Образы Свидригайлова и Лужина в романе “Преступление и наказание”
“Двойники” Раскольникова. Система образов в ” Преступлении и наказании ” строится так, чтобы показать и доказать ущербность теории Раскольникова, чтобы привести его самого к осознанию ее ложности. Герою романа кажется, что он ответствен только перед собственной совестью. Суд других он принципиально отвергает.
И все же при всей его отдаленности от людей, замкнутости, эгоцентричности он не может разорвать объективно существующие многообразные связи с внешним миром. Каждое лицо, разговор, даже случайная встреча могут стать стимулом
Свидригайлов, наделенный несомненным умом и богатым жизненным опытом, догадывается о смысле преступления Раскольникова, о причинах, толкнувших его на убийство. Он открыто смеется над “высокими побуждениями” молодого человека, его теориями. Ему-то теории не нужны, он и без них на практике реально преступает все человеческие нормы, обычаи, законы, нисколько не мучаясь, в отличие от Раскольникова, угрызениями
Тип Свидригайлова был намечен Достоевским еще в “Униженных и оскорбленных”. Но если в облике князя Валковского ощущались черты мелодраматического злодея, то Свидригайлов получился в художественном отношении более убедительным. Развратник и циник, он вместе с тем изображен писателем в состоянии какой-то внутренней растерянности, душевной неустойчивости и тревоги. Кажется, что ему становится ясной его собственная обреченность.
Сознание опустошенности и бесперспективности закономерно приводит его к самоубийству. Раскольников ужасается, увидев в Свидригайлове, как в кривом зеркале, реальное осуществление своих идей; отсюда его болезненная тяга к Свидригайлову, стремление разобраться в этом человеке и одновременно понять и самого себя.
Иначе строится отношение Раскольникова к Лужину. Только брезгливость и презрение вызывает у него делец буржуазной складки, “человек весьма почтенный”, чьи жизненные принципы основаны на эгоистическом расчете. Его подлая натура была разгадана Раскольниковым еще по письму матери.
Однако при встрече с женихом сестры Раскольников с ужасом убеждается, что между ним и Лужиным существует нечто общее, какие-то точки соприкосновения. Лужин тоже исповедует некие теоретические взгляды, опирающиеся на принципы “новейшей экономической науки”. Необходимо, по его словам, отбросить какой бы то ни было нравственный долг личности перед другими людьми: “…приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем приобретаю как бы и всем…”, и это будет гарантией “всеобщего преуспеяния…”.. Отвращению Раскольникова нет предела, когда он начинает понимать, что слова Лужина есть сниженный, опошленный вариант его собственной теории.
Так сама жизнь заставляет героя романа убедиться, к каким последствиям на практике могут привести его идеи о праве “избранных” на “вседозволенность”, какие действия могут быть оправданы теорией о делении всего человечества па два разряда.
- Написать сочинение на тему: роль образов лужина и свидригайлова в романе преступление и наказание Рассматривая проблему “оправданного убийства” глазами Раскольникова, автор словно подводит читателя к мысли о возможной правоте героя и в то же время “на языке ситуаций” оспаривает его “теорию”. Главными “аргументами” в этой полемике становятся фигуры Лужина и Свидригайлова. Знакомство с ними показывает Раскольникову, что его теория о “праве сильного” является главным жизненным принципом “палачей”, насильников, маленьких […]...
- “Двойники” Раскольникова (о романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского) Система образов в “Преступлении и наказании” строится так, чтобы показать и доказать ущербность теории Раскольникова, чтобы привести его к сознанию ее ложности. Герою романа кажется, что он ответственен только перед собственной совестью. Суд других он принципиально отвергает. И все же, при всей его замкнутости, эгоцентричности, он не может разорвать объективно существующие связи с внешним миром. […]...
- (В). ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Подчиненное положение группировки женских образов по отношению к Раскольникову. Социальный фон преступления Раскольникова с участием женских персонажей. Мотив поруганной красоты, загубленной жизни. Символический смысл “кротких” женщин (социальная беззащитность человека). Роль диалогов в раскрытии женских образов. Споры Раскольникова с Дуней, Соней. Образ Сони Мармеладовой, ее роль в романе. Сначала Раскольников считает Соню такой же преступницей, как […]...
- Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Общая характеристика главного героя романа – Родиона Раскольникова (социальное и имущественное положение, черты характера, образ жизни и т.п.). II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: а) деление человечества на “два разряда”; б) предназначение людей “высшего разряда” (сказать “новое слово”, сделать “первый шаг”); […]...
- Женские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Достоевский в романе “Преступление и наказание” знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю. Главный герой романа – Родион Раскольников – студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный […]...
- Значение эпизода “Встреча Раскольникова и Свидригайлова” для понимания романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – одно из самых сложных и совершенных произведений Достоевского, вокруг которого ведется много споров, так как это “идеологический” роман. Подобных произведений раньше не было ни в русской, ни в мировой художественной литературе. Писатель попытался решить в нем множество проблем: от социальных до нравственных и философских. Главным образом, Достоевский решает их через своих […]...
- Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, – вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия “больного” сознания. Показывая […]...
- Роль образа Свидригайлова двойника Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) Особую роль в произведении писатель отводит образу Свидригайлова. Этот персонаж и сопоставляется с Раскольниковым, и одновременно противопоставляется ему. Аркадий Иванович Свидригайлов – это циничный и безнравственный человек. Сначала мрачные петербургские притоны, а затем неожиданное богатство и власть над крестьянами – это все, жутким образом развратило его. Но неспроста Раскольникова, который уже совершил преступление, так сильно […]...
- Клевета Лужина. (Анализ эпизода из главы 3, части 5 романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.) Роман “Преступление и наказание” был написан в 1866 году. В это время Достоевский жил в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, торговцы, студенты. Здесь, в тумане и пыли “серединных петербургских улиц и переулков”, родился в сознании Достоевского образ Родиона Раскольникова. В судьбе русских молодых людей вроде Раскольникова роковую роль сыграли годы реакции (1862-1863), когда […]...
- (Б). ПРЕСТУПЛЕНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Детективная основа сюжетной линии Раскольникова. Внешние и внутренние причины преступления: прошлое, характер Раскольникова, обстоятельства жизни. Неприятие мира униженных и оскорбленных. Причина возникновения мысли об убийстве старухи-процентщицы. “Проба” Главные мотивы преступления. Чтение и анализ сцены убийства старухи-процентщицы. Теория Раскольникова. Идеологический фон статьи (Макс Штирнер “Единственный и его собственность”, А Шопенгауэр “Мир как воля и представление”, Ф. […]...
- (Г). НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Наказание Раскольникова началось еще до свершения преступления. Нравственные мучения Раскольникова, приведшие его к признанию: ужас от сознания, что он убийца, и от мысли, что люди узнают об этом; ощущение, что он отрезал себя от всех честных людей и сомкнулся с людьми без совести и чести; неспособность опровергнуть собственную теорию и презрение к себе; невозможность нести […]...
- Две морали в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия. Преступление занимает одну часть романа, а наказание – пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях. В своем романе Достоевский показал один из путей к достижению истины. Мы можем видеть другие пути […]...
- ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия. Преступление занимает одну часть романа, а наказание – пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях. В своем […]...
- Преступление и наказание характеристика образа Свидригайлова Аркадия Ивановича ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ (Роман, 1866) Свидригайлов Аркадий Иванович – один из центральных пфоев. “…Лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широкими и крутыми плечами, что придавало ему несколько сутулый вид… Широкое, скулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский. Волосы его, очень еще густые, были совсем белокурые и чуть-чуть разве […]...
- Имеет ли человек право на преступление? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Главный герой романа “Преступление и наказание”-Радион Раскольников. Он молодой человек, бедный студент. Пишет странную теорию, а позже, следуя этой теории, убивает старуху проценщицу и ее сестру Лизавету. Но в чем суть этой теории? Почему Расскольников решился на столь тяжолое преступление? В этой теории Раскольников делит человечество на два вида: обыкновенных людей и людей необыкновенных. Он […]...
- Система персонажей в романе “Преступление и наказание” В “Преступлении и наказании” почти 90 различных персонажей, каждый из которых является самостоятельным, значимым для развития и осознания идеи романа. Многие исследователи выделяют несколько вариантов в распределении и группировки действующих лиц. Например, К. Мочульский указывает, что после убийства Раскольников отказывается от собственной семьи, но судьба сближает его с незнакомыми до этого Мармеладовыми, Свидригайловым, Порфирием Петровичем. […]...
- Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого бога и сына его Иисуса Христа была общепринятой русской религией с достопамятных времен. Не избежал этой участи и роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. […]...
- Убийцы мнимые и истинные в романе “Преступление и наказание” Каким быть человеку? Обречен ли он вечно на мучительное раздвоение, на духовное и житейское прозябание, или в силах преодолеть все и стать победителем? Многие герои Достоевского пытаются решить эту проблему, стремясь вырваться из противоречивого круговорота жизни. Бунтует и Родион Раскольников. Нищенское существование его самого, сестры и матери, трагичные судьбы других людей, живущих рядом, зарождают в […]...
- Когда воскресает Раскольников? (о романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевского) Наказание для Раскольникова наступает не после преступления, а значительно раньше. Оно началось с момента зарождения “безобразной мечты” и состояло в постоянной нравственной тревоге, в мучениях совести. Неспособность Раскольникова вынести преступление – самое главное для Достоевского доказательство ложности его теории. Терпят крушение логические построения героя романа, его рационализм. Как писал Г. А. Вялый, теория господствует над […]...
- ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ЛУЖИН И СВИДРИГАЙЛОВ КАК ДВОЙНИКИ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами […]...
- Тема детства в романе Достоевского “Преступление и наказание” В теории Раскольникова, позволившей ему пойти на убийство, главным аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди, которые на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к реальным страданиям окружающих. Именно из этого, причем самого по себе действительно верного наблюдения, и делает Раскольников вывод о двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости “крови по совести” […]...
- Сочинение на тему: Женские образы в романе Преступление и Наказание, Достоевский Женские образы “Преступление и наказание” – одно из лучших произведений Ф. М. Достоевского. Оно было не раз экранизировано, выходило популярной постановкой в театре. В своем социально-философском романе автор наилучшим образом передает атмосферу в Петербурге в середине XIX века. Из-за нового режима и перехода на капиталистический уровень взаимоотношений, кругом нищета и разруха. В таком обществе даже […]...
- Лужин и Свидригайлов как двойники Раскольникова в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание” В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” широко использован прием антитезы, на нем строится система персонажей. Каждый из героев, окружающих Раскольникова, в той или иной степени раскрывает определенную черту главного героя. Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова – это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них “все […]...
- Теория Раскольникова и ее развенчание в романе “Преступление и наказание” Теория Раскольникова носит определенный отпечаток времени. Его идея о “праве сильного” отражала некоторые мысли нигилизма – мировоззрения, популярного в 60-ые годы 19 века. Главный герой много времени размышляет над историей жизни человечества. Выводы его сводятся к тому, что прогресс осуществляется чаще всего на чьих-нибудь страданиях. Раскольников считает, что люди представляют собой “две категории”. Первые – […]...
- В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Для того чтобы глубже показать характер главного героя романа “Преступление и наказание”, объяснить причины возникновения его теории и ее последствий, Достоевский вводит в произведение систему двойников – антиподов Раскольникова. Самым важным, на мой взгляд, и во многом “фатальным” для героя является Аркадий Иванович Свидригайлов. Это глубоко порочный человек, не скрывающий, что большинство его поступков – […]...
- Символика снов в романе Ф. М. Достоевского ” Преступление и наказание” Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, – описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так как во сне человек становиться самим собой. Вот почему из сна мы можем узнать о […]...
- Критика индивидуалистического бунта в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского – “Преступление и наказание” – роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит в его душе. Центральный герой романа – Родион Раскольников. Остальные же персонажи […]...
- Система двойников в романе “Преступление и наказание” Система двойников в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (на примере Раскольникова, Свидригайлова, Лужина) Герои-двойники – своеобразный авторский прием, суть которого заключается в том, что автор предлагает читателю способ понимания главного героя через других действующих лиц, которые имеют с ним сходство. Это прием направлен на то, чтобы позволить читателю получить более полную психологическую характеристику […]...
- Критика индивидуалистического бунта в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание” Один из пяти великих романов Ф. М. Достоевского – “Преступление и наказание” – роман о необычном преступлении. Его сюжет весьма занимателен. Мы знаем, кто является убийцей, но для Достоевского наиболее важным представляется психологическое состояние героя до и после совершения преступления, борьба, которая происходит в его душе. Центральный герой романа – Родион Раскольников. Остальные же персонажи […]...
- Христианские мотивы и образы в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” 1. Христианство в культуре России. 2. Основные христианские мотивы. 3. Символика цифр. 4. Библейские имена. 5. Идея гуманности человека. Привнесенное на Русь еще в X веке христианство наложило глубокий отпечаток практически на все уровни человеческой жизни – культурный, духовный, физический. Кроме того, именно благодаря христианству, а точнее православию, на Руси появилась письменность, а вместе с […]...
- Двойники Раскольникова и их роль в романе “Преступление и наказание” Роман Достоевского “Преступление и наказание” можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о “хитрости” Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. […]...
- Индивидуалистический бунт главного героя в романе “Преступление и наказание” “Преступление и наказание” – это роман о России середины XIX столетия, которая пережила эпоху глубочайших социальных преобразований и моральных потрясений. С первых страниц романа мы узнаем о том, что Раскольников решился на какое-то дело. У него есть мечта, к осуществлению которой он очень близок. А месяц назад, почти умирая от голода, он вынужден был заложить […]...
- Теория Раскольникова в романе “Преступление и наказание” План Теоретическая основа идеи Раскольникова Зарождение идеи Право сильной личности на преступление Проверка теории жизнью Уроки гениального романа Страшные последствия Кто виноват Добро – основа жизни Теоретическая основа идеи Раскольникова Федор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе ” Преступление и наказание ” такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского “Преступление и наказание” Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Проблематика романа Достоевского “Преступление и наказание”. Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- Есть ли наказание в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – убийство старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет […]...
- Философские проблемы в романе “Преступление и наказание” Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга – роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги […]...
- Эпилог в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” План I. Значение эпилога в романе. II. В чем причина бед человеческих? 1. Чувство собственной правоты и после осуждения. 2. Осознание ошибочности своей теории и раскаяние. III. Торжество пресвятой любви и веры! Одним из сильнейших моментов романа “Преступление и наказание” является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого, “физического” плана […]...
- КРУШЕНИЕ “НАПОЛЕОНОВСКОЙ ТЕОРИИ” РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” КРУШЕНИЕ “НАПОЛЕОНОВСКОЙ ТЕОРИИ” РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В ходе работы над романом “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский глубоко проникает в душу преступника и за идеей заблуждения доброго сердца – убийства ради любви к людям, обретения власти ради возможности совершения добрых дел открывает самую страшную идею – “идею Наполеона”. Писатель […]...
- Сочинение на тему: Двойники Раскольникова в романе Преступление и Наказание, Достоевский Двойники Раскольникова Произведение “Преступление и наказание” является наиболее известным социально-философским и психологическим романом Ф. М. Достоевского. Автор над ним работал в 1860-х гг. и впервые он был опубликован в журнале “Русский вестник”. Замысел для романа созревал у него на протяжении многих лет, но центральная тема не менялась. Писатель, в первую очередь, хотел выдвинуть теорию об […]...
- Раскольников и его “двойники” в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” На страницах романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины XIX ст. Среди персонажей этой книги много лиц, которые лишь несколько минут привлекают наше внимание, а есть люди с резко очерченными характерами, с собственными взглядами и убеждениями, которые по-разному влияют на главного героя и без которых роман просто не […]...