Отличие романтизма А. С. Пушкина от романтизма Байрона

Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр русской поэзии – оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру относятся поэмы, написанные в период с 1820 по 1824 год: “Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”.

Завершает цикл “южных” поэм поэма “Цыганы”, написанная в Михайловском и явно порывающая с романтизмом. В романтизме Пушкина привлекала борьба за народность литературы, за освобождение

от правил, стеснявших ее развитие, стремление к раскрытию внутреннего мира героя, его человеческой индивидуальности, отстаивание прав личности, обращение к истокам народного творчества. Такой романтизм был формой борьбы за правдивое изображение жизни.

Вот почему в романтических произведениях Пушкина отчетливо ощущаются тенденции реалистические, выражающие стремление постигнуть закономерности действительности.

Эти черты резко выделяют своеобразие пушкинского романтизма. Романтический период в пушкинском творчестве – это переходный этап к реализму. Реалистические тенденции в пушкинском

романтизме обусловили и своеобразие задач, которые поэт ставил перед собой, создавая романтические поэмы.

Их основная тема – “противуречия страстей”, неудовлетворенность героев действительностью и поиски социальной гармонии. Активное отрицание всего того, что сковывает и калечит людей, борьба за свободу, за условия, способствующие раскрытию всех духовных возможностей человека, полноценного, отвечающего идеалу внутренней и внешней гармонии, – таков основной идейный пафос поэм. Сюжеты “южных” поэм весьма индивидуальны и исключительны, но в основе каждого из них лежит реальный факт.

В поэме “Кавказский пленник” (1820-1821) Пушкин хотел воспроизвести некоторые типические черты современного героя. “…Я в нем хотел изобразить равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века”, – писал Пушкин В. П. Горчакову.
Герой “Кавказского пленника”, “отступник света, друг природы”, типичен. Но его типичность не ограничивается характерными особенностями той или иной социальной группы. Пушкин оттенял в Пленнике “увядшее сердце”, “души печальный хлад”, безучастность “к мечтам о мире”, разочарованность. Жизни светского общества, полного пороков, он противопоставляет свободу, в прославлении которой пафос поэмы:

Свобода! он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.

Душа Пленника во власти страстей. Это и отвращение к свету, и неразделенная любовь, и пламенная жажда свободы. Герой “Кавказского пленника” – человек из высшего света в плену у черкесов – друг природы, сторонник идеи о том, что естественное состояние человека – свобода и независимость.

Но душа его опустошена, и он “вянет” от “злой отравы” страстей, “истребивших” его чувства. Он

…бурной жизнью погубил
Надежду, радость и желанье,
И лучших дней воспоминанье
В увядшем сердце заключил.

В явном контрасте с душевной вялостью Пленника рисуется волевая сила Черкешенки, Ее сочувствие несчастному, ее самоотверженная, жертвенная любовь пробуждает “окаменевшего” героя к новой жизни:

К Черкешенке простер он руки,
Воскресшим сердцем к ней летел,
И долгий поцелуй разлуки
Союз любви запечатлел.

Но после объяснения с Пленником трепетное чувство Черкешенки превращается в опустошительную романтическую страсть, которая точно поменяла местами героя и героиню. Он “летит” к ней “воскресшим сердцем”, а она остается холодной и разочарованной. Именно это и становится причиной ее гибели.

Освободив из неволи Пленника, она уже не может возвратиться в родной аул. В прощальном монологе она говорит:

…Нет, русский, нет!
Она исчезла, жизни сладость;
Я знала все, я знала радость,
И все прошло, пропал и след.

В поэме “Кавказский пленник” проявляются эпические, объективно-повествовательные и реалистические картины кавказской природы и черкесских нравов.

Испытав сильное влияние великого английского поэта Байрона, Пушкин не стал его подражателем. Его “южные” поэмы отличаются от восточных поэм Байрона единством любовной и социальной проблематики при главенстве социальных мотивов; изображением глубоко жизненных событий и лиц, природы и нравов в свойственных им “местных красках”; противопоставлением человеческого мира миру демоническому, загадочному. Переживания героев, патетика изображены Пушкиным в единстве с эпической характеристикой их жизненных обстоятельств.

В. Г. Белинский сказал о Пушкине: “Он заботился не о том, чтобы походить на Байрона, а о том, чтоб быть самим собою и быть верным той действительности… которая просилась под его перо”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Отличие романтизма А. С. Пушкина от романтизма Байрона