ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ «Поднятая целина»
Роман «Поднятая целина».
Начнем с заглавия. Шолохов предполагал назвать свою «книгу о том, как вешенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию» «непоэтично», но точно: «С потом и кровью». Из письма к Е.Г. Левицкой от 26 июня 1932 г. видно, что заглавие «Поднятая целина» навязано писателю и что его от этого «ужасного названия» «ажник мутит».
Как вы думаете, какое из этих двух названий соответствует шолоховским принципам изображения жизни?
Обратимся к тексту романа. Вспомните, в каком году
Докажите, что произведение остроконфликтно. Можно ли считать антагонистический конфликт (Давыдов — Половцев) главным, определяющим в развитии сюжета? Отражает ли это противоборство все многообразие процессов, запечатленных в произведении? Какие конфликты кажутся вам основными?
Докажите свою точку зрения.
Проследив за порядком расположения глав, покажите, что принцип художественного контраста является ведущим в построении произведения.
Раскройте
Прочитайте разговор секретаря райкома партии с Давыдовым (кн. 1, гл. 2). Какие расхождения во взглядах обнаружились в этом разговоре?
Обратите внимание на принципы подхода к середнякам, к кулачеству. Как вы думаете, почему этот эпизод дан накануне отъезда Давыдова в Гремячий? Как повлияет незнание местных условий на деятельность Давыдова? Покажите это на примерах.
Чем вызвана идея послать двадцатипятитысячников на село?
Первая встреча казаков с Давыдовым. Чем понравился им приезжий? Как вы объясните реакцию деда Щукаря на известие о создании колхоза?
Обратите внимание на то, что большинство событий показано через восприятие героев, объясните причину этого.
Проанализируйте сцену собрания гремяченской бедноты (гл. 4) и первого общего собрания (гл. 9).
Как выражается в этих эпизодах отношение простых казаков к переменам в их жизни? В чем причины их сомнений, колебаний? Какова позиция Нагульнова, Любишкина, Майданникова?
Чем вызвано трудное положение крестьян-бедняков?
Приведите примеры того, как непросто складывалась колхозная жизнь, каким было отношение к общественной собственности, какой протест вызывали у крестьян спешка, угрозы, администрирование (например, разное отношение к колхозному делу- кн. 1, гл. 11, гл.
36; размышления Ипполита Шалого об оплате труда — кн. 2, гл. 10; конфликт Нагульнова с Банником — кн.
1, гл. 24 и Давыдова с Устином Рыкалиным — кн. 2, гл. 13; отношение казаков к статье Сталина «Головокружение от успехов» — кн.
1, гл. 27; пейзаж в кн. 1, гл.
23 — «большой, сильный, холодный ветер», гуляющий по гумну и др.).
Какую роль играют массовые сцены? Приведите примеры массовых сцен, покажите, как отражаются в них противоречия жизни, как показано изменение взглядов и настроений людей.
Каковы приемы созданиямассовых сцен (роль полилога, портретные и речевые характеристики персонажей, соотношение комического и драматического и т.д.)?
Какую роль в характеристике народной жизни играют образы казаков,данные крупным планом (Кондрат Майданников, Ипполит Шалый, Иван Аржанов, Устин Рыкалин и др.)? Выделите наиболее важные этапы эволюции героев. Покажите приемы создания каждого образа.
Как художественно воплощается в произведении мысль о самобытности и многогранности личности человека, невозможности шаблонного подхода к нему?
Образы руководителейв романе. Расскажите об истории жизни Семена Давыдова, Макара Нагульнова и Андрея Разметнова, покажите общее и индивидуальное в каждом из них.
Почему именно Семен Давыдовстал организатором колхоза в Гремячем Логу? Что сближает рабочего-путиловца с казаками, что помогает ему работать в незнакомых условиях, привлечь на свою сторону людей? Расскажите о достижениях, трудностях и неудачах Семена Давыдова, сильных и слабых сторонах его характера. Как углубляются представления героя о жителях хутора?
Чему учится Давыдов у казаков? Приведите конкретные примеры.
Обратите внимание на эпизод, завершающий сцену собрания после «бабьего бунта» (кн. 1, гл. 35).
Почему Шолохову было важно подчеркнуть признательность хуторян «любушке Давыдову» за го, что он не помнит зла?Как связаны с этим эпизодом последующие события?
Верно ли распространенное мнение, что автор во всем согласен с Давыдовым? Подтвердите свою точку зрения.
Какие черты являются главными в характере Макара Нагульнова? Как они отражаются в поведении, портрете и речи героя? Как относятся к Нагульнову односельчане, товарищи? Остается ли характер Макара неизмененным на протяжении всего действия?
Как характеризуют Нагульнова его увлечения? Что нового узнаєм мы о герое из рассказа о его отношении к Лушке? Почему именно в восприятии Макара нарисован портрет убитого Тимофея Рваного (кн.
2, гл. 11)?
В каких эпизодах наиболее ярко раскрывается характер Андрея Разметнова? Можно ли назвать «мягкотелостью» отказ Разметнова от проведения раскулачивания? Подробно проанализируйте психологическое состояние героя в этих сценах.
Как характеризует Андрея его отношение к памяти жены?
Расскажите о роли портретных и речевых характеристик, пейзажа и других средств создания образов, героев.
Как дополняют коллективный портрет коммунистов образы Кондратъко, секретаря райкома Нестеренко? Покажите, как решается в романе проблема взаимоотношений руководителей и народа, как выражаетея тревога автора в связи с распространением «волевого», административного стиля руководства. Какие новые аспекты рассматриваемой проблемы затронуты во второй книге романа?
Какова художественная роль трагического финала произведения? Обратите внимание на непривычное для Шолохова прямое выражение авторской позиции, отношения к героям.
Какую роль играет прием контраста в изображении коммунистов и врагов новой жизни? Сопоставьте отношение тех и других к народу и народа к ним, цели деятельности, черты внутреннего мира. Как выражается авторское отношение к жизни с помощью этих двух групп образов? Как отразились в изображении судеб врагов представления, характерные для 30-х годов?
Как вы думаете, почему в «Тихом Доне», работа над которым шла в те же годы, нет такой подчеркнутой контрастности изображения защитников и противников Советской власти, как в «Поднятой целине»?
Расскажите подробнее об образе Островнова. Перечитайте рассказ Якова Лукича о своей жизни (кн. 1., гл. 3).
Какими причинами вызвано его участие в заговоре? На примере отношения Островнова к природе, к труду, к коллективному хозяйству, к Половцеву и Лятьевскому раскройте неоднозначность его характера (кн. 1, гл. 23, 40; кн.
2, гл. 1).
В чем, на ваш взгляд, состоит драматизм судьбы Тита Бородина? Какую роль в характеристике этого персонажа играет эпизод гражданской войны, рассказанный Макаром Нагульновым (конец гл. 4)?
Почему именно Макар на собрании (гл. 4) объясняет причину колебаний хуторян при голосовании о раскулачивании Бородина? Прокомментируйте авторские ремарки, показывающие отношение Макара к бывшему другу. Из-за чего разошлись их пути?
Как характеризует Бородина его поведение во время раскулачивания (гл. 6, 8)? Обратите внимание на портретные детали, раскрывающие психологическое состояние Бородина.
Как вы думаете, зачем Шолохов приводит такую реплику Тита в ответ на вопрос Макара об оружии: «Не дам! Имущество забираете, да еще отрез последний? Кулак должен быть с отрезом, так про него в газетах пишут.
Беспременно, чтобы с отрезом» (гл. 6)? Его слова словно подхватывает бежавший из ссылки Тимофей Рваный: «Вырою винтовку…
Мне одна направления дадена. Раз меня казнят, и я буду казнить»… За что был сослан Тимофей?
Почему, рассказывая о двадцатилетием пособнике Половцева, Шолохов обращает внимание на такое его признание: «Соскучился по родным местам до смерти! — виновато улыбнулся Тимофей Якову Лукичу».
Конкретные истории Бородина и Островнова нарисованы в романе психологически достоверно, но не без усиления мотива их вины. В реальной же действительности за ними стояли многие тысячи «старательных мужиков», на судьбе которых трагически отразились колебания 20-30-х годов по отношению к крестьянству, переход от принципов новой экономической политики к административным методам. Естественно, что ни в 30-е, ни в конце 50-х годов, когда создавался роман, общество еще не располагало той объективной оценкой политики по отношению к деревне, которую мы имеем сегодня.
В то же время роман уже в 30-е годы дал возможность задуматься над самой судьбой «культурных» хозяев, над необходимостью освоения их опыта работы на земле, более внимательного отношения к этим людям. В 60-80-х годах «зерно», брошенное Шолоховым в литературную почву, «проросло» в целом ряде произведений, заостривших внимание на трагических судьбах «старательных» крестьян. Именно поэтому неверно, на наш взгляд, противопоставлять шолоховский роман другим произведениям о коллективизации, поскольку понятие традиции предполагает не только прямое продолжение, но и дальнейшее развитие достигнутого предшественниками, включая и творческий спор, и преодоление исторической ограниченности взглядов.
Соотношение драматического и комического в романе. Перечитайте сцены раскулачивания Тита Бородина, Лапшинова, эпизоды убоя скота и объясните цель введения в них комического элемента. Как используется этот авторский прием в раскрытии характеров героев?
Приведите примеры. Проанализировав сцену первого хуторского собрания, обратите внимание на сочетание нового и старого в поведении, образе мыслей, речи персонажей. Какую роль в отображении переходного состояния жизни играет комическое начало?
Почему такое большое место в массовых сценах романа отведено деду Щукарю? Каковы его взаимоотношения с Нагульновым и Давыдовым? Как раскрываются характеры героев в этих отношениях? Почему именно Щукарь первым встречает Давыдова на хуторе и последним прощается с ним?
Какие изменения произошли в характере деда Щукаря? В чем причина этих изменений? Как относятся к деду Щукарю хуторяне (см., например, кн. 2, гл.
52 — мысли Грача; кн. 2, гл. 29 — забота Разметнова и Майданникова о старике).
Верно ли мнение о Щукаре как лентяе, ничего не умеющем делать своими руками? Можно ли считать образ Щукаря только комическим? Какова его роль в романе?
Докажите свою точку зрения. Обратите внимание на то, что реплики Щукаря нередко звучат в ответственные моменты, выражают взгляд народа на события.
Какие образы русской и мировой литературы, воплощающие смеховую культуру, вам известны?
Образ повествователя в произведении. Покажите на конкретных примерах роль повествователя в романе. Как он выражает свое отношение к событиям и героям?
В чем проявляется близость повествователя к народной жизни? Докажите, что повествователь в то же время не сливается со своими героями, он не только сочувствует им, но и порой подсмеивается над ними, осуждает их. Чем объяснить эту особенность?
Охарактеризуйте стиль повествования. Покажите его близость живой народной речи, выразительность, образность языка.
Прочитайте начало первой главы романа, где дается пейзажная зарисовка. Какие конфликты в природе показывает автор? Как мотив борьбы зимы и весны, дня и ночи, света и тьмы соотносится с событиями и судьбами героев романа, с шолоховским отношением к жизни? Приведите другие примеры, показывающие, что пейзаж служит одним из средств раскрытия философской концепции произведения, помогает показать борьбу добра и зла, нового и старого, неостановимое движение жизни.
Проследите, как в пейзажных зарисовках раскрывается центральный образ произведения — образ земли; обратите особое внимание на пейзажи в гл. 1, 14, 26, 34; кн. 2, гл.
1, 5, 9, 21.
Проанализируйте финал произведения, сопоставьте ею с началом романа.
Поэзией родной земли, вновь и вновь просыпающейся по весне, ждущей своего умного и трудолюбивого хозяина, верой в умелые руки и жизненную стойкость человека проникнут роман М. Шолохова. Этот гуманистический идеал в сочетании с высоким мастерством автора делает его книгу художественным произведением, преодолевшим конкретные социальные представления и иллюзии писателя.