Развитие литературы Г. Р. Державин
Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная острыми классовыми столкновениями, воздействие революционных событий за границей обострили классовую борьбу и в литературе. Появляется много писателей из самых различных общественных слоев. Среди писателей этого времени мы видим и высшую знать, возглавляемую самой Екатериной II, и представителей среднего и мелкого дворянства, и мещан, и даже крепостных крестьян.
Классицизм в значительной степени видоизменяется, возникает новое направление в литературе и в искусстве – сентиментализм
Показательно в этом отношении творчество одного из самых выдающихся поэтов XVIII века – Гавриила Романовича Державина (1743-1816).
Дворянин по происхождению, Державин был сыном своего класса и по своим убеждениям был защитником дворянской монархии.
Жизненный опыт Г.
Р. Державина был богат и разнообразен. Он начал свою службу рядовым солдатом, а закончил ее министром.
По своей служебной деятельности он соприкасался с жизнью разных слоев общества, от простого народа до придворных кругов. И этот богатый жизненный опыт широко
Державин писал оды, посвященные и Екатерине II, и событиям придворной жизни; оды, прославлявшие победы русского оружия в XVIII веке, великих полководцев – Румянцева, Суворова; оды, воспевавшие природу.
В этих одах Державин во многом отошел от правил классицизма. Так, например, в оде “Фелица” классицизм проявляется в зарисовке образа Екатерины II, наделенной всякими добродетелями, в стройности построения, в типичной для русской оды десятистрочной строфе. Но вопреки правилам классицизма, по которым нельзя было смешивать в одном произведении раз-Ные жанры, Державин здесь соединил оду с сатирой, резко противопоставив положительный образ царицы отрицательным образам ее вельмож (Г. Потемкина, А. Орлова, П. Панина).
При этом вельможи были так правдиво зарисованы, так: были подчеркнуты характерные для каждого из них черты, что современники, в том числе и Екатерина, сразу же узнали в них определенных лиц.
Большим новшеством было введение в оду личности самого автора, с его характером, взглядами, привычками. Под пером Державина ода приближалась к произведению, правдиво и просто изображавшему действительность.
Нарушал строгие правила классицизма и язык,, которым написана эта ода. Державин отверг установившуюся в литературе со времен Ломоносова теорию трех стилей. Для оды полагался высокий стиль, а у Державина наряду с торжественно и величаво звучащими стихами стоят совсем простые (“Дурачества сквозь пальцы видишь.
Лишь зла не терпишь одного”), и даже встречаются строки “низкого штиля”: “И сажей не марают рож”.
В оде “Фелица” легкий и звучный стих приближается к шутливо-разговорной речи, которая так отличается от торжественно-величавой речи од Ломоносова.
Ближе к Ломоносову стоит Державин в своих одах, посвященных прославлению побед, одержанных русскими войсками. Здесь речь поэта приобретает торжественно-приподнятые тона, применяются чрезмерно преувеличивающие эпитеты, сравнения и метафоры. Державин прославляет выдающихся полководцев своего времени – Репнина, Румянцева, Суворова, особенно последнего. Но главным героем его победно-патриотических од является русский солдат, русский народ.
С патриотическим воодушевлением говорит Державин о героизме и стойкости русского солдата, о непобедимости России.
Русский народ в изображении Державина – не захватчик чужих земель, а защитник своей родины и освободитель порабощенных Наполеоном народов Европы. В оде “На переход Альпийских гор” поэт, обращаясь к народам Западной Европы, говорит:
Воюет Росс за обще благо, За свой, за ваш, за всех покой.
Державин не только воспевал то, что, по его мнению, укрепляло государство, но и обличал придворно-вельможную знать, которая “несчастных голосу не внемлет”. С удивительной прямотой и резкостью он высмеивает вельмож, которые кичатся своим высоким положением, не имея никаких заслуг перед страной:
Осел останется ослом, Хотя осыпь его звездами, Где должно действовать умом, Он только хлопает ушами.
(“Вельможа”.)
В оде “Властителям и судиям” Державин рисует свой идеал государственного деятеля:
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Забота Державина об общественном благе, его смелое обличение несправедливости, стремление к жизненной правде в изображении человека и русской действительности – эти сильные стороны его поэзии – оказали влияние на дальнейшее развитие русской литературы, они-то и привлекли к нему внимание и декабриста Рылеева, и Пушкина.
Сам Державин в оде “Памятник”, провозглашая свое право на историческое бессмертие, указывает, что он первый в одах заговорил “забавным русским слогом” – легкой, простой, полушутливой разговорной речью. Считает он своей заслугой и то, что “дерзнул… истину царям с улыбкой говорить”.