Критика индивидуализма в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Критика индивидуализма в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

I. Вступление

Индивидуализм — социально-психологическое явление, которое заключается в том, что человек ставит себя выше лю­дей, не считается с ними, рассчитывает только на собственные силы и часто преследует эгоистические цели.

II. Главная часть

1. В романе представлены различные типы индивидуализ­ма. Основные индивидуалистические характеры — это Рас­кольников, Лужин и Свидригайлов:

а) индивидуализм Раскольникова. Раскольников создает

свою теорию о «двух разрядах» людей и причисляет себя к «высшему разряду», то есть к людям, способным изменять нравственные законы и человеческие судьбы, опираясь только на свою собственную силу, волю, незаурядность и т.п. Не слу­чайно Раскольников все время сопоставляет себя с Наполео­ном — высшим выражением индивидуализма в европейской культуре XIX века. Раскольников сознательно и последова­тельно отъединяется от людей, даже от самых близких, и в этом его трагедия.

Но индивидуализм Раскольникова благоро­ден: он хочет в одиночку, силой одной своей воли победить мировое зло, исправить социальную

несправедливость, дать людям счастье. Именно это благородство натуры делает воз­можным его отказ от индивидуализма в эпилоге и духовное воскрешение.

б) индивидуализм Лужина. Он грубо эгоистичен и морально низок. Его расчеты и действия могут вызывать только презрение и отвращение (поведение с Дуней и Пульхерией Александровной, попытка обвинить Соню в краже и т.п.). Он любит только самого себя и соблюдает только свою выгоду.

В «новых веяниях» общественной мысли он видит лишь оправ­дание беспредельному эгоизму. Его индивидуализм — это ци­низм человека «низкого и злого», по выражению Дуни.

в) индивидуализм Свидригайлова. Свидригайлов — очень сложный характер. Ему не свойственны ни романтические по­рывы Раскольникова, ни циническая низость Лужина.

Сущ­ность этого характера в принципиальном неразличении добра и зла. Он может совершить и то, и другое, но не из моральных соображений, а просто по прихоти. Люди ему, в сущности, не нужны, а его индивидуализм — это равнодушие к окружаю­щим. Исключение составляет лишь Дуня, но и она не может его любить.

Когда рвется эта последняя связь с людьми, жизнь Свидригайлова становится окончательно бессмысленной и он убивает себя.

III. Заключение

К Раскольникову, Лужину, Свидригайлову Достоевский от­носится, конечно, по-разному. Но индивидуализм в любой форме отвергается автором. Индивидуализму Достоевский про­тивопоставляет единение с людьми, смирение и сострадание.


Критика индивидуализма в романе Достоевского «Преступление и наказание»