ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ “Поднятая целина”

Роман “Поднятая целина”.

Начнем с заглавия. Шолохов предполагал назвать свою “книгу о том, как вешенские, к примеру, казачки входили в сплошную коллективизацию” “непоэтично”, но точно: “С потом и кровью”. Из письма к Е.Г. Левицкой от 26 июня 1932 г. видно, что заглавие “Поднятая целина” навязано писателю и что его от этого “ужасного названия” “ажник мутит”.

Как вы думаете, ка­кое из этих двух названий соответствует шолоховским принци­пам изображения жизни?

Обратимся к тексту романа. Вспомните, в каком

году про­исходит действие произведения. Достаточно ли сказать, что Шолохов в хронологической последовательности излагает исто­рию создания колхоза в Гремячем Логу?

Докажите, что произ­ведение остроконфликтно. Можно ли считать антагонистический конфликт (Давыдов – Половцев) главным, определяющим в развитии сюжета? Отражает ли это противоборство все много­образие процессов, запечатленных в произведении? Какие кон­фликты кажутся вам основными?

Докажите свою точку зрения.

Проследив за порядком расположения глав, покажите, что принцип художественного контраста является ведущим в пост­роении

произведения.

Раскройте на конкретных примерах шолоховскую характери­стику: “Жизнь в Гремячем Логу встала на дыбы, как норовистый конь перед трудным препятствием”.

Прочитайте разговор секретаря райкома партии с Давыдо­вым (кн. 1, гл. 2). Какие расхождения во взглядах обнаружились в этом разговоре?

Обратите внимание на принципы подхода к середнякам, к кулачеству. Как вы думаете, почему этот эпизод дан накануне отъезда Давыдова в Гремячий? Как повлияет не­знание местных условий на деятельность Давыдова? Покажите это на примерах.

Чем вызвана идея послать двадцатипятитысяч­ников на село?

Первая встреча казаков с Давыдовым. Чем понравился им приезжий? Как вы объясните реакцию деда Щукаря на извес­тие о создании колхоза?

Обратите внимание на то, что боль­шинство событий показано через восприятие героев, объясни­те причину этого.

Проанализируйте сцену собрания гремяченской бедноты (гл. 4) и первого общего собрания (гл. 9).

Как выражается в этих эпизодах отношение простых казаков к переменам в их жизни? В чем причины их сомнений, колебаний? Какова позиция На­гульнова, Любишкина, Майданникова?

Чем вызвано трудное положение крестьян-бедняков?

Приведите примеры того, как непросто складывалась колхоз­ная жизнь, каким было отношение к общественной собствен­ности, какой протест вызывали у крестьян спешка, угрозы, ад­министрирование (например, разное отношение к колхозному делу- кн. 1, гл. 11, гл.

36; размышления Ипполита Шалого об оплате труда – кн. 2, гл. 10; конфликт Нагульнова с Банни­ком – кн.

1, гл. 24 и Давыдова с Устином Рыкалиным – кн. 2, гл. 13; отношение казаков к статье Сталина “Головокружение от успехов” – кн.

1, гл. 27; пейзаж в кн. 1, гл.

23 – “большой, силь­ный, холодный ветер”, гуляющий по гумну и др.).

Какую роль играют массовые сцены? Приведите примеры массовых сцен, покажите, как отражаются в них противоречия жизни, как показано изменение взглядов и настроений людей.

Каковы приемы созданиямассовых сцен (роль полилога, пор­третные и речевые характеристики персонажей, соотношение комического и драматического и т.д.)?

Какую роль в характеристике народной жизни играют образы казаков,данные крупным планом (Кондрат Майданников, Ип­полит Шалый, Иван Аржанов, Устин Рыкалин и др.)? Выделите наиболее важные этапы эволюции героев. Покажите приемы со­здания каждого образа.

Как художественно воплощается в произ­ведении мысль о самобытности и многогранности личности че­ловека, невозможности шаблонного подхода к нему?

Образы руководителейв романе. Расскажите об истории жиз­ни Семена Давыдова, Макара Нагульнова и Андрея Разметнова, покажите общее и индивидуальное в каждом из них.

Почему именно Семен Давыдовстал организатором колхоза в Гремячем Логу? Что сближает рабочего-путиловца с казака­ми, что помогает ему работать в незнакомых условиях, при­влечь на свою сторону людей? Расскажите о достижениях, труд­ностях и неудачах Семена Давыдова, сильных и слабых сторо­нах его характера. Как углубляются представления героя о жителях хутора?

Чему учится Давыдов у казаков? Приведите конкретные примеры.

Обратите внимание на эпизод, завершающий сцену собра­ния после “бабьего бунта” (кн. 1, гл. 35).

Почему Шолохову было важно подчеркнуть признательность хуторян “любушке Давыдо­ву” за го, что он не помнит зла?Как связаны с этим эпизодом последующие события?

Верно ли распространенное мнение, что автор во всем со­гласен с Давыдовым? Подтвердите свою точку зрения.

Какие черты являются главными в характере Макара На­гульнова? Как они отражаются в поведении, портрете и речи ге­роя? Как относятся к Нагульнову односельчане, товарищи? Ос­тается ли характер Макара неизмененным на протяжении всего действия?

Как характеризуют Нагульнова его увлечения? Что нового узнаєм мы о герое из рассказа о его отношении к Луш­ке? Почему именно в восприятии Макара нарисован портрет убитого Тимофея Рваного (кн.

2, гл. 11)?

В каких эпизодах наиболее ярко раскрывается характер Анд­рея Разметнова? Можно ли назвать “мягкотелостью” отказ Разметнова от проведения раскулачивания? Подробно проанализи­руйте психологическое состояние героя в этих сценах.

Как ха­рактеризует Андрея его отношение к памяти жены?

Расскажите о роли портретных и речевых характеристик, пейзажа и других средств создания образов, героев.

Как дополняют коллективный портрет коммунистов образы Кондратъко, секретаря райкома Нестеренко? Покажите, как ре­шается в романе проблема взаимоотношений руководителей и народа, как выражаетея тревога автора в связи с распростране­нием “волевого”, административного стиля руководства. Какие новые аспекты рассматриваемой проблемы затронуты во второй книге романа?

Какова художественная роль трагического финала произведе­ния? Обратите внимание на непривычное для Шолохова пря­мое выражение авторской позиции, отношения к героям.

Какую роль играет прием контраста в изображении комму­нистов и врагов новой жизни? Сопоставьте отношение тех и других к народу и народа к ним, цели деятельности, черты внутреннего мира. Как выражается авторское отношение к жиз­ни с помощью этих двух групп образов? Как отразились в изоб­ражении судеб врагов представления, характерные для 30-х го­дов?

Как вы думаете, почему в “Тихом Доне”, работа над кото­рым шла в те же годы, нет такой подчеркнутой контрастности изображения защитников и противников Советской власти, как в “Поднятой целине”?

Расскажите подробнее об образе Островнова. Перечитайте рассказ Якова Лукича о своей жизни (кн. 1., гл. 3).

Какими при­чинами вызвано его участие в заговоре? На примере отношения Островнова к природе, к труду, к коллективному хозяйству, к Половцеву и Лятьевскому раскройте неоднозначность его ха­рактера (кн. 1, гл. 23, 40; кн.

2, гл. 1).

В чем, на ваш взгляд, состоит драматизм судьбы Тита Боро­дина? Какую роль в характеристике этого персонажа играет эпизод гражданской войны, рассказанный Макаром Нагульно­вым (конец гл. 4)?

Почему именно Макар на собрании (гл. 4) объясняет причину колебаний хуторян при голосовании о рас­кулачивании Бородина? Прокомментируйте авторские ремар­ки, показывающие отношение Макара к бывшему другу. Из-за чего разошлись их пути?

Как характеризует Бородина его пове­дение во время раскулачивания (гл. 6, 8)? Обратите внимание на портретные детали, раскрывающие психологическое состоя­ние Бородина.

Как вы думаете, зачем Шолохов приводит такую реплику Тита в ответ на вопрос Макара об оружии: “Не дам! Имущество забираете, да еще отрез последний? Кулак должен быть с отрезом, так про него в газетах пишут.

Беспременно, чтобы с отрезом” (гл. 6)? Его слова словно подхватывает бежав­ший из ссылки Тимофей Рваный: “Вырою винтовку…

Мне одна направления дадена. Раз меня казнят, и я буду казнить”… За что был сослан Тимофей?

Почему, рассказывая о двадцатилетием пособнике Половцева, Шолохов обращает внимание на такое его признание: “Соскучился по родным местам до смерти! – виновато улыбнулся Тимофей Якову Лукичу”.

Конкретные истории Бородина и Островнова нарисованы в романе психологически достоверно, но не без усиления мотива их вины. В реальной же действительности за ними стояли мно­гие тысячи “старательных мужиков”, на судьбе которых траги­чески отразились колебания 20-30-х годов по отношению к крестьянству, переход от принципов новой экономической по­литики к административным методам. Естественно, что ни в 30-е, ни в конце 50-х годов, когда создавался роман, общество еще не располагало той объективной оценкой политики по от­ношению к деревне, которую мы имеем сегодня.

В то же время роман уже в 30-е годы дал возможность задуматься над самой судьбой “культурных” хозяев, над необходимостью освоения их опыта работы на земле, более внимательного отношения к этим людям. В 60-80-х годах “зерно”, брошенное Шолоховым в литературную почву, “проросло” в целом ряде произведений, заостривших внимание на трагических судьбах “старательных” крестьян. Именно поэтому неверно, на наш взгляд, противопо­ставлять шолоховский роман другим произведениям о коллек­тивизации, поскольку понятие традиции предполагает не толь­ко прямое продолжение, но и дальнейшее развитие достигну­того предшественниками, включая и творческий спор, и преодоление исторической ограниченности взглядов.

Соотношение драматического и комического в романе. Перечи­тайте сцены раскулачивания Тита Бородина, Лапшинова, эпи­зоды убоя скота и объясните цель введения в них комического элемента. Как используется этот авторский прием в раскрытии характеров героев?

Приведите примеры. Проанализировав сце­ну первого хуторского собрания, обратите внимание на сочета­ние нового и старого в поведении, образе мыслей, речи персо­нажей. Какую роль в отображении переходного состояния жиз­ни играет комическое начало?

Почему такое большое место в массовых сценах романа от­ведено деду Щукарю? Каковы его взаимоотношения с Нагуль­новым и Давыдовым? Как раскрываются характеры героев в этих отношениях? Почему именно Щукарь первым встречает Давыдова на хуторе и последним прощается с ним?

Какие из­менения произошли в характере деда Щукаря? В чем причина этих изменений? Как относятся к деду Щукарю хуторяне (см., например, кн. 2, гл.

52 – мысли Грача; кн. 2, гл. 29 – забота Разметнова и Майданникова о старике).

Верно ли мнение о Щукаре как лентяе, ничего не умеющем делать своими руками? Можно ли считать образ Щукаря только комическим? Какова его роль в романе?

Докажите свою точку зрения. Обратите вни­мание на то, что реплики Щукаря нередко звучат в ответствен­ные моменты, выражают взгляд народа на события.

Какие образы русской и мировой литературы, воплощаю­щие смеховую культуру, вам известны?

Образ повествователя в произведении. Покажите на конкрет­ных примерах роль повествователя в романе. Как он выражает свое отношение к событиям и героям?

В чем проявляется бли­зость повествователя к народной жизни? Докажите, что пове­ствователь в то же время не сливается со своими героями, он не только сочувствует им, но и порой подсмеивается над ними, осуждает их. Чем объяснить эту особенность?

Охарактеризуйте стиль повествования. Покажите его бли­зость живой народной речи, выразительность, образность языка.

Прочитайте начало первой главы романа, где дается пей­зажная зарисовка. Какие конфликты в природе показывает ав­тор? Как мотив борьбы зимы и весны, дня и ночи, света и тьмы соотносится с событиями и судьбами героев романа, с шолоховским отношением к жизни? Приведите другие приме­ры, показывающие, что пейзаж служит одним из средств рас­крытия философской концепции произведения, помогает показать борьбу добра и зла, нового и старого, неостановимое движение жизни.

Проследите, как в пейзажных зарисовках раскрывается центральный образ произведения – образ земли; обратите осо­бое внимание на пейзажи в гл. 1, 14, 26, 34; кн. 2, гл.

1, 5, 9, 21.

Проанализируйте финал произведения, сопоставьте ею с нача­лом романа.

Поэзией родной земли, вновь и вновь просыпающейся по весне, ждущей своего умного и трудолюбивого хозяина, верой в умелые руки и жизненную стойкость человека проникнут ро­ман М. Шолохова. Этот гуманистический идеал в сочетании с высоким мастерством автора делает его книгу художественным произведением, преодолевшим конкретные социальные пред­ставления и иллюзии писателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ “Поднятая целина”