Г. Р. Державин – “отец русских поэтов”
В моем представлении Г. Р. Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане “старины глубокой”, и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин – младший современник Ломоносова, а с другой – тот, кто оценил одним из первых талант юного Пушкина.
Когда я читаю стихи Державина, у меня возникает сложное чувство. Что ни говори, для восприятия современного читателя эти стихи трудноваты: и обороты, и слова старинные, и от жанра оды мы успели отвыкнуть.
Но мне кажется, что в них живет душа очень
Возьмем хотя бы его известные оды. Посвящены они по большей части императрице Екатерине Великой. Но героиня самой известной из них названа Державиным Фелицей, что значит “счастливая”, а не “великая” или “мудрая”, как можно было бы ожидать.
И действительно, эта “царевна Киргиз-Кайсацкия орды” велика именно тем, что счастлива и человечна. Ее достоинства в том, что она ходит пешком и ест простую пищу, разрешает самостоятельно мыслить и говорить правду. Словно
А я, проспавши до полудня,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою…
Мысль о величии простых человеческих чувств, а также о бренности всего земного пронизывает оду “На смерть князя Мещерского”. Жизнь делит людей на богатых и бедных, сытых и голодных, царей и подданных, а смерть равняет всех.
Интересно то, что в самые разные годы, в самых разных стихах у поэта прослеживается тема смерти. Державин был отважным человеком. Он не робел ни перед царевым, ни перед вельможным гневом, ни перед пугачевскими разбойниками, ни перед бушующим Белым морем. Но его умение полнокровно жить и чувствовать, страстно переживать жизнь в слове, может быть, и не давало ему отвести взгляд от смерти.
Размышляя о жизни и смерти, поэт в своих исканиях пришел к постижению истины через веру в Спасителя. Себе и другим в утешение он оставляет слова надежды:
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою
И чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.
И не случайно Гаврила Романович Державин очень много стихов написал именно о земных радостях и печалях, которые близки всем людям без исключения. Это “Объявление любви”, “Разлука”, “Купидон”, “Разные вина” и др. Их слог очень прост, ярок и доступен читателю XX века, как доступны описанные переживания: любовь, печаль, расставания, радости дружбы.
Мне кажется, что Державину было очень важно утвердить в умах своих читателей эти вечные ценности человеческой души, может быть, даже в противовес уже привычным приоритетам, подчиняющим личность государству.
- “Отец русских поэтов” Ломоносов был предтечею Державина; а Державин – отец русских поэтов… В. Г. Белинский В моем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане “старины глубокой”, и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин – младший современник Ломоносова, а с другой – тот, кто оценил одним из первых талант […]...
- Державин Властителям и судиям. К кому обращается Державин в стихотворении К кому обращается Державин в стихотворении “Властителям и судиям”? Каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)? Стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение к “земным богам”, т. е. царям, властителям. В противоположность сложившейся литературной традиции восхваления в одах и других поэтических произведениях “земных богов” Державин не только сводит их с пьедестала, но и […]...
- Державин В моем представлении Державин связывает далекий XVIII век, теряющийся в тумане “старины глубокой”, и век XIX, совсем близкий, знакомый по стольким именам. Ведь, с одной стороны, Державин – младший современник Ломоносова, а с другой – тот, кто оценил одним из первых талант юного Пушкина. Когда я читаю стихи Державина, у меня возникает сложное чувство. Что […]...
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX века Поэты – особые люди, наиболее тонко чувствующие красоту окружающего мира. Собственные переживания становятся для них источником творческого вдохновения. Наиболее светлые и прекрасные чувства вызывает в человеке созерцание родной природы. Образы природы – неизменная составляющая русской лирики. Они окрашены любовью и уважением, преклонением перед силой и красотой природы. […]...
- Кто из русских писателей или поэтов обращался к теме предназначения художника Подумайте, кто из русских писателей или поэтов обращался к теме предназначения художника и в чем они близки автору “Мертвых душ”? К теме предназначения художника обращался Н. Полевой в повести “Живописец”, а также М.А. Булгаков в романе “Мастер и Маргарита”. Романтический мотив противостояния художника и толпы лежит в основе повести Н. Полевого “Живописец”. Писатель с горечью […]...
- Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века Позвольте я в любви вам объяснюсь Высоким слогом русского романса. Игорь Кохановский Начать урок нужно эмоционально, например, с прослушивания одного из романсов. Затем можно задать Вопросы : – Что за произведение вы только что слушали? – Что такое романс? Какие определения этого жанра даются в разных словарях (толковом, литературоведческом, энциклопедическом, музыкальном и др.)? – Какие […]...
- “Рассказы в стихах” о любви русских поэтов XIX-XX веков (По творчеству А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, М. И. Цветаевой) 1. Традиция любовной лирики. 2. Любовь в творчестве Пушкина. 3. Любовные переживания в лирике Тютчева. 4. Любовь в поэзии Цветаевой. Любовная лирика, традиция описания в поэтических произведениях любовных взаимоотношений и переживаний, вероятно, имеет столь же глубокие исторические корни, как и поэзия вообще. В древнегреческой мифологии покровителями искусств, в том числе и поэзии, считались Аполлон и […]...
- Тема родины в творчестве русских поэтов-классиков Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев Родина… Родные места… Какой-то необъяснимой силой обладают они. В трудные дни нашей жизни, когда предстоит сделать нелегкий выбор или подвести итог пройденному этапу жизненного пути, мы возвращаемся в места, где прошли наши детство и […]...
- Весна в лирике русских поэтов А. Н. Майкова и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они достигли блистательных художественных высот, подлинной глубины. Их поэзия привлекает остротой зрения, тонкостью изображения, любовным вниманием к мельчайшим подробностям жизни родной природы. А. Н. Майков к тому же был еще и хорошим художником, поэтому любил поэтически отображать яркое, […]...
- Весна в лирике русских поэтов (по стихотворениям А. А. Фета “Первый ландыш” и А. Н. Майкова “Поле зыблется цветами”) А. Н. Майков и А. А. Фета с полным правом можно назвать певцами природы. В пейзажной лирике они достигли блистательных художественных высот, подлинной глубины. Их поэзия привлекает остротой зрения, тонкостью изображения, любовными вниманием к мельчайшим подробностям жизни родной природы. А. Н. Майков к тому же был еще и хорошим художником, поэтому любил поэтически отображать яркое, […]...
- Лирический герой в произведениях русских поэтов Ранняя лирика Пушкина, передавая, переживания самого поэта, в то же время создает образ не только гениального юноши поэта, но типического представителя передовой дворянской молодежи того времени, выраставшего и духовно формировавшегося в раскаленной атмосфере пред декабрьской действительности. Поэзия же Лермонтова, при надлежаще его уже к следующей за пушкинской эпохе русской жизни, рисует яркий в своей конкретности […]...
- Г. Р. Державин и А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии Александра Сергеевича Пушкина называют “началом наших начал”, но его поэзия появилась не на пустом месте. А. С. Пушкин хорошо знал творчество величайших предшественников. Он относился к поэзии серьезно, считал ее тем родом деятельности, который существует не только для того, чтобы услаждать слух, но и сотрясать троны. Сравним два стихотворения: “Памятник” Г. Р. Державина и “Я […]...
- Ф. И. Тютчев один из крупнейших русских поэтов В середине 50х годов ХІХ века в некрасовском “Современнике” было опубликовано свыше ста стихотворений Федора Ивановича Тютчева. Его первые произведения, напечатанные в альманахах и журналах 20-30х годов XIX века, в том числе и в “Современнике”, издававшемся Пушкиным, остались не оцененными широкой публикой. Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. В одной […]...
- Цветопись в творчестве русских поэтов серебряного века Душа писателя поневоле заждалась среди Абстракций, загрустила в лаборатории слов. Тем временем перед слепым взором Ее бесконечно преломлялась цветовая радуга. И разве не выход для писателя – Уменье смотреть? Действие света И цвета освободительно. Александр Блок “Краски и слова” 1905г. Поэзия серебряного века – это уникальный мир, где рождалось множество удивительных произведений. Каждое из них […]...
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Воспитывая грамотных читателей, учитель-словесник может показать школьникам, что стихи о природе – это не только изображение родных пейзажей глазами поэтов, но и трепетный рассказ об их собственной душе. Они видят русскую природу по-разному, каждый по-своему, испытывая порой сложные чувства, но помогая нам понимать, почему мир видится им именно таким. Для этого учитель должен организовать на […]...
- Осень в лирике русских поэтов Природа родной страны – неисчерпаемый источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. Все они осознавали себя частью природы, “дышали с природою одной жизнью”, как говорил Ф. И. Тютчев. Ему же принадлежат другие замечательные строки: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней […]...
- В творчестве каких русских поэтов XX в. представлена лирика итогов и в чем их можно сопоставить с произведением Твардовского? В творчестве каких русских поэтов XX в. представлена лирика итогов и в чем их можно сопоставить с произведением А. Т. Твардовского? В качестве литературного контекста привлеките два из перечисленных произведений: Н.А. Некрасов “О Муза! я у двери гроба…”, А.А. Блок “О, я хочу безумно жить…”, С.А. Есенин “Не жалею, не зову, не плачу…”, Б.Л. Пастернак […]...
- Кто из русских поэтов XIX-XX вв. создал иронические вариации на классические сюжеты и в чем их можно сопоставить со стихотворением Высоцкого? Кто из русских поэтов XIX-XX вв. создал иронические вариации на классические сюжеты и в чем их можно сопоставить со стихотворением В. С. Высоцкого? Размышляя над заявленной проблемой, в качестве литературного контекста привлеките произведения К.С. Аксакова, Н.А. Некрасова, Т. Ю. Кибирова. Подчеркните, что среди комических жанров пародии и иронические вариации занимают особое место. Отметьте, что пародии […]...
- Г. Р. Державин о назначении поэта Гаврила Романович Державин вступил в литературу уже немолодым, много повидавшим человеком со стихами, говорившими о бренности жизни, о смерти и бессмертии. И закончил путь монументальным восьмистишием, одой “На тленность”. Он написал оду за два дня до кончины и подтвердил этим, что остался поэтом в мире до гробовой доски. Многие современники Державина считали его придворным поэтом. […]...
- Кто из русских поэтов XIX – XX вв. выразил подобную идею гармонической связи мира человека и природы и в чем их произведения можно сопоставить с пушкинским? Кто из русских поэтов XIX – XX вв. выразил подобную идею гармонической связи мира человека и природы и в чем их произведения можно сопоставить с пушкинским? В качестве литературного контекста привлеките любые два из названных произведений: “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” А.С. Пушкина, “Когда волнуется желтеющая нива…” М. Ю. Лермонтова, “Спит ковыль. Равнина дорогая…”, […]...
- Какие философские произведения русских поэтов созвучны стихотворению С. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…” ? “Не жалею, не зову, не плачу…” С. А. Есенина не единственное стихотворение в русской литературе, которое можно отнести к философской лирике. Подобную проблематику поднимает и А. С. Пушкин в своем стихе “Брожу ли я вдоль улиц шумных…”. В нем великий поэт Золотого века также задумывается о жизни и смерти, быстротечности времени, неизбежности конца. Он, как […]...
- Кто из русских поэтов 19 века обращался к теме “невыразимого”? Ф. И. Тютчев не единственный русский поэт девятнадцатого века, который задумывался о невозможности передать словами многие удивительные вещи, происходящие внутри или вокруг нас. В. А. Жуковский в стихотворении “Невыразимое” писал, что “наш язык земной” не способен передать красоту природы, ни одна “кисть” не может изобразить то, “что видимо очам”. Пересоздавая “создание в словах”, человек омертвляет […]...
- Сочинение на тему: “Что мы поняли о войне” по произведениям русских поэтов и писателей “Жди меня, и я вернусь. Только очень жди, Жди, когда наводят грусть Желтые дожди, Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. Жди, когда из дальних мест Писем не придет, Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет”. Эти слова знает каждый наш соотечественник, независимо от его положения, возраста […]...
- Кто из русских поэтов близок Б. П. Пастернаку в изображении драмы героя-одиночки? Б. П. Пастернак не единственный поэт, обращавшийся в своей лирике к теме одиночества. Драма героя-одиночки также изображена в стихотворении М. Ю. Лермонтова “И скучно, и грустно”, лирический герой которого, как и в пастернаковский Гамлет, размышляет о смысле жизни, судьбе и предназначении человека. Однако если “актер”-одиночка Б. П. Пастернка признается, что любит “упрямый” замысел жизни, хоть […]...
- Гавриил Романович Державин. Краткое содержание стихотворений “Признание” В этом стихотворении ярко проявилось художественное открытие поэта. До Державина поэты следовали теории “трех штилей” Ломоносова. Державин добивался особой выразительности с помощью соединения в одном произведении “низких” и “высоких” слов, открывая дорогу развитию реалистического языка. Державин ставит рядом слова “важным саном” и “надуваться”, “вельможам властным” и “правду брякнуть вслух”. В целом стихотворение лишено тяжеловесности, […]...
- Мой Державин Поэтическое наследие Г. Р. Державина довольно обширно. В основе своей оно представлено гражданскими, патриотическими и философскими одами. Особое место в творчестве поэта занимают оды гражданского содержания, которые посвящены лицам, обладающим огромной политической властью: монархам, вельможам. Наиболее выдающееся произведение этого цикла – ода “Фелица”, посвященная Екатерине Второй. Примечательно, что образ Фелицы, мудрой киргизской царевны, Державин позаимствовал […]...
- Картины родной природы в стихотворениях русских поэтов И. Никитина, Ап. Майкова, А. Толстого “Так и льются сами звуки из души!” – написал талантливый русский поэт Иван Никитин. Отчего же льются из души звуки? Оттого, что над полями звезды, гладь да блеск озер, в синеве небес сияет месяц – казалось бы, привычные глазу картины. Однако всякий раз они волнуют душу. Развели костер косари, и вот уж “песнь заводит песенник […]...
- Державин. Фелица Репутация поэта складывается при его жизни. Реальное же понимание его поэзии и ее места в литературном развитии определяет и обуславливает история. Яркой иллюстрацией этой закономерности является творчество Державина. Слава пришла к Державину внезапно в 1783 году, когда в первом номере журнала “Собеседник любителей российского слова” была напечатана его ода “Фелица”. Стихотворение, обращенное к Екатерине II, […]...
- В каких еще произведениях русских писателей и поэтов ХІХ-го века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью? В каких еще произведениях русских писателей и поэтов ХІХ-го века герои разрешают конфликтную ситуацию дуэлью? В своем ответе на вопрос, поставленный в задании, назовите не менее двух произведений ХІХ-го века, где происходит дуэль между героями-антагонистами (например, “Выстрел” и “Евгений Онегин” Л. С. Пушкина, “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова, “Отцы и дети” И. С. Тургенева, […]...
- ДЕРЖАВИН – ПОЭТ-НОВАТОР ДЕРЖАВИН – ПОЭТ-НОВАТОР Судьбу русской поэзии XVIII столетия, ее характер и направленность во многом определила деятельность М. В. Ломоносова, благодаря которому признанной и ведущей стала одическая поэзия, позволявшая в большом по объему стихотворении соединить лирику и публицистику. Г. Р. Державин, вспоминая свои первые литературные шаги, говорил, что, следуя совету В. К. Тредиаковского, стилистически старался подражать […]...
- В чем особенность изображения чувств человека в лирике Ф. И. Тютчева и каких русских поэтов можно назвать его последователями? В лирике Ф. И. Тютчева духовная жизнь человека напрямую связана с живописными картинами природы. Так, например, в представленном для анализа стихотворении “К. Б” встреча возлюбленных после мучительно-долгой разлуки сопоставлена с теми мгновениями осени, когда “.повеет вдруг весною, и что-то встрепенется в нас…”. Всматриваясь в черты любимой, лирический герой осознает, что он счастлив, что в “отжившем […]...
- Проблема доброго и неравнодушного отношения к простым людям по тексту В. Ф. Ходасевича (“До отставки Гавриил Романович Державин любил Званку…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания текст Владислава Ходасевича, русского поэта и критика, в котором описана проблема доброго и неравнодушного отношения к людям. Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает о жизни Гавриила Романовича Державина, которая была наполнена как горькими, так и счастливыми моментами. Но неприятные ситуации не играли роли в жизни мужчины. Державин был очень добрым человеком, […]...
- В каких произведениях русских поэтов создан образ России и в чем их сходство и различие со стихотворением А. А. Блока “Россия”? Образ России создан в лирике многих русских поэтов. Так, С. А. Есенин в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная”, рисует возвышенный образ прекрасной, дорогой сердцу Родины, где лирический герой, “захожий богомолец”, чувствует себя словно в храме. Как и стих А. Блока, “Гой ты, Русь, моя родная” проникнуто чувством беспредельной любви к России. Однако если у […]...
- В каких произведениях русских поэтов звучит тема любви, и в чем эти произведения можно сопоставить с некрасовским стихотворением? Любовная лирика – один из основных мотивов в русской поэзии. О любви писал А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении “К “, лирический герой которого, в отличие от Н. А. Некрасова, боготворит свою возлюбленную. Она для него “гений чистой красоты”, который способен вернуть герою ” и божество, и вдохновение”. В основу стихотворения С. А. Есенина […]...
- Традицию каких русских поэтов продолжает Пастернак, изображая природные явления очеловеченными? Свой ответ обоснуйте Б. П. Пастернак не единственный поэт в русской литературе, изображавший очеловеченными природные явления. Так, в стихотворении Ф. И. Тютчева “Полдень”, в основе которого лежит идея “философского пантеизма” “все есть Бог”. , автор “одушевляет” природу, застывшую в жаркой полдневной дремоте. Окружающий мир имеет черты живого существа: полдень “лениво дышит”, а река “лениво катится”. Неслучайно упоминается и […]...
- В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В каких еще произведениях русской лирики звучит мотив жертвенности судеб русских поэтов и в чем оригинальность творческой позиции Б. Л Пастернака? В своем ответе покажите, что в стихотворении “Памяти Добролюбова” (1864) Н. А. Некрасов создает обобщенный образ революционера-демократа, “светильника разума”, носителя “сокровищ душевной красоты”, аскетического служителя родине и искателя истины. В стихотворении “Пророк” (1874) поэт […]...
- В каких произведениях русских поэтов раскрывается любовная тема и как эти произведения соотносятся со стихотворением А. А. Блока “Вхожу я в темные храмы…”? Любовная лирика – один из основных мотивов в русской поэзии. О любви писал А. С. Пушкин в своем знаменитом стихотворении “К “, лирический герой которого, как и герой великого символиста, боготворит свою возлюбленную. Она для него “гений чистой красоты”, который способен вернуть герою ” и божество, и вдохновение”. В основу стихотворения С. Есенина “Не бродить, […]...
- Гаврила Державин и его школа в русской литературе Г. Р. Державин – поэт последней трети XVIII в. Его предшественники придерживались принципов классицизма, но дальнейшее развитие поэзии не могло осуществляться без нарушений, а впоследствии и разрушения границ жанра. Эти нарушения стали допускать уже сами писатели-классики, но настоящий бунт в сфере жанров совершил Г. Р. Державин. Еще будучи студентом Казанской гимназии будущий поэт познакомился с […]...
- Что нового в сравнении с Ломоносовым внес в поэзию Державин? Назначение человека на Земле Для од Гавриила Роман (бессмертное произведение)овича Державина характерно тематическое и стилистическое разнообразие. Среди его произведений выделяют хвалебные, победные, сатирические и философские оды. Державин отходит от традиций Ломоносова, создавая новый тип оды, промежуточный на пути к сюжетному стихотворению. Если одам Ломоносова свойственна условность, и они направлены на то, чтобы пробудить интерес читателя к определенной идее, то […]...
- В каких произведениях русских поэтов звучит мотив жизнеприятия, и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением А. А. Блока “О, весна без конца и без краю”? Мотив жизнеприятия звучит в лирике многих русских поэтов. Так, эта тема легла в основу элегии А. С. Пушкина “Безумных лет угасшее веселье…”, лирический герой которого, грустя о минувшей молодости, не желает расставаться с жизнью. Он, как и блоковский герой, принимает ее такой, какая есть, его не пугают заботы и треволнения, он готов жить, чтобы “мыслить […]...