«Повести Белкина» на уроках литературы
Из материалов конкурса-2006
Общие итоги нашего конкурса на лучшую методическую разработку уроков мы подведем в № 13, а пока — о поступивших на конкурс материалах, связанных с изучением «Повестей Белкина».
Здесь немало интересного. Так, Наталья Яковлевна Шамукаева (Республика Башкортостан) включает в урок историко-культурные сведения, необходимые для понимания повести «Барышня-крестьянка», развития речи и общей культуры школьников, использует ролевую игру. Ученики 7-го класса выступают в качестве филологов, объясняют пятиклассникам
Оксана Евгеньевна Галямова (Республика Татарстан) проводит в 6-м классе обобщающий урок по «Повестям Белкина» (все они прочитаны детьми и проанализированы в 5-6-х классах). Чтобы ученики лучше запомнили повести, входящие в цикл, и усвоили понятия «автор» и «рассказчик», она предлагает достаточно удобную схему соотношений между ними.
Ученики Оксаны Евгеньевны посетили музей героев «Повестей Белкина», находящийся недалеко от Болдино. Здесь
К уроку учащиеся подготовили рассказ об одежде героев ( Шлафрок, кафтан, сюртук, капот, лапти, гусарская шинель и др.), используя иллюстрации и собственные рисунки, показали своим одноклассникам поклоны и реверансы, принятые этикетом XIX века.
Марина Журавецкая (Томская область) на обобщающем уроке по «Повестям Белкина» организует выставку рисунков учащихся, они работают с карточками-заданиями, проверяющими знание текста повестей (например: узнайте героя по портрету, запишите его имя, фамилию и название произведения). Дети выразительно читают наизусть понравившиеся отрывки, инсценируют эпизоды.
Оксана Анатольевна Смыслова (Республика Хакасия) начинает изучать повесть «Метель» с освоения детьми ее сюжета. Они составляют план повести, каждый пункт которого — цитата из ее текста, отражающая развитие действия. План записывается на доске, сопровождается соответствующим рисунком, сделанным учениками заранее (все рисунки вывешены в произвольном порядке и подбираются к цитатам).
Составить характеристику героя детям помогают карточки-задания (например: запишите, что автор говорит о Марье Гавриловне).
С интересом воспринимают учащиеся чтение одноклассниками наизусть описания метели в повести и стихотворения Пушкина «Бесы», слушают музыку Г. В. Свиридова.
Заслуживает внимания и опыт учителей г. Тулы. При изучении «Метели» некоторые из них обращаются к материалам литературного краеведения, в частности, к статье А. А. Петухова «Тульские мотивы в творчестве А. С. Пушкина» из научно-методического и культурно-просветительского журнала «Лицей на Пушкинской» (Тула, 1997-1998. № 8-10.
С. 90-91). В ней идет речь о том, как сочетаются в повести вымысел и реальные жизненные события, отразившиеся в архивных документах по истории края. Приведем фрагменты из статьи А. А. Петухова, представляющие, как полагаем, интерес для многих словесников.
«…Зимой 1805 года сонную, скучную жизнь сельских обывателей взбудоражила необычная новость. Быстро распространились слухи о том, как в ночь на
6 февраля священник села Уньки Алексинского уезда Иван Евсеев без свидетелей и согласия родителей обвенчал майора Прокопьева с девицей Мариною Федоровой из соседней деревни Покоснево Калужской губернии. За сей дерзкий акт нарушителя спокойствия сослали в Белевский монастырь на покаяние
Документы дела о совершении противозаконного церковного обряда поразительно напоминают фабулу повести «Метель». Пушкин указывает: путь жениха в церковь села Жадрино лежал вдоль речки. В Тарусском районе ныне значится деревня Ждамирово. Сельцо это в XIX веке и впрямь располагалось при речке Любочка
Деяния духовного служителя, за мзду соединявшего граждан узами брака, рождали различные толки, догадки. Оказывается, ранее описанного случая, в сентябре 1804 года, тот же И. Евсеев венчал «дворовую девку Наталью Колпакову с барабанным старостой Орловского мушкетерского полка Яковом Ромашиным».
Тогда, видимо, не желая выносить сор из избы, тульская консистория не приняла строгих мер. Ободренный сим попустительством, жадный священник скрепил узы брака богатых — офицера и дочери помещика… Замолив грехи в монастыре, он вернулся в родные Уньки, лишенный прав совершать бракосочетания… Но, пользуясь безграмотностью прихожан, принялся за старое.
Теперь возмутились его коллеги и подали жалобу в губернские органы. В ней доносили: 13 ноября 1808 года в два часа ночи неугомонный Евсеев обвенчал без свидетелей и записи в метрическую книгу здешнего крестьянина с вдовой из деревни Роман (бессмертное произведение)ьково. Значит, в третий раз!
Через два года, исключенный из духовного ведомства, находчивый бывший батюшка реализовал накопленные средства, купив в городе Алексине дом.
Нельзя обойти вниманием характерный эпизод. Юная героиня из повести «Метель», решив тайно обвенчаться, прощальные письма родителям и подруге запечатала «тульской печаткою, на которой изображены были два пылающие сердца с приличной надписью». Хорошо известно, что состоятельные дворяне охотно заказывали фамильные (гербовые) или простые (для деловых бумаг, личной переписки) печати, нередко перстневые, искусным оружейным умельцам.
Эта небезвыгодная отрасль художественного ремесла просуществовала в Туле до 80-х годов XIX века. Тем более в книжке Л. Февчук «Личные вещи А. С. Пушкина» говорится о наличии гербовой печати рода Пушкиных. В Санкт-Петербургском музее на Мойке экспонируется печатка более позднего времени с ручкой «тульской работы 1830-х годов».
Возникает вопрос: мог ли практически знать Александр Сергеевич о деятельности корыстного духовного служителя и приобрести печатки? В мае 1830 года Пушкин три дня пробыл в Полотняном Заводе Калужской губернии, приграничном к Алексинскому уезду, у А. И. Гончарова, деда своей невесты. Беседовал с хозяевами, принял двоих калужских мещан. Вновь здесь гостил две недели в августе-сентябре 1834 года.
Много гулял, общался с лицами любых рангов и сословий, имел возможность купить или заказать печатки. Гипотезу о печатке в свое время одобряли известные литературоведы Т. Г. Цявловская и Н. Я. Эйдельман».
Надеемся, что опыт работы педагогов с пушкинскими повестями был не только полезным для них и их подопечных, но и эстетически радостным и воодушевляющим.
В заключение все же нельзя не отметить, что большинству присланных на конкурс разработок по «Повестям Белкина» не хватает целостности. Вероятно, не безупречен и отобранный нами для публикации материал. Но, впрочем: обучая учимся.