Можно ли Свидригайлова считать двойником Раскольни­кова?

Можно ли Свидригайлова считать двойником Раскольни­кова?

Социально-психологический роман Ф.М. Достоевского “Пре­ступление и наказание” (1866) создает для читателя сложную картину общественных, нравственных отношений в России в 60-е годы XIX в.

Родион Раскольников, главный герой романа, – недоучив­шийся студент, измученный бедностью. Он “дитя” своего века, своего времени. Мысли о несправедливом устройстве мира угнетают его. Родион восстает против законов этого мира и знает “одной лишь думы власть” – желание этот мир

изме­нить.

Как могут “хозяева жизни”, наполеоны, лужины, Свидри­гайловы, находясь на вершине “человеческого муравейника”, повелевать другими, людьми честными и совестливыми, но лишенными прав на человеческое существование?

Размышления Раскольникова выстраивают в его сознании бесчеловечную теорию деления людей на “тварь дрожащую” и тех, кто “право имеет”. По сути дела, душа молодого чело­века “расколота”. Им движет желание “сломать, что надо, да и только”.

Иными словами, насильственно изменить жизнь в глобальных масштабах на разумных, человечных началах.

(middle, 1) -->

Но может ли быть высокая цель, которая руководит по­мыслами героя, совмещена с преступными средствами? Да, может, считает он. Ведь, как ему кажется, он смог бы взять на себя “страдания человеческие”, чтобы защитить “униженных и оскорбленных”.

Но “натура”, чувство справедливости, подсказывает “осво­бодителю человечества”: он не прав.

Последующее убийство старухи-процентщицы – шаг ма­тематически выверенный, как ему кажется. Раскольников при этом пытается доказать себе, что убийство “никому не нужной и… всем вредной старушонки” поможет понять ему самого себя. “Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?

Тварь ли я дрожащая или право имею?”.

Но, по словам проницательного Порфирия Петровича, герой свою “натуру не сумел рассчитать”. “Я себя убил, а не старушонку: тут-таки и ухлопал себя навеки!” – с тоской вос­клицает Родион. Последующее раскаяние, явка с повинной, суд и каторга, любовь и участливое отношение Сони, новый взгляд на него товарищей по несчастью, а главное – приход к истине через веру в Бога – это перерождает героя, дает ему надежду на преодоление внутреннего кризиса. Новое представление о своем предназначении открывается пред ним.

Любить Бога и людей, жить праведно, терпеть – таков удел человека, преодолевшего в себе внутренний “раскол” (двой­ственность чувств), намеренного жить по законам совести и добра.

Но почему же Свидригайлов в известном смысле является двойником Раскольникова?

Потому что на каком-то важном жизненном этапе и того, и другого объединяет общее: ложное понимание того, что в жизни всегда побеждает человек сильный, тот, кто “пересту­пить” “право имеет”, презрев “тварь дрожащую”.

Свидригайлов, однако, идет по жизни изначально пре­ступным путем, умело заметая следы своих злодеяний. Были известны факты повешения крепостных на чердаке его дома; подозрительной и темной выглядит история смерти его жены Марфы Петровны. Он с настойчивостью маньяка преследует Евдокию Романовну, пытаясь добиться от нее взаимности.

Но со временем Свидригайлов все же понимает страшную греховную суть своих поступков и кончает жизнь самоубий­ством в теплую сырую ночь в петербургских кварталах.

В тревожные часы полусна накануне рокового шага его по­сещают картины прошлой развратной жизни, и эти видения еще раз подтверждают для него чувства вины и правильность выбранного решения: он должен наказать самого себя. Во ис­купление грехов он оставляет деньги на содержание детей Ека­терины Ивановны.

Да, Раскольников и Свидригайлов – двойники, и общее на­правление их исканий – в чудовищных жизненных ошибках и в мучительном прозрении.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Можно ли Свидригайлова считать двойником Раскольни­кова?