О романтизме. Представители романтизма
Романтизм как литературное направление появляется в Западной Европе в конце XVIII века, а в России наиболее полно он проявился вскоре после войны 1812 года.
Пафос романтизма в утверждении абсолютной свободы человеческой личности, которая стоит в центре враждебного мира.
Романтизм как направление в литературе связывают с такими зарубежными писателями и поэтами, как Байрон, Гейне, Шиллер, Гете, Гюго. В России это прежде всего В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков, а также декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский и В. К. Кюхельбекер. Дань романтизму отдали и молодые А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов.
Романтическими произведениями являются такие произведения, как “Смерть Ермака” К. Ф. Рылеева, “Мцыри” М. Ю. Лермонтова, “Светлана” В. А. Жуковского, “Бахчисарайский фонтан” А. С. Пушкина.
- “Чем романтизм Жуковского отличается от романтизма Рылеева” Романтизм, как литературное направление, характеризуется неудовлетворенностью настоящим, современной действительностью. Эта неудовлетворенность порождает мечты о том, что должно быть, о желанном. Но это желаемое, то, что хотелось бы видеть в жизни, представлялось писателям-романтикам по-разному. Поэтому в романтизме выделилось два основных течения – консервативное и революционное. Представители революционного романтизма устремлены в будущее, полны освободительных идей, связаны с […]...
- “Замысел Гончарова был шире. Он хотел нанести удар вообще современному романтизму, но не сумел определить идеологический центр. Вместо романтизма он осмеял провинциальные потуги на романтизме” (по роману Гончарова “Обыкновенная история”) Роман И. А. Гончарова “Обыкновенная история” входит в своеобразную трилогию писателя. В этом романе, первым вышедшим в печать, Гончаров повествует о становлении молодого человека, приехавшего из провинции покорять Петербург. Молодой Александр Адуев полон романтических мечтаний и грез. Дома, обожаемый матушкой, избалованной дворней, обласканный учителями, этот молодец хочет стать великим писателем. Он едет в Петербург в […]...
- Литература романтизма, от романтизма до реализма Романтизм как литературное направление и как универсальное мировоззрение. Внешним толчком, который привел к возникновению сначала теории романтизма, считается Великая Французская революция, которая вызвала разочарование в деятельности философов-рационалистов XVIII ст. Декарт, Локк, Дидро, Руссо, Даламбер утверждали: человек является феноменом умным, его интеллект способен подчинить природу, построить справедливое общество. Попытка построить такое общество состоялась во Франции 1879-1894 […]...
- Основные черты романтизма в литературе Мировосприятие, художественные открытия и выдающиеся представители романтизма < p>Романтизм – направление в искусстве и литературе, возникшее в конце 18 века в Германии и распространившееся по Европе и Америке. < p>Признаки романтизма: < p>- Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека. < p>- Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с […]...
- Понятие о романтизме как направлении мировой литературы Романтизм – одно из ведущих направлений в литературе, науке и искусстве. Возник в конце XVIII столетия в Германии, Англии и Франции, а с начала XIX ст. постепенно распространился в большинстве стран Европы и в США. В XVIII столетии романтическим называли все необыкновенное, фантастическое, странное, такое, что встречается лишь в книгах (романах), а не в жизни. […]...
- “Личностное” начало в романтизме В какой-то мере личностное начало было присуще даже одам Ломоносова. Его лирическая индивидуальность (“я” поэта) ярко проявилась в целой эмоциональной гамме, от восторженного ликования до гневного обличения. Не “должностное” же бесстрастие звучит в откровенном разоблачении деятельности иностранцев в России, направленной…к попранью нашего закона, Российского к паденью Трона, К рушению народных прав. Не мог Ломоносов забыть, […]...
- Полемика о романтизме или Новое литературное направление Проблемы романтизма становятся предметом горячих споров в критике. Новое литературное направление находит и страстных защитников, и ожесточенных противников. Среди разноголосицы мнений, вызванной появлением “Кавказского пленника” (1820- 1821) А. С. Пушкина, в один год с которым вышла на русском языке и другая романтическая поэма – “Шильонский узник” Байрона в переводе В. А. Жуковского, самым значительным было […]...
- Что такое РОМАНТИЗМ РОМАНТИЗМ – творческий метод и литературное направление, возникшее первоначально в Европе, а затем и в России в конце XVIII – начале XIX веков (Байрон, Шелли, А. Шенье, В. Гюго, Жуковский, Батюшков, ранний Пушкин, Рылеев и др.). Впоследствии романтизм оказался вполне жизне способным методом и неоднократно возникал в литературе вплоть до современности (Лермонтов, Фет, Тютчев, Блок, Горький […]...
- КРАТКИЙ ОЧЕРК ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА Ранний европейский романтизм. Йенские романтики. “Озерная школа”. Гейдельбергские романтики. Роль фольклора в развитии романтизма. Английский романтизм. Романтическая проза В. Скотта. Особенности романтического героя – обычный, чаще провинциальный человек, попадающий в исключительные исторические обстоятельства и обнаруживающий в себе способности им противостоять. Романтический историзм. Принцип народности (народ как коллективная личность) Поздние немецкие романтики ЭТ. Гофман. Сквозная тема […]...
- “Предисловие к “Кромвелю” манифест французского романтизма Подлинным манифестом французского романтизма стало “Предисловие к “Кромвелю”” (1827). Классицизм занимал особенно прочные позиции в театре. И хотя романтические драмы уже существовали, ни одна из них не была поставлена на сцене. Гюго решил обратиться к опыту Шекспира (понятого в романтическом духе). Он создал произведение не в жанре трагедии, а в жанре романтической исторической драмы. Драма […]...
- В. А. Жуковский – основоположник русского романтизма В. А. Жуковский – поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик, заслуживший славу “литературного Коломба Руси”; (В. Г. Белинский). Своим учителем в русской поэзии он считал Карамзина и в начале своего творческого пути находился под сильным влиянием сентиментализма, участвуя в литературной полемике, развернувшейся в начале XIX века, на стороне […]...
- Характеристика литературы первой половины XIX века сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература История России в первой половине XIX в. полна важных политических событий, определивших и духовную жизнь страны. В 1801 г. был убит Павел I. Его сын Александр I начал с либеральных планов государственного переустройства. Однако либерализм царя носил ограниченный характер и очень недолго продолжался. Отечественная война 1812 г. продемонстрировала духовную мощь русского народа, его высокий Патриотизм. […]...
- Представители реализма, определение Новым этапом в развитии русской литературы стало направление критического реализма. Реализм как метод предполагает правдивое изображение характеров, раскрытие закономерных связей героев с социальной средой, художественное постижение общественно-исторических закономерностей. Основной проблемой реалистического искусства и литературы становится проблема взаимоотношений личности и общества, ведущим принципом художественного отражения жизни – социальный анализ. Первой ступенью развития реалистического метода стало направление […]...
- Общая характеристика романтизма Одновременно возникает в Англии, Франции, Германии. Это 1790-й год. А в начале XIX века романтизм появляется в России, Америке и в странах, не обладавших государством самостоятельно, но эти произведения написаны на национальных языках. Польшу разделили. Восток – Российская империя, Юго-Восток – Австро-Венгрия, Запад – Пруссия. В 20-30-е годы появились поэты-романтики. Адам Мицкевич и Юлиуш Словацкий. […]...
- Отличие романтизма А. С. Пушкина от романтизма Байрона Пребывание А. С. Пушкина на юге России (Кишинев) было ознаменовано важными переменами в его художественном развитии. Пушкин создал новый жанр русской поэзии – оригинальную русскую романтическую поэму. К этому жанру относятся поэмы, написанные в период с 1820 по 1824 год: “Кавказский пленник”, “Братья-разбойники”, “Бахчисарайский фонтан”. Завершает цикл “южных” поэм поэма “Цыганы”, написанная в Михайловском и […]...
- Вопросы и ответы по теме “Литература романтизма и просвещения” Объясните особенности романтизма как художественного направления, его истоки и эстетичные принципы. Сравните Просвещение и Романтизм. Чем они отличаются? Просвещение обращается к пропаганде философских идей как средство перевоспитания человечества. Основная идея Просвещения – идея “естественного человека”, которая от рождения имеет права и свободы. Критерий красоты у Просвещения – умное и полезное. Романтизм отбрасывает современность, родившуюся Французской […]...
- Что такое романтизм? Причины возникновения романтизма Романтизм (от франц. Romantisme) – идейное и художественное направление, которое возникает в конце XVIII века в европейской и американской культуре и продолжается до 40-х годов XIX века. Отразив разочарование в итогах Великой французской революции, в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе, романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и “бесконечному”, жажду совершенства и […]...
- Классовая борьба в литературе в первую четверть XIX ( 19 )века (Литература XIX века) Подъем народного самосознания, обострение классовой борьбы, развитие общественно-политической мысли в начале XIX века вызвали борьбу и в литературе. Ожесточенные споры велись по целому ряду важных вопросов: об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к устному народному творчеству, к западноевропейским литературам, о литературных направлениях, о языке. Во главе литературного […]...
- Эстетическая программа Константина Николаевича Батюшкова Константин Николаевич Батюшков (1787-1855). Эстетическая программа Батюшкова сформулирована им в работах: “Нечто о поэте и поэзии” (1815), “Речь о влиянии легкой поэзии на язык” (1816). В статье “Нечто о поэте и поэзии” содержатся типичные для романтической эстетики утверждения: здесь, например, говорится, что поэзия – это “пламень небесный, который менее или более входит в состав души […]...
- “Серебряный век” русской поэзии: представители и художественные достижения Словосочетание “серебряный век” в последние десятилетия стало постоянным определением русской культуры конца XIX – начала XX ст. Название так по аналогии с “золотыми пор”, что возглавляла пушкинский период русской литературы. Словосочетание “серебряный век” сначала употреблялось относительно только поэтического творчества границы столетий. Со временем срок стал использоваться для определения всей художественной, и шире, всей духовной культуры […]...
- Развитие русского литературного романтизма до 1825 года (Рылеев) Одним из выдающихся поэтов-декабристов был К. Ф. Рылеев. Он родился в 1795 году в небогатой дворянской семье. Место рождения его не установлено, но детские годы он провел в поместье родителей Батово (ныне деревня Гатчинского района Ленинградской области) на берегу живописной реки Оредеж. Шестилетним мальчиком он был отдан в кадетский корпус, который окончил в 1814 году […]...
- С. Малларме и П. Верлен – представители французского символизма (План) Что такое символизм? (Символизм – первое по времени возникновения модернистское направление в литературе и искусстве. Зародился во Франции в конце XIX века. Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме заложили основы этого художественного метода в своих стихах и Манифестах.) Основные черты символизма. (Основными чертами символизма являются: 1) следование идеалистической философии Платона, идеям Шопенгауэра, согласно которым весь […]...
- Представители символизма, определение На рубеже ХIХ-ХХ вв. в русской и мировой литературе возник ряд течений, объединенных общим названием “декадентство”. Эти течения ознаменовали собой отход от реалистических традиций и обращение как к иным методам (романтизм по преимуществу), так и к другим сферам действительности (психологической действительности, действительности внутреннего мира человека в первую очередь). Не так давно на этом искусстве лежал […]...
- П. Верлен и С. Малларме – представители французского символизма (План) Что такое символизм? (Символизм – первое по времени возникновения модернистское направление в литературе и искусстве. Зародился во Франции в конце XIX века. Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме заложили основы этого художественного метода в своих стихах и Манифестах.) Основные черты символизма. (Основными чертами символизма являются: 1) следование идеалистической философии Платона, идеям Шопенгауэра, согласно которым весь […]...
- Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) Василии Андреевич Жуковский – поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик, заслуживший славу “литературного Коломба Руси” (В. Г. Белинский). Романтизм – литературное направление, в основное которого лежит стремление личности к абсолютной свободе. Попытка обрести некий недостижимый идеал сочетается у романтика с протестом против несовершенства окружающего […]...
- От романтизма до реализма XIX столетие называют “столетием истории”, и неслучайно – именно в это время происходят огромные социальные изменения, которые, безусловно, отразились на ходе литературного процесса: Великая Французская революция разрушила феодальный мир, создала духовные условия для возникновения общества буржуазной демократии, и хотя просветителей-рационалистов XVIII ст. обвинили в кровавых ужасах якобинского террора, все равно – европейское общество пошло путем […]...
- Представители классицизма, определение В своем развитии литература проходит ряд исторических этапов. На каждом из них мы легко обнаружим закономерно возникающую общность ряда писателей, близких в понимании действительности, в принципах изображения жизни, в художественных особенностях и т.п. Такие литературные общности носят название литературных направлений. В основе каждого литературного направления лежит определенный художественный метод – наиболее общие принципы отбора, оценки […]...
- Что общего в романтизме и реализме Прежде всего, реализм не отвергал (или не полностью отвергал) находки романтизма. Так как реалисты не смогли бы быть такими убедительными и точными в описание времени и места действия, если бы не находки романтизма. Так, для реалистов (как в свое время для романтиков) принципиально важным было как правдоподобие и точность деталей, так и вероятность “лицо эпохи” […]...
- Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XIX века. (В. А. Жуковский. Стихи и поэмы.) Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. “Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…” – писал о нем А. С. Пушкин. “…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возмож-}f ность развития, и без Жуковского мы не имели бы […]...
- Жанр исторического романа в английском романтизме Английскому писателю Вальтеру Скотту, основоположнику английского реалистического романа принадлежит огромный вклад в историю зарубежной литературы благодаря романам, написанным на материале европейской (в т. ч. шотландской) истории в ее переломные моменты – “Песни шотландской границы”, “Песнь последнего менестреля”, “Дева озера Уэверли”, “Пуритане”, “Роб Рой”, “Айвенго”, “Квентин Дорвард”. (1771-1832), английский поэт, прозаик, историк. В 1805 поэма собственного […]...
- Известный французский поэт и прозаик позднего романтизма Альфред де Мюссе Известный французский поэт и прозаик позднего романтизма. Участник романтического кружка “Сенакль”, возглавляемого Виктором Гюго. Оригинальный поэт, Мюссе выработал свой особый, изящный, игривый и тонкий стиль. Первый стихотворный сборник Мюссе “Испанские и итальянские повести” вышел в 1829 г. Ему принадлежит также несколько интересных романтических драм, среди которых самая знаменитая – “Лоренцаччо”. Но особую известность принес писателю […]...
- Художественное своеобразие русского романтизма Романтизм русский и общеевропейский был движением мощным, охватившим все сферы духовной жизни общества. Широкая постановка проблемы романтизма требует обобщения накопленного колоссального опыта не только литературы, но и искусства в целом. Основная сложность, с которой сталкивается историк литературы, заключается в бесконечном многообразии разнохарактерных явлений, подведение которых под ту или иную типологическую общность становится возможным только при […]...
- Отличие романтизма от реализма Однако между Романтизмом и реализмом были принципиальные разногласия. Это закономерно, иначе не происходит обновление развития литературного процесса. Так, если Романтизм творческое воображение писателя абсолютизировал, то реализм делал основной акцент на наблюдении за общественной жизнью и исследовании всех вытекающих из нее явлений. Опять, как и до эпохи романтизма, художественное творчество начало в определенной степени ассоциироваться с […]...
- Черты романтизма в произведениях В. Жуковского Основоположником русского романтизма по праву считают В. А. Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души. “Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль…” – писал о нем А. С. Пушкин. “…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина”, […]...
- Герои пьесы А. Чехова “Вишневый сад” как представители прошлого, настоящего и будущего Пьеса “Вишневый сад” занимает особое место в творчестве А. П. Чехова. До нее мысль о необходимости изменения действительности он пробуждал, показывая враждебность человеку жизненных условий, выделяя те черты своих персонажей, которые обрекли их на положение жертвы. В “Вишневом саде” действительность выражается в ее историческом развитии. Широко разрабатывается тема смены социальных укладов. Уходят в прошлое дворянские […]...
- Блок и Ахматова как представители разных литературных течений Александр Блок, Анна Ахматова… Оба – дети одной эпохи, оба поэты. Известны, признаны, любимы. Но как же различны их судьбы! И как различно их творчество. И не потому, что Блок – мужчина, а Ахматова – женщина. В женской поэзии Ахматовой много железных ноток, свойственных мужчинам, а в лирике Блока, посвященной Прекрасной Даме, столько нежности и […]...
- Русская фантастическая повесть эпохи романтизма В центре балладного мира Жуковского – человек или, вернее, его душа. Фантастические балладные сюжеты обнаруживают двойственность заключенных в душе возможностей, борьбу в ней и за нее могущественных сил. В этом Жуковский близок к более позднему поэтическому миру Гофмана. Но автор “Светланы” далек от немецкого романтика в другом: его балладная “вселенная” предстает как мир, в основе […]...
- Сочинение: Помещичья Русь и ее представители в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” Работу над поэмой “Мертвые души” Николай Васильевич Гоголь начал в 1835 году; публикация первого тома состоялась в 1842 году. Это эпоха, когда в России существовало крепостное право, характеризующееся тем, что одна, меньшая часть общества (дворянско-помещичье сословие) присваивала себе плоды труда большей части (крепостных крестьян) и при этом могла полностью распоряжаться судьбой последних, покупать и продавать […]...
- Литературно-эстетические взгляды романтиков и классиков Для романтиков особенно неприемлемы были политическая основа классицизма и его скованность канонизированными правилами и образцами. Критические суждения декабристов о классицизме весьма многочисленны. Даже В. К. Кюхельбекер, в поэтике которого традиции классицизма еще дают себя знать, постоянно выступал против подчинения русской литературы “законам Лагарпова лицея и Баттеева курса” (имеются в виду “Лицей, или Курс древней и […]...
- Сочинение на тему: Черты романтизма и реализма в повести Олеся, Куприн Черты романтизма и реализма Писателя А. И. Куприна по праву считают реалистом, так как его произведения описывают повседневную жизнь обычных людей. Однако сегодня люди, подобные героям Куприна, встречаются все реже. Его рассказы – не вымысел. Они взяты из реальной жизни, из ситуаций, в которых побывал сам писатель. Если приглядеться, то можно заметить, что реализм в […]...