Второй этап английского романтизма



Этот этап охватывает 1812- 1832 гг. (от выхода в свет I и II песен “Паломничества Чайльд Гарольда” Байрона до смерти Вальтера Скотта). Основные достижения периода связаны с именами Байрона, Шелли, Скотта, Китса. В поэме Байрона “Паломничество Чайльд Гарольда” прозвучала мысль о свободе для всех народов, утверждалось не только право, но и обязанность каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании.

Впервые был создан романтический тип характера, получивший название “байронический герой”.

Второе замечательное

достижение периода – возникновение жанра исторического романа, создателем которого был Вальтер Скотт. К началу второго периода окончательно оформился кружок лондонских романтиков. Кружок выступал в защиту прав личности, за прогрессивные реформы.

Наибольшее значение среди произведений лондонских романтиков имеют поэмы и стихи Джона Китса (1795- 1821).

Он развивал традиции великого шотландского поэта XVIII в. Роберта Бернса. Ките передает в своих стихах чувство светлой радости от соприкосновения с природой, он утверждает: “Поэзия земли не знает смерти” (сонет “Кузнечик и сверчок”, 1816). В его поэмах

(“Эндимион”, 1818, “Гиперион”, 1820) сказалось свойственное романтикам увлечение древнегреческой мифологией и историей (в противоположность классицистическому увлечению античным Римом). Консервативные критики резко осудили новаторскую поэзию Китса.

Больному и непризнанному поэту пришлось уехать в Италию.

Ките умер совсем молодым. А в следующем году погиб Шелли, великий английский поэт, определивший вместе с Байроном лицо английской романтической поэзии этого времени.

Шелли. Перси Биши Шелли (1792- 1822) родился в семье аристократа, учился в Оксфордском университете, но был исключен из него за опубликование работы “Необходимость атеизма” (1811). Позже поэт был вынужден покинуть Англию. Живя в Италии, Шелли испытывает большое влияние Байрона, который в это время гоже жил в Италии.

Шелли погиб во время шторма на море.

Шелли был преимущественно лирическим поэтом. Его лирика носит философский характер. Шелли видит истину в духовной красоте (стихотворение “Гимн Интеллектуальной Красоте”).

Поэт отрицает библейского Бога, он считает, что Бог – это природа, в которой царят принципы Необходимости и Изменчивости (стихотворение “Изменчивость”). Любовь как выражение прекрасного в природе – главная идея любовной лирики Шелли (“Свадебная песня”, “К Джейн” и др. ). Красоти мира, человека и его творений утверждается и в стихах, посвященных теме искусства (“Сонет Байрону”, “Музыка”, “Дух Мильтона”). Среди стихов Шелли есть много произведений на политические темы (“Лорду-канцлеру”, “Мужам Англии” и др.). В стихотворении “Озимандия” (1818) поэт, используя форму иносказания, показывает, что всякий деспот будет забыт человечеством.

Наиболее ярко философское осмысление личной и общественной жизни в образах природы дано в стихотворении “Ода Западному Ветру” (1819, опубл.

1820). Западный ветер – это символ великой изменчивости. Поэт ждет от ветра обновления, он хочет сбросить с себя “притворный покой”, чтобы донести до людей поэтическое слово.

В стихотворении соединяются главные темы поэзии Шелли: природа, назначение поэта в мире, напряженность чувств, предвидение мощного революционного преобразования жизни. Классицистический жанр оды приобретает лирический, романтический характер. Идея изменчивости организует композицию, подбор художественных образов, языковых средств.

С помощью приемов олицетворения и овеществления Шелли выражает идею стихотворения: поэт, как западный ветер, должен нести бурю и обновление. Лирико-философское начало господствует и в больших поэтических произведениях Шелли – поэмах “Королева Маб” (1813), “Восстание Ислама” (1818), в драмах “Освобожденный Прометей” (1819, опубл. 1820), “Ченчи” (1819). “Освобожденный Прометей”. Это одно из самых значительных произведений поэта.

По жанру это философская поэма, по форме это драма, где использованы средства античного театра. Сам Шелли определил жанр произведения как “лирическая драма”. Лиризм проявляется прежде всего в авторской, субъективной трактовке сюжета.

Шелли изменяет события древнегреческого мифа о Прометее, который заканчивается примирением Прометея с Зевсом: “…Я был против такой жалкой развязки, как примирение борца за человечество с его угнетателем”, – писал поэт в предисловии к драме. Шелли делает Прометея идеальным героем, который наказан богами за то, что вопреки их воле помог людям. В драме Шелли страдания Прометея сменяются торжеством его освобождения. В третьем действии появляется фантастическое существо Демогоргон.

Он свергает Зевса, объявляя: “Для тирании неба нет возврата, и нет уже преемника тебе”. Освобождается Прометей – освобождается и весь мир. В конце драмы возникает картина будущего: человек свободен от “розни наций, классов и родов”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Второй этап английского романтизма