В. А. Жуковский – основоположник русского романтизма

В. А. Жуковский – поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик, заслуживший славу “литературного Коломба Руси”; (В. Г. Белинский). Своим учителем в русской поэзии он считал Карамзина и в начале своего творческого пути находился под сильным влияни­ем сентиментализма, участвуя в литературной полемике, развер­нувшейся в начале XIX века, на стороне “карамзинистов”;.

Именно Жуковский был бессменным секретарем “Арзамаса”; – литературно­го общества, образовавшегося

в 1815 году, членами которого были также Вяземский, Батюшков, юный Пушкин. “Арзамас”; выступал в защиту сентиментализма и нового литературного направления, поя­вившегося в России в начале XIX века, – романтизма.

Романтизм – литературное направление, в основное которого ле­жит стремление личности к абсолютной свободе. Попытка обрести не­кий недостижимый идеал сочетается у романтика с протестом против несовершенства окружающего мира. Это приводит его к трагическому ощущению двоемирия.

Он стремится вырваться из земного мира в мир мечты, идеала, возвышенный и прекрасный, а сделать

это воз­можно, созерцая природу, занимаясь творчеством, уносясь мечтами в “очарованное Там”;. На этом основана эстетика романтизма, в частно­сти, того его течения, которое связано с поэзией Жуковского – созер­цательного, психологического или элегического романтизма.

Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму.

Элегия – жанр лирической поэзии, передающий настроения гру­сти, скорби, разочарования и печали. Это излюбленный жанр роман­тической поэзии, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.

Первая элегия Жуковского “Сельское кладбище”; (1802), пред­ставляющая собой вольный перевод стихотворения английского по­эта Т. Грея, определила дальнейшее направление развития не только творчества Жуковского, но и всей русской литературы. Ее тема – смысл жизни человека, его взаимоотношения с окружаю­щим миром, размышления о суетности скоротечной жизни. Впер­вые в русской литературе здесь возникает мир внутренних, субъек­тивных переживаний человека – лирического героя.

Как писал Белинский, “до Жуковского на Руси никто не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтоб произведения могли быть вместе и лучшею его биографией”;.

Особенно ярко это видно в любовной лирике Жуковского – так называемом “протасовском цикле”; (“Минувших дней очарованье…”;, “О милый друг…”;, “Мой друг, хранитель-ангел мой…”;, “Весеннее чувство”;, “Воспоминание”;). В нем отражена история его возвышен­ной, романтической, но безнадежной любви к Маше Протасовой, выданной замуж за другого и рано умершей. В этих стихах переда­ется трагедия утраты любимого человека, тоска воспоминаний и надежда на встречу в мире ином.

С особой силой новаторство Жуковского проявилось в пейзажной лирике (“Вечер”;, “Море”;, “Эолова арфа”;, “Славянка”;). Он открыл для русской поэзии лирический пейзаж – изображение природы, которое не столько рисует реальную картину, сколько отражает душевное состояние, настроение лирического героя, его пережива­ния, мысли и чувства. Именно такой пейзаж рисуется в первой оригинальной элегии Жуковского “Вечер”; (1806). Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта, он растворен в природе и не противостоит миру.

Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях. Поэт запечатлел краткий миг согласия в природе, когда “все тихо”; и “слит с прохладой растений фимиам”;. Но эта гармония возможна лишь в умирании, когда “по­следняя в реке блестящая струя с потухшим небом угасает”;.

Такова позиция элегического, созерцательного романтизма, кото­рую отражает поэзия Жуковского. Одним из наиболее ярких художе­ственных выражений его романтической философии является стихо­творение “Море”; (1822). Рисуя морской пейзаж, поэт постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Особен­ность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом.

Компози­ция стихотворения позволяет автору создать особый сюжет – дви­жение, развитие состояния души моря. Оказывается, она подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, ра­дость и горе. Человек, как море, тянется к свету, к небу, но, подобно морю, остается в земной неволе (“Обманчив твоей неподвижности вид”;).

Так раскрывается для лирического героя стихотворения тайна моря – смятенье, спрятанное в “бездне покойной”;.

Но остается смятенье самого поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания. Зная о противоречиях и несо­вершенстве окружающего мира, он не ропщет, поскольку душа поэта стремится видеть не столько мир реальный, в котором “бездна слез и страданий”;, сколько идеал, но он находится за пределами земного бытия. Обрести возвышенный идеал, “предел очарованья”;, можно лишь в мечтах, в воспоминаниях, в поэтическом вдохновении и в со­зерцании природы как земного воплощения божественного идеала (“присутствие Создателя в созданье”;).

Отсюда и возникает столь ха­рактерное для романтизма ощущение противоречия между идеалом и действительностью, того, что “Там не будет вечно здесь”;.

Ах! Не с нами обитает Гений чистой красоты;

Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты.

(“Лалла Рук”;)

Отзвуки мира иного, небесного (“Того”;) лишь на мгновение попада­ют сюда – в мир земной – и “здесь”; их может уловить и запечатлеть в своих произведениях поэт. Прежде всего, это попытка открыть тайну мира – в жизни природы и в жизни людей. Она скрыта за “таинст­венным покрывалом”; от простого, невнимательного взгляда, но может приоткрыться для человека, наделенного особыми способностями. Этот человек и есть романтик – художник, поэт, музыкант, с помощью сво­его творчества перекидывающий мост из жизни обычной, земной к той, что скрыта, находится в мире ином – возвышенном и прекрасном, где – то на небе, где обитает божество и осуществляются мечты.

Звуки того мира так прекрасны, что в земном языке трудно подобрать слова, что­бы их выразить. А потому Жуковский ищет новый язык, способный выразить “невыразимое”;. Это язык символов, то есть слов-знаков, за которыми скрывается тайна мира иного. Недаром поэтический язык Жуковского оказывается очень музыкален – ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать.

Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала. И все же “очарованное Там”; остается недостижимым на земле, “невыразимым”; для земной поэзии. Отсюда чувства тоски, утраты, разочарования, столь характерные для элегического героя поэзии Жуковского. Такова философия романтиз­ма, которую впервые в русской литературе воплотил Жуковский (“Не­выразимое”;, “Мотылек и цветы”;, “Лалла Рук”;),

Для выражения этой романтической философии используются особые художественные средства. Романтическая поэтика Жуков­ского основана на создании романтических символов (образы “Ге­ния чистой красоты”;, “таинственного посетителя”;, “мотылька”;), разработке мотивов “тайны”;, “вечности”;, “полета”;, использовании эмоциональных эпитетов (“животворящий луч”;, “безмолвное море”;), особой музыкальной интонации. Слово в его поэзии, не теряя своего предметного значения, обретает многозначность, разнообразные ассоциативные связи. Логике и рационализму классицизма проти­вопоставлялась свобода поэтического выражения чувств, иногда даже пугавшая современников.

Им казалось невозможным, напри­мер, такое словосочетание: “душа полна прохладной тишиной”;. Но по пути, проложенному Жуковским, стала развиваться затем одна из важнейших ветвей русской поэзии, связанная с творчеством Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока.

Велико значение и Жуковского-переводчика. Он открыл для русского читателя произведения Гете и Шиллера, Байрона и В. Скотта, ему принадлежат переводы “Одиссеи”; Гомера и индий­ского эпоса “Рустем и Забар”;, первый стихотворный перевод “Слова о полку Игореве”;.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В. А. Жуковский – основоположник русского романтизма