Развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов ХХ века

Огромное влияние на дальнейшее развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов оказала русская культура. Уже во второй половине 20-х годов в Испании появляются первые переводы русских писателей, а также путевые записки, дневники некоторых деятелей испанской культуры, побывавших в России и сообщавших сведения о нашей литературе. На рубеже 30-х годов начинают широко переводиться на испанский язык книги А. Фадеева, А. Серафимовича, К. Федина, Л. Леонова, Вс. Иванова, И. Эренбурга, В. Маяковского и других.

Позднее прогрессивные литераторы

Испании отмечали роль опыта русской литературы для формирования их творчества.

Одна из характерных особенностей литературного процесса Испании этих лет – активное вторжение публицистики в художественную литературу и расцвет художественно-публицистических жанров. Одним из первых образцов такой литературы стала книга Луиса Сирваля “Следы учредилки” (Las Huellas de las Constituyentes, 1933), острый и язвительный памфлет против лицемерия и фальши буржуазной “демократии”. Крупнейший вклад в прогрессивную публицистику сделал Мануэль Домингес Бенавидес (Manuel Dominguez Benavides, 1895-1947), прославившийся романом-репортажем

“Последний пират Средиземного моря” (El ultimo pirata del Mediterraneo, 1934), в котором нарисован колоритный образ преступника, ставшего мультимиллионером, и показаны тесные связи государственного аппарата с преступным миром и монополиями.

Позднее Бенавидес создал большое число романов-репортажей об астурий-ском восстании, о национально-революционной войне испанского народа.

Еще более существенно усиление публицистических элементов в художественной прозе 30-х годов. Так, например, подчеркнутая актуальность повествования в соединении с активной авторской оценкой действительности характерна для романов Арконады. Автор нескольких книг о театре и музыке, стихов “ультраистского” толка, Арконада впервые обращается к социальной проблематике в упоминавшемся выше романе “Турбина”.

Сам писатель позднее подчеркивал огромное значение, которое имело для всего его последующего творчества знакомство с книгами русских авторов: “Они заставили меня спуститься с заоблачных высот и уж во всяком случае понять, что настоящую жизнь там построить невозможно. Стиль Федина оказал на меня особенно сильное влияние. В нем обнаружил я то сочетание реализма с лирической стихией, которое больше всего отвечало моему темпераменту и вкусам…”

С 1931 г. Арконада – член Коммунистической партии Испании. В 1933 г. он выпустил роман “Бедняки против богачей” (Los pobres contra los ricos). Книга имеет подзаголовок “Роман испанской революции”.

И действительно, рост классового самосознания испанского крестьянства накануне и непосредственно после свержения монархии стоит в центре внимания автора. Образам людей из народа, воплощающих все подлинно человеческое, чистое и благородное, противостоят “хозяева земли” – помещики и деревенская верхушка, их слуги – жандармы, в которых писатель подчеркивает главным образом животное начало. При этом, однако, Арконада нередко злоупотребляет натуралистическими подробностями в описании “господ жизни”, его искусству присущи еще прямолинейность, “плакатность”.

Более органично трезвый реализм в изображении действительности совмещается с взволнованным лиризмом в романе “Раздел земли” (Reparto de tierras, 1934). Наряду с рассказом о борьбе крестьян за землю, борьбе, которая носит все более организованный характер, в этом романе привлекает внимание образ сельского учителя Педро Аль-фаро. Он не только учит, но и сам учится у народа, превращаясь из мечтателя в активного и сознательного борца.

Теме крестьянства Арконада остается верен и позднее – в своих произведениях, созданных в годы национально-революционной войны в Испании и эмиграции в РОССИИ.

30-е годы знаменовали собой крутой перелом также в творчестве многих испанских поэтов, хотя и здесь, конечно, не было единодушия в оценке задач, стоящих перед мастерами слова. Так, Херардо Диего в предисловии к изданной им в 1932 г. антологии современной поэзии провозглашал задачу борьбы за “чистоту поэтического идеала, не имеющего ничего общего с мутными и отдающими всякой примесью идеалами ходовой поэзии”. Однако к этому времени большинство поэтов, представленных в антологии X. Диего, уже отказалось от “чистой поэзии”, встало на путь создания социального, гражданского искусства.

Передовые писатели предпринимают попытку создать также и театр непосредственно агитационного звучания. Так, в 1933 – 1934 гг. короткие сатир! гческие фарсы и пьески пишут Р. Альберти, С. Муньос Арконада и др. Представленные самодеятельными труппами, они пользовались успехом у народного зрителя.

Еще более значительную роль в борьбе за реформу испанского театра сыграли передвижные студенческие театры, труппа, во главе которой стоял драматург Алехандро Касона,- и “Ла Баррака” (1932-1936), которой руководил Федерико Гарсиа Лорка. “Труппа, которую собрал Федерико,- вспоминал позднее Пабло Неруда,- колесила по всей Испании, воскрешая древний, забытый, но великий театр Лопе де Руэды, Лопе де Веги, Сервантеса…” Точно так же и театральная труппа Касоны ставит инсценированный ее руководителем эпизод губернаторства Санчо из “Дон Кихота” и одну из новелл Хуана Мануэля.

Деятельность Лорки и Касоны в передвижных театрах способствовала формированию новых черт и в их собственной драматургии. Так, Алехандро Касона (псевдоним А. Род-ригеса Альвареса) (Alejandro Casona, A. Rodriguez Alvares, 1903 – 1964) создает пьесу “Наша Наташа” (Nuestra Natacha), в 1936 г. с успехом представленную на сцене. В этой пьесе Касона, рассказав о судьбе молодой учительницы, поставил важную проблему места интеллигенции в современной испанской действительности.

Позднее, уже в годы эмиграции, Кясона создает пьесы, полные гуманистического пафоса,- “Деревья умирают стоя” (Los arboles mueren de pie, 1950), “Семь криков в океане” (Siete gritos en el mar, 1952) и другие – переведенные на многие языки.

Еще более значительное место в истории испанской драматургии 30-х годов заняли произведения Ф. Гарсиа Лорки.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Развитие прогрессивной испанской литературы 30-х годов ХХ века