередко прогуливался поэт, направляясь к побережью залива.
Путь его пролегал по тем же местам, где июльской ночью 1826 года он будет тайно похоронен со своими товарищами.
В 1821 году поэт совместно с литературной деятельностью много времени отдает работе заседателя в петербургской уголовной палате. Здесь с первых же дней Рылееву пришлось столкнуться с несправедливостями, бездушием, волокитой царского суда, с которыми он не мог смириться. Взгляды Рылеева определили главную тему его творчества – гражданскую.
Бичуя тиранство, поэт утверждал в своих произведениях идею борьбы за свободу и “общественное благо”. В начале 20-х годов. Рылеев принялся за цикл стихов, получивших потом название “Думы”, в которых хотел напомнить современникам о подвигах предков.
Известно, что большинство “Дум” написано на материале “Истории государства Российского” Карамзина. Но поэт выражает свое отношение к описываемым событиям. Обращаясь к примерам гражданской доблести и героизма русских людей в прошлые века, Рылеев вкладывал в их речи собственные мысли.
Изображая подвиги Олега, Святослава, Дмитрия Донского, Ермака, Богдана Хмельницкого, Рылеев дал трактовку героического прошлого России в духе декабристских воззрений. Этой же теме посвящены более поздние поэмы Рылеева “Войнаровский” и “Наливайко”, герои которых также самоотверженно сражаются за свободу родной земли. В то же время некоторые строфы “Наливайко” поразили товарищей поэта по “Северному обществу” своей близостью к их переживаниям, пророческим предвидением их участи:
Известно мне, погибель ждет Того, кто первый восстает На утеснителей народа, – Судьба меня уж обрекла. Но где, скажи, когда была – Без жертв покуплена свобода?
Звучание гражданской темы в произведениях Рылеева усиливается романтическим началом. Героям его поэм присущи черты романтические – повышенная эмоциональность, пылкость чувств, судьба их часто складывается драматично, требуя великих усилий и борьбы для достижения желанной цели. Например, в думе “Боян” наряду с легендарным певцом и идеализированным образом Державина изображен и “младой певец”, которому приданы все черты романтического героя – восторженность, “огонь во взгляде”, сочетающийся с повышенной чувствительностью, не оставляющей его даже в последние минуты:
В нем сердце билось – ив волнении, Вздохнув, он отходя, вещал В каком-то дивном исступлении.
Так и в думе “Богдан Хмельницкий”, посвященной мужественному борцу за благополучие своего народа, избран сугубо романтический момент судьбы героя: жена врага его, воспылавшая страстью к пленнику своего мужа, освобождает узника.