ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ “ТИХИЙ ДОН”

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ “ТИХИЙ ДОН”

Перечитайте первые страницы романа. Почему действие про­изведения начинается и заканчивается возле мелеховского дво­ра, на высоком донском берегу? Какую роль играют дом, семья в жизни героев романа?

Обратите внимание, в какие моменты своей жизни уходит и возвращается домой Григорий Мелехов. Почему герои произведения сгруппированы по семьям? Можно ли сказать, что “мысль семейная” является у Шолохова, как и у Л.Н.

Толстого, одной из ведущих в произведении?

Опираясь

на толстовские традиции, М. Шолохов выдвигает в центр своего романа “мысль народную”. Расскажите о своеоб­разии уклада жизни донских казаков. Объясните, почему М. Шолохов так неторопливо и подробно описывает быт, тра­диции, обычаи, язык, фольклор донского казачества.

Какие нравственные качества жителей хутора Татарского особенно до­роги писателю?

После выхода первой книги романа критики увидели в нем “идеализацию казачества”. Что бы вы ответили критикам?

Можно ли считать “Тихий Дон” произведением по преиму­ществу этнографическим, открывшим широкому кругу читате­лей мир донского

казачества, или был прав А. Толстой, говоря, что этим не ограничивается тема романа и что “Тихий Дон” – произведение общерусское, национальное, народное? Докажи­те свою точку зрения.

Как вы понимаете смысл названия произведения? Объясни­те роль эпиграфов в романе.

Просмотрите, как вводятся в роман исторические события, какое влияние оказывают они на судьбы всех героев произведе­ния, на жизнь хутора, народа, страны в целом.

“Большая вещь… вся жестокость и вся ярость всех течений социальной и политической борьбы и глубин жизни им выяв­лены ярко”, – писал вскоре после завершения “Тихого Дона” В. Вернадский. Докажите справедливость этих слов.

Почему в центре романа-эпопеи, показывающего судьбу на­рода на крутом переломе истории, находится герой, путь кото­рого полон мучительных сомнений, метаний и противоречий? Обратите внимание на то, что впервые героем романа-эпопеи становится простой, неграмотный казак, ищущий правды не только для себя лично, а для всего народа.

Расскажите об основных этапах жизни Григория Мелехова, об искреннем, страстном правдоискательстве героя, подчеркните типическое и индивидуальное в его судьбе и характере.

Как вы понимаете слова о том, что Григорий “встал на гра­ни в борьбе двух начал, отрицая оба их”? Покажите, как вос­принимает герой события, как реагирует он на идеи, которые высказывают его собеседники из разных лагерей (Гаранжа, Чу­батый, Подтелков, Изварин и др.). Обратите внимание на осо­бенности раскрытия образа Григория: в романе нет углубленно­го самоанализа, поскольку рефлексия чужда герою, он человек действия.

Через поступки героя, его непосредственную реакцию на происходящее, через движение его мыслей, чувств, настро­ений, изменение внешнего облика раскрывается характер Гри­гория Мелехова.

В чем выразились обретения и потери, ошибки и трагичес­кие уроки судьбы Григория? В чем причины его трагедии? Вспомните о сложности эпохи, своеобразии обстановки на Дону, политике “расказачивания”, противоречивых настроени­ях казаков. Почему в романе нет традиционной для трагедии ги­бели героя?

И, с другой стороны, почему, несмотря на откро­венное давление, Шолохов не закончил роман эпизодами службы Мелехова в Красной Армии, не привел героя к како­му-либо окончательному политическому выбору?

Перечитайте финал произведения. Обратите внимание: Гри­горий, устав от крови и боев (“уморился душой”, как давно го­ворил он брату), идет к родному берегу. Почему он возвраща­ется в хутор, не дожидаясь амнистии?

Какую роль здесь играет описание Дона, картина начинающейся весны? Почему Григо­рий бросает оружие в реку? Как это характеризует его отноше­ние к братоубийственной войне, его намерения?

Как описыва­ет автор чувства героя, когда он принял решение идти домой, подошел к хутору, встретился с сыном? Обратите внимание на детали: Мишатка, испугавшись поначалу незнакомца, “узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца” и пошел к нему на руки. Прокомментируйте этот эпизод.

Как вы понимаете слова М. Шолохова об “очаровании чело­века”, которое он хотел показать в своем герое? Каково ваше отношение к Григорию Мелехову?

В трудах современных литературоведов преодолено бытовав­шее многие годы мнение о Григории Мелехове как отщепенце, т.е. человеке, который оторвался от своего народа, от общей с ним судьбы и потому деградировал, утратил свои положитель­ные качества1. Судьба Григория сложна и трагична, но Шоло­хов нигде не противопоставил своего героя народу. Более того, именно благодаря герою, в индивидуальной судьбе которого воплотилась вся гамма противоречий народной жизни в пере­ломную эпоху, писателю удалось добиться эпической широты и аналитической глубины изображения времени и человека, со­здать произведение, “переполненное многоголосьем согласий и несогласий с властями предержащими, тоской по правде, кро­вью, болью и любовью” (такую оценку роману дал один из дру­зей Шолохова Илья Шкапа).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РОМАНУ “ТИХИЙ ДОН”