Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Твардовскому



Прочитайте поэму “Василий Теркин”. Назовите известные вам поэмы военных лет. Какие принципы изображения героев и собы­тий использовались в них?

В чем состоит отличие поэмы А. Твардов­ского?

Докажите, что поэма “Василий Теркин” – эпос Великой Отече­ственной войны. Какие эпизоды войны изображаются в произведе­нии? Раскройте смысл авторского определения “война-работа”. Про­анализируйте главы “Перед боем”, “Бой в болоте”, “Переправа”, “Два бойца”.

Как раскрывается в них образ народа?

Почему

в центр произведения поставлен рядовой солдат? Какие чер­ты Василия Теркина говорят о том, что это собирательный образ, а ка­кие подтверждают его индивидуальность? Приведите конкретные приме­ры. Что мы знаем о биографии героя?

Почему Теркин часто показан в трудных ситуациях, когда он помогает другим? Найдите примеры харак­теристик, данных автором Теркину. Проанализируйте особенности речи героя. Один из исследователей заметил, что мелодия русской гармони определяет интонацию поэмы.

Как вы понимаете эти слова?

На примере главы “Смерть и воин” покажите, какие народно-по­этические приемы

повествования использует автор. Приведите приме­ры пословиц, поговорок, в том числе созданных автором.

Прочитайте главы “От автора”, “О себе”, “О войне”, “О любви”. В чем, на ваш взгляд, состоит родство героя-повествователя и Теркина? Объясните, какую роль играет образ повествователя в произведении.

Каковы особенности композиции поэмы? Почему произведение названо “книгой”?

Выучите наизусть отрывок из поэмы.

Прочитайте поэму А. Твардовского “За далью – даль”. Подготовь­те рассказ о том, в какой период создавалась поэма, какое отражение нашли в ней актуальные проблемы времени, как они сочетаются с философскими размышлениями о судьбе страны, ее историческом пути, слитности человека, народа и родины.

Проследите, как развиваются в произведении образы дороги, дали и памяти, как они связаны с философским замыслом поэмы.

Почему А. Твардовский обратился к хорошо известному в литера­туре сюжету путешествия и в чем его своеобразие в поэме “За далью – даль”? Охарактеризуйте особенности построения произведения. Есть ли в нем единый сюжет, переходящие из главы в главу герои? Как связаны между собой главы?

Есть ли закономерность в их чередова­нии? Что, на ваш взгляд, делает эту книгу поэмой, а не циклом само­стоятельных произведений?

Какую роль играет избранный автором принцип повествования от первого лица? Какие исторические события и эпизоды из жизни ав­тора отражены в поэме? Покажите, как от конкретных эпизодов, встреч лирический герой переходит к размышлениям, философским обобщениям (на примере глав “Друг детства”, “На Ангаре”).

Подробно проанализируйте главы “Семь тысяч рек”, “Две кузни­цы”, “Огни Сибири”. Как соединяются в них прошлое, настоящее и бу­дущее? Покажите, какую роль играют лексика высокого стиля, метафо­ры, образы устного народного творчества.

Кто, на ваш взгляд, является героем этих глав? Есть ли в них выделенные крупным планом образы героев? Чем вы объясните эту особенность поэмы “За далью – даль”?

Перечитайте главы “В дороге”, “Литературный разговор”, “До но­вой дали”. Как раскрываются в них проблемы литературного развития конца 50-х годов и творческие взгляды Твардовского?

Подробно проанализируйте главу “Так это было”. Как соотносятся в этой главе “я” и “мы”, судьба человека и народа? С чем связан жизнеут­верждающий пафос главы? Какое значение имеет образ тетки Дарьи ?

Как вы понимаете смысл заглавия произведения?

В чем проявилась связь поэм “За далью – даль” и “По праву памяти”?

Прочитайте стихи А. Твардовского, рассказывающие о детях на войне (“Рассказ танкиста”, “В пилотке мальчик босоногий”, “Возмез­дие”). Почему поэт уделяет столько внимания этой теме? Покажите, как поэт раскрывает “ужасное сближение противоположных вещей на свете” – войны и детства.

С какими прозаическими произведениями могли бы вы провести параллели?

Прочитайте стихи, раскрывающие тему поэта и поэзии: “Вся суть в одном-единственном завете”, “Жить бы мне век соловьем-одиночкой”, “Слово о словах”, “Моим критикам”. Традиции каких поэтов продолжает А. Твардовский? Проанализируйте подробно одно стихот­ворение, обратив внимание на особенности композиции, подбор лек­сики, виды тропов и другие способы выражения чувств автора.

Подберите примеры, показывающие, как развиваются в поэзии

А. Твардовского основные мотивы его творчества: дом, дорога, память.

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

“Не избыть нам связи обоюдной”. Тема человеческого братства в поэзии А. Твардовского. Дали памяти в поэзии А. Твардовского. “Слово – это тоже дело”: тема поэта и поэзии в творчествеА.

Твардовского. Дом и дорога в поэзии А. Твардовского. “Вот стихи, а все понятно, все на русском языке”: Художествен­ные особенности поэтической речи А. Твардовского.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Твардовскому