Романтические ситуации и коллизии в цикле “Повести Белкина”

Широкое вступление Пушкина в прозу начинается с “Повестей Белкина”. Они написаны одна за другой Болдинской осенью 1830 г. Пушкин опубликовал их без своей подписи, не надеясь на успех, настолько они отличались от популярной тогда романтической повести и дидактической прозы. “Повести Белкина” до Гоголя наиболее реалистические произведения русской прозы. Поражает разнообразие и необычность их тематики. Это не только картины дворян-ско-усадебного быта (“Барышня-крестьянка”).

Пушкин выдвигает демократическую тему “маленького

человека” в “Станционном смотрителе”, предваряющем собой “Шинель” Гоголя.

“Повести Белкина” явились откликом Пушкина на все проблемы современной ему русской прозы. Своей правдивостью, глубоким проникновением в характер человека, отсутствием всякого мелодраматизма повесть “Станционный смотритель” положила конец влиянию сентиментально-дидактической повести о “маленьком человеке”, ведущей начало от “Бедной Лизы” Карамзина. Идеализированные образы, нарочито созданные в дидактических целях, сентиментальные сюжетные ситуации сменяются реальными типами и бытовыми

картинами незаметных, но всем хорошо знакомых уголков русской действительности.

Такова почтовая станция, где писатель находит неподдельные радости и горести жизни. Подлинный гуманизм повести Пушкина противостоит отвлеченной чувствительности сентиментальной повести; манерный, впадающий в мелодраматическую риторику язык уступает место простому и бесхитростному, опирающемуся на народно-бытовое просторечие рассказу вроде рассказа старика-смотрителя о его Дуне. Реализм приходит на смену сентиментализму в русской прозе.

В “Повестях Белкина” Пушкин опирается на традиции повествовательной прозы конца 20-х годов. В “Выстреле” и “Метели” романтические ситуации и коллизии разрешаются просто и счастливо, в реальной обстановке, не оставляя места никаким загадкам и мелодраматическим концовкам, которые были так популярны в романтической повести. В “Барышне-крестьянке” казавшийся романтическим герой, носивший даже перстень с изображением черепа, оказывается простым и добрым малым, находящим свое счастье с милой, но обыкновенной девушкой, а ссора их отцов, не породив ничего трагического, разрешается добрым миром.

Более полемична с авторами романтической прозы повесть “Гробовщик”. Всевозможные чудесные и таинственные ситуации, связанные с загробным миром, присущие романтическим балладам и повестям, сведены к весьма прозаичной торговле гробами, сами они оказываются простыми деревянными ящиками, а их хозяин реальным и обыкновенным гробовщиком Адрианом, проживающим у Никитских ворот в Москве и не обладающим никакими сверхъестественными силами. Появление привидений в повести оказалось лишь сновидением подвыпившего с приятелями Адриана.

Таинственное становится комическим, теряя весь свой романтический ореол, превращаясь в предмет шуток и насмешек. В реалистическом изображении быта ремесленника, в прозаическом облике самого Адриана с его профессиональными словечками уже содержится зародыш художественной манеры будущей натуральной школы.

К “Повестям Белкина”, точнее к “Гробовщику”, примыкает по тематическим и жанровым особенностям шутливая стихотворная повесть “Домик в Коломне”, также написанная Болдинской осенью. Забавное происшествие, изображенное в ней, обращает читателя к миру мещанства, городского обывателя и несет в себе, как и “Гробовщик”, зерно будущей натуральной школы – “физиологического очерка”: “И табор свой с классических вершин перенесли мы на толкучий рынок”. Описывая самых обыкновенных персонажей повести – старушку вдову, ее дочку Парашу, которая “умела мыть и гладить, шить и плесть”, Пушкин вспоминает картины Рембрандта. А вот бытовая ситуация в жанре будущей физиологии:

Но горе вдруг их посетило дом: Стряпуха, возвратись из бани жаркой, Слегла. Напрасно чаем и вином, И уксусом, и мятною припаркой Ее лечили. В ночь пред рождеством Она скончалась.

С бедною кухаркой Они простились. В тот же день пришли За ней и гроб на Охту отвезли.

Пушкинские бытовые и пейзажные зарисовки передают самое существенное, самое главное в изображаемом явлении, в них нет лишних деталей; Пушкину не нравится “близорукая мелочность” описаний французских романистов. Он отвергает пышный слог романтической прозы, ее живописные эффекты. Принцип “нагой простоты” Пушкин проводит строго последовательно.

Он всегда сдержан и избегает того, что могло бы показаться поэзией в прозе.

Воспользовавшись материалами своего путешествия в Закавказье, Пушкин в противовес сентиментальным путешествиям и романтическому увлечению экзотическими описаниями создает реалистические очерки “Путешествие в Арзрум”, в которых дает скупые и точные зарисовки всего виденного путешественником. Из прозы Пушкина вытекают в дальнейшем очень многие явления русской литературы – и натуральная школа, и тема “маленького человека”, и сатирическая проза.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Романтические ситуации и коллизии в цикле “Повести Белкина”