Кто из русских писателей или поэтов обращался к теме предназначения художника
Подумайте, кто из русских писателей или поэтов обращался к теме предназначения художника и в чем они близки автору «Мертвых душ»?
К теме предназначения художника обращался Н. Полевой в повести «Живописец», а также М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита».
Романтический мотив противостояния художника и толпы лежит в основе повести Н. Полевого «Живописец». Писатель с горечью осознает то, что творческой, гениальной личности нет места в современной жизни. У героя повести трагическая судьба.
Общество не в состоянии
В романе М.А. Булгакова
Герой Булгакова одинок, роман его не оценен по достоинству. Непризнание, травля, клевета — это удел Мастера в романе. Он не выдерживает выпавших на его долю испытаний и сжигает свой роман о Понтии Пилате.
Фактически Мастер у Булгакова утратил способность творить.
Авторская позиция Н.В. Гоголя в поэме «Мертвые души» вполне определенна: на художнике лежит огромная ответственность за его произведения, он в своем творчестве должен следовать жизненной правде, однажды выбранному им пути. Только так он может принести пользу своей Родине и народу.
И писатель должен быть сильным, мужественным человеком, борцом, исполненным внутреннего стоицизма, должен уметь отстаивать свою литературную и гражданскую позицию.
Авторская позиция М.А. Булгакова во многом сходна с позицией Н.В. Гоголя. Булгаков также считает, что на художнике лежит огромная ответственность за его творения, что вся ложь, халтура, искусство-забава и искусство-ремесло рано или поздно наказываются высшими силами.
И такими силами у писателя становятся Воланд и его свита. В сумасшедший дом попадают два поэта, Берлиоз гибнет под рельсами трамвая, квартира критика Латунского полностью разгромлена Маргаритой, в финале сгорает «дом Грибоедова». Как точно замечают критики, «это уже не Страшный суд, а смешной суд, суд искусства над жизнью, возмездие искусства. Идея МАССОЛИТа терпит крушение.
Это происходит на сеансе черной магии, где толпа лицезреет искусство для масс, а в конце сеанса, как и руководители театра, оказывается раздетой». Истинный же художник получает у писателя свою награду — Мастер в романе «заслужил покой». Но, по Булгакову, абсолютный душевный покой и отказ от творчества — это духовная смерть. Спасение настоящего художника — в творчестве, в поисках истины.
Вот почему его Мастеру не было дано «увидеть свет»2.