Потусторонний образ Свидригайлова

Свидригайлов – самый загадочный герой в романе “Преступление и наказание”, его характер не сразу раскрывается перед читателем.

С одной стороны, он обычный человек и действует в романе как простой смертный. И в то же время в его образе есть нечто, что не позволяет сказать: это такой же житель земли, как Лужин, или Разумихин, или Мармеладов. На самом деле в душе этого человека живет буря эмоций и переживаний, которые периодически дают о себе знать.

Это отчасти и отталкивало многих людей в общении с этим человеком.

Большинство

периферийных героев романа – люди типичные. Лужин – недалекий делец, Разумихин – умный студент, приверженец идей социалистов, Мармеладов – спившийся “маленький человек”. Каков же Свидригайлов?

О нем известно только то, что он, вероятно, великий грешник – совратитель детей. Когда-то он изнасиловал маленькую девочку – это следует из некоторых намеков, данных автором.

Достоевский считал это самым страшным грехом и наверняка неслучайно приписал его Свидригайлову. Этот человек сам страшится своего греха, такой он ужасный, но вовне его страх не распространяется.

style='margin:5px 0;'>

Черты Свидригайлова неуловимы. Такой же неуловимостью обладает, например, Порфирий Петрович. Он олицетворяет собой правосудие земное и небесное, читателя не покидает ощущение, что он с самого начала знает все о преступлении Раскольникова и ждет только, чтобы преступник сам разоблачил себя.

Свидригайлов – во многом антипод сыщика.

Его привело к Раскольникову его преступление, так же как и Порфирия Петровича. Но полицейский хотя бы участвует в романе по долгу службы, его появление оправдано, а вот загадочный Свидригайлов появляется, на первый взгляд, просто так. Он преследует определенные личные цели, порой это те цели о которых он сам и не догадывается, а впоследствие использует любые возможности для осуществления задуманного.

Впервые он приходит к Раскольникову как галлюцинация – так обозначена в романе его природа. Но и сам он подвержен галлюцинациям, страшным снам. Над ним есть некая сила, которая наказывает его, заставляет помнить свои прошлые грехи.

Эти мысли порой невыносимы для него, жизнь кажется в такие моменты сложной и он пытается найти выход за счет других людей порой сам того не подозревая.

Куда исчезает Свидригайлов? Закономерно было бы, если бы он просто исчез так же внезапно и необъяснимо, как появился, но этого не происходит. Свидригайлов застрелился, предварительно объявив, что уезжает в Америку.

Зачем он это сделал?

Америка присутствует в романе Достоевского “Бесы” в качестве “края страданий”. Словом “Америка” писатель обозначает ад, это чистая условность.

Свидригайлов приходит из галлюцинации и возвращается в ад – практически к себе домой. В этом, на мой взгляд, и заключается разгадка его образа.

Свидригайлов – демон, равно как и Порфирий Петрович – орудие божественного правосудия. Они приходят к Раскольникову тогда, когда он готовит и совершает свое преступление, чтобы побороться за его душу.

Им обоим словно бы все известно о Раскольникове, но никто из них не выдает тайны. В одном диалоге между Раскольниковым и Свидригайловым есть одно неясное место, которое обычно пропускают мимо ушей. Свидригайлов говорит, что у Раскольникова есть нечто, что нужно Свидригайлову. Это его душа.

Не получив души Раскольникова, он возвращается в свой мир. Победил Порфирий Петрович.

Конечно, образ Свидригайлова можно объяснить рационально, но здесь Достоевский сталкивает две реальности и смешивает их проявления до такой степени, что уже не разобраться, где правдоподобное заканчивается и начинается ночной кошмар. Свидригайлов – порождения перекрестка миров, равно как и каждый человек принадлежит не только материальному миру, но и духовному.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Потусторонний образ Свидригайлова