Влияние творчества Шевченко на развитие литературы
Великий украинский писатель, человек с необыкновенной, тяжелой судьбой, с мировой славой поэта-правдолюбца – это Тарас Шевченко. Его мысли понятные всем угнетенным, всем тем, кто хочет свободной, радостной и счастливой жизни. Почему же поэзия Шевченко имеет не только национальное, но и мировое значение? Творчество поэта-демократа в большой мере решило дальнейшее развитие украинской литературы, так как не было ни одного известного писателя второй половины XIX – начала XX ст., который бы не ощутил влияние Т. Шевченко.
Максим Рыльский отмечал,
Своим славным сборником “Кобзарь” он начал новую эпоху не только в истории украинской литературы, а и в духовности. Мысли Шевченко-поэта, борца-революционера всегда обращенные к будущему, они вдохновят новые поколения. Этот человек всегда служил правде и боролся за счастливое будущее своего народа. И оружием в этой борьбе поэт сделал слово:
Возвеличу Малых тех рабов немых! Я на стороже вокруг их Поставлю слово.
И действительно, к тому времени процесс становления
Литература обогатилась новыми жанрами: лиро-эпическая поэма, политическая поэзия, рассказ и повесть…
Он был основоположником критического реализма и в украинском изобразительном искусстве. Его замечательные картины, рисунки, гравюры учили других правдиво и многогранно отбивать современную действительность. Ценность художественных произведений заключается в остром разоблачительном содержании, четкой социальной направленности.
И в своих бессмертных стихотворениях, и в живописных полотнах Шевченко пропагандировал светлые идеалы свободы, равенства; призывал народ к борьбе против всех угнетателей простого народа, этим самым влияя на развитие и литературы, и искусство, и духовную культуру. Жизнь женщины в крепостническом обществе была невыносимой. Дома она выполняла всю домашнюю работу и терпела семейный гнет, а на барщине работала без отдыха.
На барщине пшеницу жала, Устала; не отдыхала Пошла в снопы, пошла хромая Ивана сына кормить.
А сколько девушек, став жертвами помещичьего разврата, накладывали на себя руки!
Шевченко будто собрал воедино все страдания закрепощенных женщин и во весь голос рассказал о них всему миру. Названия его произведений: “Служанка”, “Ведьма”, “Сова”, “Слепая”, “Марьян-монахиня” и другие – не случайны. Именно служанками, ведьмами, совами, слепыми, монахинями были женщины в тогдашнем обществе.
Каждая женщина-жертва для поэта родная. Он плачет Ее слезами, мучается ее мучениями.
Пережив сам бедность, нужды и тяжелые скитания, Шевченко при изображении страданий Екатерины в лирических отступлениях поэмы высказывает свои мысли и чувства по поводу жизни женщины и ее маленького сына. Он живет их болью, он сокрушается вместе со своей героиней, когда она стала покрыткой: Екатерина, сердце мое! Горюшко с тобой!
Кда ты в мире денешься С малым сиротой? Поэт проливает “слезы” вместе со своей героиней по дороге в Москву, где она надеется найти своего возлюбленного.
Так от вишневого сада путями горя и скитаний, сквозь снежную вьюгу вплоть до проруби – такую долину печали прошла страдалици Шевченко – жертва господского разврата. Анна же из поэмы “Служанка” тоже покритка, но она остается жить ради своего сына. Ее материнская любовь такая сильная, что способна принести жизнь в жертву ради счастья сына.
Жизнь Анны – материнский подвиг. И лишь перед смертью она раскрывает правду.
Обиженная господином девушка, которую люди называют ведьмой, обезумевшая от горя, искать своих детей-близнецов Наталью и Ивана. Отец отдал сына какой-то госпоже, а дочь загубил. Ведьма рассказывает цыганам:
Детей ищу. Наташеньку! Нет, нет, нет!
Я ищу господина Разорву…
Поэмы Шевченко зовут к мести над теми, кто изуродовал женскую честь, достоинство и счастье. Уже в поэме “Слепая” поэт изображает не только скитания покрытки, а и месть над паном-соблазнителем. Носителем этой мести была дочь слепой – Оксана, которая сходит с ума, убивает господина и производит поджог господского дома.
Мотив мести еще больше развит в поэме “Марина”, где мать просит сумасшедшую дочурку идти спать, а не беспокоить людей своим воплем и песнями. Особенно поражающе описал поэт горе вдовы, когда единственного сына забирают в солдаты. Обезумев, мать:
Селом ходит – поет, Страшно голосит… Дети бегали с палками Днем за вдовой по улицам И, смеясь, дразнили Совой…
Великий Кобзарь видел в женщине, прежде всего, духовную красоту, обожествлял материнство, прославлял верность и искренность, но не прощал аморальности и жестокости. В поэме “Титаривна” дочь титора насмеялась над лучшим, но бедным парнем Никитой, который пригласил ее на танец. Со временем она жестоко поплатилась за это:
Общиной осудили И живую положили В гроб и сына с ней Да и засыпали землей!
Есть у Кобзаря и шутливые стихотворения о веселой жизнерадостной украинской женщине, скажем, в стихе “Вытоптала тропинку”. Как видим, обесславленные девушки с байстрятами под плетнем; невольница, которая “пшеницу на барщине жнет”, а ее опухший ребенок обречен на голодную смерть; мать “Слепая” – жертва господского разврата; мать – “сова”, что ее безвыходная несправедливость крепостной жизни привела к сумасшествию, и трагический образ матери – “ведьмы”; многострадальная наймичка Анна, лишенная права называться лучшим на земле словом “мать”, а также мстительницы Оксана, Марина – все это вершины Шевченковского поэтического духа.
Образ матери украинский Кобзарь возвышает с крепостных низин к вершинам вечности, он бессмертен:
Врага не будет, супостата А будет сын, и будет мать, И будут люди на земле