Развитие образного мышления школьников на уроках литературы
Важнейшей задачей преподавания литер в школе является создание опред картины мира, которая должна стать живым образом мира, где мир не раскладывается на классификационные “полки”. Живое знание, которое должны получить дети из художественной литературы, строится на связи образования, науки и искусства. Лит образование и развитие учащихся основывается на синтезе эмоционального и рационального, логического и образного восприятия, мышления и познания мира при помощи художественного текста.
Развитие эмоционально-образной и интеллект,
Современная методика преподавания литературы стремится найти ту середину, тот подход, который позволяет не противопоставлять академическое и школьное литературоведение, а синтезировать задачи научного и школьного
В настоящее время ученые считают самым низким уровнем взаимосвязей межпредметные связи, а самым высоким – уровень интеграции. Реализация идей гуманизации и интеграции предполагает выход преподавателя за рамки собственного предмета, когда учитель способен осмысливать материал с философской, культурологической позиции, осознавая место своего предмета в системе культуры. Осуществление интегративного подхода в процессе анализа и интерпретации текста художественного произведения должно опираться на:
1) интеллектуальную зрелость, высокий уровень развития психических процессов мышления, восприятия, речи, памяти, фантазии и воображения учащихся;
2) интегрирование в психологическом облике ученика черт “мыслительного” и “художественного” типов;
3) развитие творческих способностей, предполагающих интегрирование знаний, эмоциональных впечатлений и опыта художественно-творческой деятельности;
4) формирование нового типа мышления (интегративного), позволяющего развивать у школьников личностное видение мира, личностное осмысление и личностное отношение к ним.
- СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛНОГО ИСКУССТВА СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛНОГО ИСКУССТВА Щербак Е. П., учитель изобразительного искусства МОУ СОШ №5 г. Белогорска Сегодня мы с уверенностью говорим, что каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями. Но творческими людьми вырастают только те Дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности. В детстве мы все были талантливыми? […]...
- Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы Одна из задач уроков литературы – воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приемы технологии развития критического мышления. По пословице, доброе начало полдела откачало. Приемы […]...
- Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого ученика, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Как определить уровень и динамику литературной подготовки разных учащихся? Как научить понимать произведения разных родов и жанров в той мере, которую могут обеспечить возможности, […]...
- Использование на уроках литературы программы самореализации личности для формирования жизненных компетентностей учащихся ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Самореализация учащегося – это реализация его возможностей, его “Я”, предъявление себя другим во взаимодействии с миром и людьми, реализация ценностных ориентаций, раскрывающих смысл жизни ребенка, характер и направленность его деятельности, Общения, межличностных отношений. На уроках литературы я предлагаю учащемуся, помимо традиционных, задания для самостоятельной работы, которые тренируют способность к продуктивным действиям на основе […]...
- Организация мыслительной деятельности на уроках литературы в старших классах Введение Принципы гуманизации и гуманитаризации являются определяющими в концепции нашей гимназии. Их реализация находит отражение в поиске новых эффективных технологий обучения. На уроке должны быть созданы те условия, при которых ученик смог бы реализовать себя, свои возможности и способности. Литература – особый предмет в школьной программе. Влияние ее на развитие личности ребенка огромно. В методике […]...
- Развитие коммуникативных навыков на уроках литературы в 6-м классе Основная цель современного школьного образования – целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация. Необходимым условием успешной социализации, интеллектуального и эмоционального развития личности является повышение общей и коммуникативной культуры. Проблема общения вообще одна из самых важных, так как любая человеческая деятельность основана на общении, в том числе и учебная. Разработанные единые государственные образовательные стандарты […]...
- Новые технологии обучения на уроках литературы Методика преподавания литературы в школе сделала шаг вперед в осмыслении целей и задач преподавания литературы. Этот переход характеризуется прежде всего переориентацией учителя от выполнения задачи накопления знаний и литературных фактов к личностно-ориентированному обучению. В современной школе главным является “переживание” знаний, “вчувствование” в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора. Начиная с середины 60-х годов, в […]...
- Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках ИЗО Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках изобразительного искусства Автор: Мещерякова Юлия Владимировна, учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №1 города Демидова Смоленской области. Описание работы: Предлагаю вам статью, раскрывающую некоторые пути развития творческих способностей и эстетического вкуса учащихся на уроках изобразительного искусства. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства, работающим с учащимися 5-6 […]...
- Изучение творчества Василия Шукшина на уроках литературы в 5-11-х классах У Сухомлинского в “Родительской педагогике” можно прочитать: “Есть опасная вещь – лень души. Загляни себе в душу, нет ли в ней зернышка этой беды. Если есть – выбрось ее, не дай прорасти дурманом. Лень души – это равнодушие к человеку. Учись видеть и чувствовать человека. Помни, что самое главное в окружающем тебя мире – человек”. […]...
- Духовное общение на уроках русской литературы Сделав психологический анализ системы интенсивного обучения Г. Лозанова, А. Добрович приходят к выводу: она связана с выводом учеников на игровой уровень общения, преподаватель при этом раскрывает свои возможности не только как авторитетный знаток своего предмета, но и как актер и режиссер. Еще один вид диалога, который автор располагает выше конвенционального – деловое общение. В его […]...
- Логические схемы и конспекты на уроках зарубежной литературы С развитием компьютеризации, телевидение общество теряет читателя художественной литературы. Современная молодежь отдает предпочтение Интернету, видеофильмам (часто сомнительного качества и содержания), а классическая литература (конечно, не массовая, бульварная), не входит в круг ее увлечений. Это парадоксально: возникает дисгармония в умениях, знаниях и общих качествах человека. Но, к сожалению, это факт. И с этим приходится сталкиваться прежде […]...
- Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики в специальных (коррекционных) школах VII вида I. Основа активности учебно-познавательной деятельности: – адаптация, приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям; – стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся; – преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми ходом обучения. II. Результаты активности познавательной деятельности школьника зависят от уровня развития его общих способностей: памяти, внимания, восприятия, мышления. Поэтому необходимо помнить: – о возрастных и […]...
- Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения На уроках литературного чтения в начальных классах необходимо сформировать читательские умения, главнымииз которых являются: – Умение представить картину, нарисованную автором; – Умение сопереживать героям и автору; – Способность понять главную мысль произведения, его идею; – Умение осознать свою позицию и передать ее в разных формах устной и […]...
- Методика изучения биографии писателя на уроках литературы Изучая литературное произведение в школе, мы стремимся соединить читательское восприятие учеников и объективное научное толкование художественного текста. Учителю важно “обеспечить” подлинное нравственное воздействие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в “Книге скитаний” писал: “Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный […]...
- Использование рисования на уроках литературы Как жаль, что наши ученики, становясь взрослее, перестают рисовать на уроках литературы (я имею в виду рисование как процесс творческого освоения и усвоения художественного текста). Конечно, этому есть и объективные причины: аналитическое начало начинает преобладать над эмоциональным; мы, педагоги, все больше обращаемся к слову и считаем рисование уместным только в 5-6-м классе. Но потребность рисовать […]...
- Ранняя юность как этап литературного развития школьников В психологии существует понятие “сензитивный период”. Этим именем известный биолог де Фриз обозначил те экспериментально установленные периоды онтогенетического развития, когда организм оказывается особенно чувствительным к влияниям определенного рода. Л. Выготский писал: ” Обучение оказывается самым плодотворным лишь тогда, когда оно осуществляется в пределах периода, означаемого зоной ближайшего развития”. Психолог разграничил понятие “обучение” и “развитие”, считая, […]...
- Развитие творческой личности младшего школьника Индивидуальный подход к творческой личности младшего школьника и ее развитию. Статья. Автор: Матвеева Светлана Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9, г. Ульяновск. Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию материал по осуществлению индивидуального подхода к творческой личности младшего школьника и ее развитию. Данный материал может быть полезен учителям начальных классов. Цель: Поделиться своим опытом, своими […]...
- Роман Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль” на уроках литературы и истории С Инхронизированный курс “История-Литература-МХК” предлагает в 6-м классе познакомиться с романом Рабле “Гаргантюа и Пантагрюэль”. На его чтение и изучение отводится несколько уроков литературы. Также он вписывается в исторический контекст на интегрированных уроках литературы и истории. Приведем примеры двух уроков по роману: один из них – чисто литературный (проводится после знакомства с сюжетом и жанровыми […]...
- Анализ лирического стихотворения на уроках литературы Анализ стихотворения – трудная форма работы на уроках литературы. У каждого учителя есть свои приемы и методические находки. Единой схемы анализа стихотворения нет и быть не может, потому что каждое произведение искусств уникально и глубоко своеобразно. Нужно внимательно присмотреться к нему, попытаться понять его секрет: или это удивительная метафора, или оригинальная композиция, и этот доминирующий […]...
- Зарождение и развитие литературы в России Детская литература в России возникла из книги для детей основе устного народного творчества. Сказки, былины, песни, пословицы, загадки с времен древней Руси способствовали идейно-эстетическому и нравственному формированию многих поколений детей. Большое влияние оказывали на развитие детской литературы и учебные книги. Азбуки, буквари, азбуковники, потешные (светские) книги, энциклопедии были первыми специальными книгами для детей. Самые древние […]...
- Вклад И. Нечуя-Левицкого в развитие украинской литературы Выдающееся место в истории украинской литературы занимает творчество И. Нечуя-Левицкого. За свою длинную жизнь он написал свыше пятидесяти романов, повестей, рассказов, комедий и исторических драм. Своими произведениями он прокладывал новые пути развития украинской прозы. Писатель одним из первых в украинской литературе отошел от традиционной крестьянской тематики и срисовал почти все слоия населения тогдашней Украины. Он […]...
- Варианты работы на уроках русского языка и литературы В учебнике И. Н. Сухих для 9-го класса (его фрагмент опубликован в номере) есть много свежих, интересных наблюдений и формулировок. Их можно использовать для работы на уроках русского языка или литературы. Например, так. Задание. Прочитайте текст, вставьте на место пропусков подходящие слова и словосочетания из списка после текста, при необходимости проверяя их значения по словарю. […]...
- Проблема самостоятельности мышления В значительной степени личностный авторитет определяют по уровню интеллектуальной сферы, сформированной в человеке, самостоятельности его мышления, умственных качеств и способности к аргументированию правильности собственной точки зрения. Однако важно при этом научиться принимать и точку зрения иных людей, одновременно, проявляя сообразительность и остроумие. Уровень развития самостоятельности мышления имеет непосредственную связь со способностью к принятию взвешенных решений, […]...
- Д. Хармс на уроках литературы (конспект для сочинения) Думал ли, знал ли Даниил Хармс, писавший, творивший, разыгрывавший из себя нечто, эпатировавший публику в 20-30-е гг. нашего столетия, что к нему придет такое вселенское признание, когда книги его будут издаваться не только большими тиражами, но и множеством издательств одновременно? Книжные полки магазинов рубежа веков пестрят однотомниками, двухтомниками, трехтомниками в разных обложках. Мне не раз […]...
- Ролевая игра на уроках литературы в старших классах Ролевая игра – самая интересная для учащихся форма урока. Это может быть заседание участников “круглого стола” (например: “Смысл названия феерии “Алые паруса” А. Грина” или “Журнальная полемика середины XIX века”), “телепередача” с участием “литературного обозревателя”, “режиссера фильма” по данному произведению и даже… “писателя” и многое другое. I. Несколько ролевых игр мы провели по “Мертвым душам” […]...
- Развитие литературы: Литература Германии Всемирно-историческая победа антигитлеровской коалиции во второй мировой войне положила конец господству фашизма в Германии. В 1949 г. на территории страны были созданы два государства, с разным политическим строем: социалистическое – Германская Демократическая Республика (ГДР/ – и буржуазное – Федеративная Республика Германии (ФРГ). Развитие литературы в этих странах пошло разными путями. В то время как в […]...
- “Повести Белкина” на уроках литературы Из материалов конкурса-2006 Общие итоги нашего конкурса на лучшую методическую разработку уроков мы подведем в № 13, а пока – о поступивших на конкурс материалах, связанных с изучением “Повестей Белкина”. Здесь немало интересного. Так, Наталья Яковлевна Шамукаева (Республика Башкортостан) включает в урок историко-культурные сведения, необходимые для понимания повести “Барышня-крестьянка”, развития речи и общей культуры школьников, […]...
- Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Школьник учится думать и думает, учась: там, где нужно найти ответ на вопрос, что-то понять, и начинается мышление. Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит сформированным приемам мыслительной деятельности, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать […]...
- Научно-познавательная литература для детей на уроках в 5-6-х классах Изменившийся вокруг нас мир, изменившиеся общественные приоритеты и круг интересов современного ребенка поставили перед методикой преподавания литературы в школе ряд вопросов, одним из которых является вопрос о месте и роли научно-познавательной литературы в системе литературного образования в 5-6-х классах. Во многом такое внимание к научно-познавательной литературе, являвшейся вспомогательной и, естественно, необязательной для изучения, объясняется установкой […]...
- Развитие литературы: Почему перевод Библии называется синодальным? Синодальный перевод Библии на русский язык – это перевод, одобренный русской православной церковью и принятый в качестве официально признанного русского текста Библии. Синодальный перевод пользуется авторитетом также у приверженцев христианских сект православного происхождения. На Русь Библия пришла вместе с христианством. Перевод ее на старославянский язык был выполнен с греческого языка по изводу Септуагинты (от лат. […]...
- Исследовательская деятельность “спасает” школьников от равнодушия к школьным дисциплинам Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей исследовательской деятельностью, мы почти наверняка спасем их […]...
- Сочинение на тему: “Мотивация школьников” В любом из видов деятельности самое главное – это мотивация человека. Если человек действительно мотивированнаый, он будет готов продолжать свою деятельность, даже если у нее что-то не получается. Как показывает практика, о каком бы виде деятельности не шла речь, на пути человека к успеху всегда встречаются сложности той или иной степени. Именно мотивация служит основным […]...
- “Капитанская дочка” на уроках литературы Урок 1. Первая глава романа Цель. На примере романа А. С. Пушкина “Дубровский” выяснить отношение поэта к русскому бунту; сравнить образы фонвизинского недоросля и пушкинского; понять, какова была атмосфера в доме Гриневых и каково значение образа отца героя в повествовании; развивать умение учащихся анализировать текст, соотносить его с другими произведениями; обсуждение содержания и смысла понятия […]...
- Влияние творчества Шевченко на развитие литературы Великий украинский писатель, человек с необыкновенной, тяжелой судьбой, с мировой славой поэта-правдолюбца – это Тарас Шевченко. Его мысли понятные всем угнетенным, всем тем, кто хочет свободной, радостной и счастливой жизни. Почему же поэзия Шевченко имеет не только национальное, но и мировое значение? Творчество поэта-демократа в большой мере решило дальнейшее развитие украинской литературы, так как не […]...
- Тестирование на уроках литературы 8-й класс Древнерусская словесность Житие Сергия Радонежского , Повесть о Петре и Февронии Муромских Тест 1. Неизвестен год рождения святого, но Церковь отмечает 7 октября как день преподобного Сергия Радонежского, потому что он: А) в этот день родился; Б) принял постриг в монастыре; В) скончался. 2. Какое имя носил Сергий до пострига? А) Варфоломей; Б) […]...
- Конспект урока музыки “Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников” Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников Сычева Марина Николаевна МБОУ “Средняя общеобразовательная школа№92 с углубленным изучением отдельных предметов” г. Кемерово Учитель музыки Цели урока: 1 . Развитие интереса к музыке разных народов; 2. Выявить сходство и родство музыкального языка славянских народов 3. Провести сравнительный анализ, обобщение Оборудование: музыкальный центр, […]...
- Вклад Белинского в развитие русской литературы В. Г. Белинский известен нам как замечательный критик, как публицист, как сотрудник известнейших журналов. Вся его деятельность отличалась некоторой революционной направленностью; еще в юности он сформулировал для себя принцип, по которому в дальнейшем, уже став известным критиком, он оценивал произведения, – это народность литературы. Он проявлял повышенную требовательность к анализируемым произведениям, ему мало было изображения […]...
- Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности Одной из главных задач в обучении является развитие творческих и исследовательских способностей учащихся. На уроках информатики применение компьютеров позволяет учащимся заниматься исследовательской работой при решении задач из различных областей (например, физические, математические, экономические задачи). При этом они должны научиться четко формулировать задачу, решать ее и оценивать полученный результат. Использование межпредметных связей – одна из наиболее […]...
- Вопросы с ответами к теме “Развитие европейской литературы на границе XIX-XX столетий” Какие важнейшие особенности излома XIX-XX столетий? Культурологи считают, что на рубеже XIX-XX столетий присущий три феномена: декаданс, социалистические (утопические) тенденции и борьба за равноправие женщин. Относительно литературной жизни, то следует назвать появление новых жанров, в частности утопии те новеллы (А. Чехов, Сомерсет Моем, Брет Закалка, Джек Лондон, О. Генри, Г. де Мопассан и прочие). Появились […]...
- Развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов ХХ века Огромное влияние на дальнейшее развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов оказала русская культура. Уже во второй половине 20-х годов в Испании появляются первые переводы русских писателей, а также путевые записки, дневники некоторых деятелей испанской культуры, побывавших в России и сообщавших сведения о нашей литературе. На рубеже 30-х годов начинают широко переводиться на испанский язык книги […]...