Анализ стихотворения Тютчева “14-е декабря 1825”



Поэтический отклик на декабрьское восстание появился в 1826 г., однако впервые был опубликован спустя 55 лет после написания. Являясь образцом гражданской лирики, стихотворение отражает политические убеждения автора. Монархия и православие, по мнению Тютчева, – основа российской государственности, гарант ее развития и процветания.

Поэт считал революцию порождением западной традиции, губительной для Отечества. Под влиянием иноземных идей в худшую сторону меняется и личность отдельного человека: он может не выдержать искушения и поставить

свое мнение выше закона и исторических традиций. С подобной трансформацией связана категория самовластья, толкуемого как сочетание властолюбия и гордыни.

Тютчевская трактовка самовластья не имеет отношения к характеристике русской монархии.

Произведение написано в форме обращения, адресатами которого становятся декабристы. Герой заявляет, что лирическое “вы” “развратило” безоглядное стремление к власти, подкрепленное дерзостью и самоуверенностью. Утверждается справедливость беспристрастного приговора, под впечатлением которого создан стихотворный текст.

Решение, явленное

законом, поддерживает народ. Лирический субъект отказывает адресату в праве на историческую память: он прогнозирует скорое забвение, сравнивая воспоминания о восстании на Сенатской площади с “трупом”, навсегда схороненным в земле.

В начале второго восьмистишия возникает формула “жертвы мысли безрассудной”, которая трактует мятежников как людей, пострадавших от собственных заблуждений. Тем же смыслом наделен образ меча, размещенный в зачине: герои наказаны за неоправданные апломб и высокомерие.

В финале появляется развернутая метафора, в иносказательной форме представляющая бессмысленность противоборства оппозиционеров и государственной системы. Последнюю символизируют образы с семантикой бессмертия, обжигающего холода и величия. Исход противостояния фантастического ледяного великана и “крови скудной” революционеров предрешен.

Жертва напрасна: следы бесплодных попыток побежденной стороны стираются одним выдохом холодного колосса.

“Гений самовластный” Наполеона из одноименного тютчевского стихотворения имеет общие черты с образами декабристов. Автор именует французского императора “сыном Революции”: он был наделен вдохновением и “буйством дерзновенным”, но лишен “божьего пламени” истинной веры.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Тютчева “14-е декабря 1825”