Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”
Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба “девяти десятых человечества”, нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. Роман “Преступление и наказание” – это роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты.-Крайняя нищета характеризуется тем, что “идти больше некуда”. Образ нищеты постоянно варьируется в романе.
Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа с тремя малолетними детьми. Плача и рыдая, “руки ломая”,
Судьба Сони, совершившей “подвиг преступления” над собой ради любви к близким. Мучения детей, выраставших в грязном углу, рядом с пьяным отцом и умирающей, раздраженной матерью, в атмосфере постоянных ссор.
Допустимо ли ради счастья большинства уничтожение “ненужного” меньшинства?
Достоевский выступает против. Поиск правды, обличение несправедливого
Важную роль ц романе играет образ Сони Мармеладовой. Деятельная любовь к ближнему, способность отозваться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони идеальным. Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор.
Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Соня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку.
Итак, обратимся поподробнее к этому образу.
Сонечка – дочь Мармеладова, проститутка. Она принадлежит к категории “кротких”. “Малого роста, лет восемнадцати, худенькая недовольно хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами”. Впервые мы узнаем о ней из исповеди Мармеладова Раскольникову, в которой он рассказывает, как она о критический для семьи момент в первый раз пошла на панель, вернувшись, отдала деньги Катерине Ивановне, а сама легла лицом к стене, “только плечики да тело все вздрагивают”, Катерина Ивановна же весь вечере у нее в ногах на коленях простояла, “а потом так обе и заснули вместе, обнявшись”.
Впервые Соня появляется в эпизоде со сбитым лошадьми Мармеладовым, который перед самой смертью просит у нее прощения. Раскольников приходит к Сонечке, чтобы признаться в убийстве и переложить на нее часть своей муки, за что ненавидит саму Соню.
Героиня – тоже преступница. Но если Раскольников преступил через других для себя, то Соня преступила через себя для других. У нее он находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу и вместе с ним нести крест. Она по просьбе Раскольникова читаем ему Евангелие, принесенное Соне Лизаветой, главу про воскресение Лазаря.
Это одна из самых величественных сцен в романе: “Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги. Соня подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться.
Она едет за ним на каторгу. Если Раскольникова заключенные не любят, то к Сонечке они относятся с любовью и уважением. Сам он холоден и отчужден с ней, пока к нему самому не приходит наконец озарение, и тогда он вдруг понимает, что ближе ее нет у него на земле человека.
Через любовь к Сонечке и через ее любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни.
“Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!” – символ самопожертвования во имя ближнего и бесконечно “ненаситимого” страдания.