Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание»
I. Вступление
Понятие главного и второстепенного персонажей. Главные герои несут на себе основную проблемно-идейную нагрузку, их характеры и жизненные позиции показаны автором максимально подробно, они активно участвуют в сюжете. Второстепенные персонажи обрисованы не столь подробно, лишь периодически подключаются к сюжету, но имеют все же свою собственную позицию по отношению к миру.
Соню по всем перечисленным выше параметрам следует отнести
II. Главная часть
Принцип «двойничества». Второстепенные персонажи группируются вокруг двух главных антагонистов романа — Раскольникова и Сонечки. Каждый из них по-своему преломляет основные идеи главных героев. «Двойники» Раскольникова.
Это прежде всего Лужин и Свидригайлов. Каждый из них по-своему интерпретирует одну из главных мыслей Раскольникова — мысль о вседозволенности. Но у Раскольникова идея нравственной вседозволенности все-таки чем-то ограничена («идея», «спасительная, может быть, для всего человечества»),
Лужин и Свидригайлов такого нравственного ограничителя лишены и в этом смысле доводят идею вседозволенности до ее логического предела — каждый по-своему. Лужин впадает в предельный эгоизм и практицизм, понимая свободу как вседозволенность ради собственной выгоды. Свидригайлов же доводит идею Раскольникова до конца в плане философском, она предстает у него как полное неразличение добра и зла и как следствие — потеря смысла жизни. «Двойники» Сонечки. Основная идея Сонечки — идея сострадания и любви к ближнему.
Ближе всех к этой идее стоят Лизавета и Миколка. Кроткая и безответная Лизавета живет исключительно для других. Миколка в тюрьме решает «пострадать», взяв на себя чужое преступление, — это практический вывод из любимой мысли Достоевского о том, что чужого греха в мире нет.
Для всех троих, кроме этого, характерно стремление личным страданием искупать ложь и несовершенство мира и искренняя вера в Бога.
III. Заключение
Функции второстепенных персонажей. Второстепенные персонажи нужны прежде всего для того, чтобы глубже и многограннее осветить нравственно-философскую проблематику романа.
- Система персонажей в романе «Преступление и наказание» В «Преступлении и наказании» почти 90 различных персонажей, каждый из которых является самостоятельным, значимым для развития и осознания идеи романа. Многие исследователи выделяют несколько вариантов в распределении и группировки действующих лиц. Например, К. Мочульский указывает, что после убийства Раскольников отказывается от собственной семьи, но судьба сближает его с незнакомыми до этого Мармеладовыми, Свидригайловым, Порфирием Петровичем. […]...
- Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Мне все кажется, что в вас есть Что — то к моему подходящее… Ф. М. Достоевский Одной из особенностей романа Достоевского является то, что каждый персонаж в нем имеет свой голос, свою правду, свою философию. Достоевский дает высказаться всем, никого не отбрасывая. В центре романа — идея Раскольникова о сильной личности, имеющей право ради высокой […]...
- РОЛЬ «ДВОЙНИКОВ» РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» РОЛЬ «ДВОЙНИКОВ» РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский стремился решить важную психологическую и нравственную задачу — показать людям несостоятельность пустых, выдуманных теорий, раскрыть их опасность и разрушительную силу. Именно такой теорией стала идея главного героя произведения Родиона Раскольникова, который решил, что сильная личность […]...
- ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами […]...
- Написать сочинение на тему: роль образов лужина и свидригайлова в романе преступление и наказание Рассматривая проблему «оправданного убийства» глазами Раскольникова, автор словно подводит читателя к мысли о возможной правоте героя и в то же время «на языке ситуаций» оспаривает его «теорию». Главными «аргументами» в этой полемике становятся фигуры Лужина и Свидригайлова. Знакомство с ними показывает Раскольникову, что его теория о «праве сильного» является главным жизненным принципом «палачей», насильников, маленьких […]...
- Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова — это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все […]...
- Философия индивидуализма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (План) Теория Раскольникова — «знаменье времени». Новые условия жизни — после реформы 1861 года. (Развитие буржуазных отношений. Эгоистическая война «всех против всех». Социальное неравенство.) Внутреннее развитие личности в сложную эпоху. (Личность Наполеона — пример индивидуалистической жизненной философии «сильной личности». Интерес к этой теме — со времен Пушкина («Цыгане», «Евгений Онегин»). Выбор своего пути. Мечта о собственном […]...
- Роль «двойников» Раскольникова в раскрытии идеи романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский занимает уникальное место в мировой литературе. Его считают писателем-философом, в творчестве которого раскрывались важные проблемы и коренные противоречия человеческого бытия. Роман «Преступление и наказание» вырос на основе глубоких и печальных раздумий Достоевского над важнейшими проблемами времени. Родион Раскольников — молодой человек, исключенный из университета, мещанин по происхождению, живет в крайней бедности. Поддавшись […]...
- Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, — вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия «больного» сознания. Показывая […]...
- Психологические двойники Р. Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что на душе у меня так же нехорошо, как и у героев романа. Проблемы, поднятые писателем, очень современны. Сейчас, как и во времена Достоевского, человек заброшен и одинок в мире людей. По-прежнему царит равнодушное отношение людей […]...
- Критика индивидуализма в романе Достоевского «Преступление и наказание» Критика индивидуализма в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Индивидуализм — социально-психологическое явление, которое заключается в том, что человек ставит себя выше людей, не считается с ними, рассчитывает только на собственные силы и часто преследует эгоистические цели. II. Главная часть 1. В романе представлены различные типы индивидуализма. Основные индивидуалистические характеры — это Раскольников, […]...
- Двойники и антагонисты Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В романе «Преступление и наказание» Достоевский показывает нам зарождение, созревание, реализацию и последствия социально-философской теории Родиона Раскольникова. Самыми значимыми в этом ряду являются, конечно, результаты — философские, социальные и нравственные — преступной идеи главного героя. Они доказывают, что теория Раскольникова — трагическое заблуждение, порождение зла, которое уничтожает, в первую очередь, самого «носителя» идеи. Для того […]...
- Роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Структура романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед […]...
- СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ И ЕЕ РОЛЬ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание — одно из самых глубоких и сложных произведений русской литерату- ры, в котором автор рассказал об истории ги- бели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близ- ких ему людей — матери, сестры, друга. До- стоевский утверждал, что вернуться […]...
- Краткая характеристика произведения «Преступление и наказание» Достоевского Ф. М «Преступление и наказание» — идеологический, философский роман, роман-эксперимент. Проверяется теория, согласно которой «избранные» «право имеют» распоряжаться жизнями «тварей дрожащих». «Двойники» Раскольникова — Лужин и Свидригайлов — действуют по этому принципу, не задумываясь. Бесчеловечная идея приводит героя к разладу с людьми и с самим собой. Петербургский пейзаж — не просто фон, это самостоятельный персонаж, влияющий на […]...
- «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на самого себя…» (М. М. Бахтин) (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») «Преступление и наказание» (1866) открывает собой череду «великих» романов Достоевского. Это во многом новаторское произведение. Оно глубоко и многосторонне охватывает поставленные проблемы. «Преступление и наказание» — идеологический роман, социально-философский по тематике, трагический по характеру поставленных проблем, авантюрно-уголовный по сюжету. Но, кроме всего прочего, это произведение — новаторское по своей художественной форме. Литературовед М. Бахтин определял […]...
- Гуманизм, добро и любовь в романе Достоевского «Преступление и наказание» Федор Николаевич Достоевский вошел в историю русской и мировой литературы, как гениальный гуманист и исследователь человеческой души. В духовной жизни человека своей эпохи Достоевский увидел отображение глубинных процессов исторического развития общества. С ноткой трагизма изобразил писатель, как калечит души людей социальная несправедливость, какое отчаяние охватывает человека, который борется за гуманные отношения между людьми, страдает за […]...
- Двойники Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание» Достоевского по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного общества. Большинство исследователей, среди которых М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж — носитель этой идеи. Так, в центре романа «Преступление и наказание» — […]...
- Роль внутреннего монолога в создании характера Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Каждый человек — это целый мир», — утверждал Федор Михайлович Достоевский, гениальный русский писатель-психолог XIX в. И каждый человек — это еще и тайна, в особенности русский человек. Не случайно во всем мире говорят о загадочной русской душе, и каждый из нас часто повторяет базаровское: «Может быть, точно, всякий человек — загадка». «Русские люди вообще […]...
- Раскольников и его «двойники» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей этой книги много лиц, которые лишь несколько минут привлекают наше внимание, а есть люди с резко очерченными характерами, с собственными взглядами и убеждениями, которые по-разному влияют на главного героя и без которых роман просто не […]...
- Двойники Раскольникова и их роль в романе «Преступление и наказание» Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. […]...
- План сочинения — Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе Островского «Гроза» Роль второстепенных персонажей, бытового фона и пейзажа в пьесе А.Н. Островского «Гроза» I. Вступление Введение в пьесу второстепенных персонажей, изображение бытового фона и пейзажа дают возможность автору расширить рамки изображаемого, показать ту среду, в которой развертывается действие, создать в произведении определенный эмоциональный колорит. II. Главная часть 1. Второстепенные персонажи: а) Дикой. Он не принимает непосредственного […]...
- Роль второстепенных персонажей в пьесе островского гроза (Островский А. Н.) «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъема. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих. Больше всего из второстепенных […]...
- Мерила правды и разума в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В тысяча восемьсот шестьдесят шестом году был опубликован в журнале Русский вестник роман Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Появившееся произведение далеко не во всем соответствовало первоначальному замыслу автора. Начиная работать над романом, Достоевский хотел назвать его Пьяненькие и описать в нем судьбу современного ему маленького человека, образ которого сохранился в итоге под именем Семена […]...
- Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»? (ЕГЭ по русскому) Д. И. Фонвизин написанием своей комедии «Недоросль» открыл важную веху в истории развития русской литературы, и в частности классицизма. В пьесе описана жизнь не только главных персонажей. Для развития сюжета в произведении также введены второстепенные персонажи. Они представлены в виде слуг. К таким персонажам можно отнести Тришку и Еремеевну, учителей Цыфиркина, Вральмана и Кутейкина, а […]...
- Родион Раскольников и его двойники в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» К числу величайших творений Ф. М. Достоевского относится роман «Преступление и наказание» — идеологическое произведение, в основу сюжета которого положена бредовая идея Родиона Раскольникова о праве человека на убийство, «если исполнение его идеи того требует». Раскольников — главный герой произведения — бывший студент, человек добрый и чуткий к страданиям других людей, оказывается «задавленным нищетой» и, […]...
- «Двойники» Раскольникова (о романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского) Система образов в «Преступлении и наказании» строится так, чтобы показать и доказать ущербность теории Раскольникова, чтобы привести его к сознанию ее ложности. Герою романа кажется, что он ответственен только перед собственной совестью. Суд других он принципиально отвергает. И все же, при всей его замкнутости, эгоцентричности, он не может разорвать объективно существующие связи с внешним миром. […]...
- Вопросы и ответы к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (№1) Как Достоевский раскрывает образ преступного мира, описывая Петербург? При описании «серединных улиц» Петербурга поражают духота, толкучка, вонь и грязь. Люди обозлены, они задыхаются в городе, как «в доме без форточек». Гнетущее впечатление усиливается при описании трактира, пьяной исповеди Мармеладова («некуда пойти человеку»), символического сна Раскольникова. Преступный мир толкает человека на преступление против личности (судьба Сонечки), […]...
- В ком из персонажей романа Достоевского «Преступление и наказание» вы видите своих современников? Роман Ф. М. Достоевского — произведение, актуальное во все времена. В нем затрагиваются важные нравственные и философские проблемы, решаются такие внутренние вопросы, перед которыми человек сталкивается вне зависимости от эпохи, в которую живет. Именно поэтому во всех героях романа мы можем увидеть черты характера, свойственные нашим современникам. И Раскольников, и Лужин, и Свидригайлов, даже Сонечка […]...
- Раскольников и его двойники в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Повествовательная структура романа Достоевского «Преступление и наказание» достаточно сложна. В центре произведения — образ главного героя, Родиона Раскольникова, с его идеей «разрешить кровь по совести». Все остальные персонажи так или иначе связаны с Раскольниковым. Главный герой окружен в романе «двойниками», в сознании которых по-разному преломляется его идея. Один из двойников Раскольникова в романе — Петр […]...
- Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского — «Преступление и наказание» — роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит в его душе. Центральный герой романа — Родион Раскольников. Остальные же персонажи […]...
- Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как «Бесприданница», «Поздняя любовь», «Лес», «На всякого мудреца довольно простоты», «Свои люди — сочтемся» и, конечно, «Гроза». Пьеса «Гроза» […]...
- Роль второстепенных персонажей в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Как в живописном полотне фон, второстепенные детали оттеняют и усиливают главную идею картины, так и в комедии «Горе от ума» кажцый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию. Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Они хоть и не действуют прямо, но свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит реакционная сила. Характерно, что на балу […]...
- Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Общая характеристика главного героя романа — Родиона Раскольникова (социальное и имущественное положение, черты характера, образ жизни и т.п.). II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: а) деление человечества на «два разряда»; б) предназначение людей «высшего разряда» (сказать «новое слово», сделать «первый шаг»); […]...
- Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в […]...
- Обличение преступного общества в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Многие великие писатели в своих произведениях создавали образ Петербурга, раскрывая все новые и новые его грани. Достоевский в своем романе изображает столицу в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург в романе — не просто фон, на котором происходит действие. Это тоже своеобразное «действующее лицо» — город, который давит, душит, навевает кошмарные видения, внушает безумные идеи, […]...
- Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Почему «переступивший» Свидригайлов покончил с собой, а Раскольников — нет? (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается ряд общечеловеческих проблем: может ли человек во имя высокой идеи совершить преступление, как после этого жить и откуда ждать наказания? Главный герой романа, студент Родион Раскольников (сама фамилия […]...
- Есть ли наказание в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Ф. М. Достоевский — глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет […]...
- Система двойников в романе «Преступление и наказание» Система двойников в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (на примере Раскольникова, Свидригайлова, Лужина) Герои-двойники — своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других действующих лиц, которые имеют с ним сходство. Это прием направлен на то, чтобы позволить читателю получить более полную психологическую характеристику […]...
- Роль и значение второстепенных персонажей в драме «Гроза» А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского «Гроза» самым решительным произведением, так как «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы». Фон же пьесы составляют второстепенные персонажи. Это постоянная спутница Катерины, главной героини пьесы, Варвара, сестра мужа […]...