Почему так трудно учить наизусть?
Согласно программе, ученики 9-х классов должны выучить наизусть монолог Чацкого из комедии “Горе от ума”.
Статистика на сегодняшний день просто пугающая: в 9А классе из 22 учеников рассказали выученный монолог всего 6 (то есть 28%)! И только трое – на “отлично”: Бартков Максим, Гриб Любовь, Минич Никита. Жаль!
В 9Б классе из тридцати ребят выучили и рассказали….трое! (то есть 10%). Очень хорошо рассказала Цыкоза Аня и получила 12 баллов.
Что же случилось?
Ребята не могут выучить? Неправда, могут.
И некоторые – очень хорошо
Слишком большой и непонятный текст? Тоже неверно: учить напамять именно этот монолог – требование программы, изменить ничего нельзя. А уровень сложности текста…
Многие из тех, кто сегодня не рассказывал, а читал, явно делали это впервые. В таком случае, конечно, сложно.
Мне кажется, дело не в сложности, возможностиневозможности, еще в чем-то там, а дело в уверенности многих учеников, что их вытянут, им помогут, за них кто-то проблемы решит, их, как маленьких, как первоклассников, за ручку будут водить…
Не пора ли повзрослеть?
- Почему современным детям трудно воспринимать классическую литературу? Почему современным детям трудно воспринимать классическую литературу – вот проблема, над которой размышляет М. Далин. Автор с глубокой иронией анализирует то, что читают современные дети. На эти размышления его подтолкнул разговор со знакомой, работающей продавцом книг. Девушка – педагог по образованию – с грустью говорила о том, какую духовную пищу выбирают современные родители для своих […]...
- Нужно ли дошкольников учить английскому языку? Дошкольный возраст – очень благоприятный период для языкового развития. Ребенок открыт для всего нового и усваивает информацию не потому, что так надо, а потому, что ему все интересно. Раннее обучение детей дает возможность иметь максимум учебного времени для изучения английского как иностранного – чем раньше начать, тем больше времени будет для его изучения. Если с […]...
- Зачем необходимо учить физику? Некоторые (а иногда многие) учащиеся старших классов считают физику ненужным, неинтересным, трудным школьным предметом. В это время ими движет не интерес к учебе, а желание поступить после окончания школы в какое-либо учебное заведение. По логике старшеклассников все школьные дисциплины делятся на две большие группы – “нужные” и “ненужные” . “Нужные” – это те, по которым […]...
- “Сильнее оружия – сила слова”. Выразительное чтение наизусть стихов античных поэтов Цель: Учить использовать партитуру для чтения стиха, объяснять собственный выбор поэзии; развивать умение эмоционально и проникновенно читать художественное произведение, артистичные способности; воспитывать любовь к художественному слову. Оборудование: Тексты поэзий с составленными партитурами, записи мелодий, иллюстрации с памятками древнегреческого искусства. ХОД УРОКА I. Актуализация опорных знаний Проверка домашней задачи 1) Назовите главные темы и мотивы творчества […]...
- Урок на тему: Выразительное чтение наизусть сонетов В. Шекспира Цель : углубить знания учеников о сонете как лирическом жанре, развивать память, образное мышление, совершенствовать навыки выразительного чтения и сравнительного анализа лирических произведений, воспитывать уважение к личным чувствам, моральные качества. Оборудование : памятки “Выразительное чтение”, тексты сонетов, иллюстрация титульной страницы первого издания сонетов Шекспира, портрет, напечатанный эпиграф. Тип урока : урок выразительного чтения с элементами […]...
- Тем, кто идет учить в первый раз Взрослые люди не очень-то любят чужие советы. Мы, учителя, вероятно, к “взрослым” не относимся (что бы ни думали об этом ученики и их почтенные родители). В нашем хозяйстве всякая идея – как полезная запчасть: когда-нибудь да пригодится. Может быть, уже завтра. Когда день за днем к каждому уроку надо изобретать новый велосипед, чтобы потом на […]...
- Чему должна учить школа Чему должна учить школа Многие гениальные люди были самоучками. Может быть, потому и стали выдающимися учеными, поэтами, художниками. Оттого ли что не были отштампованы школой? Есть мнение, что семья учит тому, что было двадцать лет назад; улица учит тому, что сейчас; а школа должна учить тому, что будет через двадцать лет. Я согласен с Альбером […]...
- Трудно ли быть самим собой? Что значит быть самим собой? На мой взгляд, быть самим собой – значит поступать в соответствии со своими желаниями, обладать индивидуальными, присущими только тебе качествами, иметь свои жизненные принципы и не отступать от них, если, конечно, жизнь в соответствии с этими принципами удобна и оправдана. Иными словами, быть самим собой – значит поступать по воле […]...
- Автор и его герой в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Чтение наизусть отрывка из романа Роман в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” – это вершина творчества поэта. Он по праву получил высокую оценку В. Г. Белинского: “Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением…” Создание “энциклопедии” подразумевало многосторонний охват реальной действительности. Рамки повествования о жизни главного героя необходимо было расширить. Этой цели отвечает включение лирических […]...
- Военная тема в лирике А. Т. Твардовского. Чтение наизусть одного стихотворения Поэзия А. Т. Твардовского – поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы военного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспондентом газеты “Красная звезда”, не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: “22 июня 1941 года”, “Я убит подо Ржевом”, […]...
- Сочинение на тему: “Трудно ли быть отличником?” Чем бы человек ни занимался, большие умения и большее мастерство в любом виде деятельности одновременно накладывает и большую ответственность. Вряд ли существуют люди, в том числе и дети, для которых преуспевание в каком-либо виде деятельности не является приоритетным. Говоря о школьниках, стоит сказать, что иногда учеба для них действительно является важным делом, но иногда они […]...
- “Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей”;. (М. Горький) “Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей”. (М. Горький) Трудно не согласиться с высказывание М. Горького, что “Учить детей – дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей”. Автор поднимает вопрос о той важной роли, которую выполняет один из видов деятельности […]...
- Трудно или легко делать добро? (притча о милосердном самарянине) План I. Тема добра и зла. II. Притча о добром самарянине: 1. Случай с иудеем. 2. Моральный выбор прохожих: А) убеждения священника; Б) равнодушие левита; В) помощь самарянина. 3. Равнодушие современного общества. III. Необходимость возвращения к библейским заповедям. Тема добра и зла рассматривается во многих произведениях литературы. Понятия “добро” и “зло” взаимосвязаны, и отношения между […]...
- Размышления над книгой “Трудно быть богом” Честно говоря, я не очень люблю фантастику, в отличие от многих своих друзей. По-моему, скучно читать книги, иной раз отличающиеся только лишь описанием конструкций звездолетов и устройством какого-нибудь бластера, а в остальном очень похожие и однообразные. Но такие писатели, как Клиффорд Саймак, Рей Брэдбери, братья Стругацкие, пишут все-таки о человеке, а фантастические механизмы, неведомые планеты […]...
- А. и Б. Стругацкие. “Размышления над книгой “Трудно быть богом” Честно говоря, я не очень люблю фантастику, в отличие от многих своих друзей. По-моему, скучно читать книги, иной раз отличающиеся только лишь описанием конструкций звездолетов и устройством какого-нибудь бластера, а в остальном очень похожие и однообразные. Но такие писатели как Клиффорд Саймак, Рей Брэдбери, братья Стругацкие пишут все-таки о человеке, а фантастические механизмы, неведомые планеты […]...
- Сочинение Почему я хочу стать учителем Когда мне исполнилось десять лет, особый интерес у меня стали вызывать ребята младшего возраста. Как правило, к нам часто приезжали родственники отца, у которых было трое маленьких детей – мои сводные братья и сестры. Я с огромным энтузиазмом старалась подойти к вопросу их развлечения. Заранее готовила для них игрушки и конкурсы, а самое главное мне […]...
- Трудно ли быть хорошим другом? (сочинение-рассуждение) До сих пор мне казалось: что же тут трудного? Если друг тебе – друг, то ведь это прекрасно, есть с кем поделиться, а это так облегчает жизнь! И радости, и заботы – пополам. Но однажды произошел случай, который заставил меня задуматься: так ли уж легко быть хорошим другом? Однажды мой друг Витька сказал мне, что […]...
- “Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…” (3) Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве людей, бороться за мир – обязанность всех живущих на земле. Поэтому одной из важнейших тем нашей литературы является тема подвига нашего народа в Великой Отечественной войне. В […]...
- Стихотворения А. С. Пушкина о любви. Чтение наизусть одного из них Тема любви в лирике А. С. Пушкина. Творчество великого поэта многообразно по своей тематической палитре. А. С. Пушкин отразил в лирике практически все стороны жизни человека: писал о дружбе, о свободе, о смысле жизни, о счастье и его мимолетности и иллюзорности, поэте и гражданском долге, о смерти и жизни духовной и т. д. Но одной […]...
- “Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…” (2) Она такой вдавила след И стольких наземь положила, Что двадцать лет и тридцать лет Живым не верится, что живы. К. Симонов Прошло много лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим […]...
- Трудно ли быть молодым? (рассуждение) Что за вопрос? Конечно, трудно. Весело, интересно, но трудно. Почему я так отвечаю на этот вопрос? Во-первых, потому, что в юности не знаешь, что будет с тобой дальше. А знать хочется. Выбрать свою дорогу, определиться в жизни – все это надо сделать в юные годы. И желательно, чтоб без существенных ошибок, так как от этого […]...
- Трудно ли быть милосердным В данном сочинении я постараюсь ответить на довольно актуальный вопрос среди современного общества -“Трудно ли быть милосердным”. Любой индивид хоть раз в жизни наверняка попадал в такую ситуацию, где милосердие являлось необходимым ответом на деяние другого человека, или же, в относительно редких случаях, проявляло инициативу со стороны добродетеля. Исходя из того, что в настоящее время […]...
- Трудно или легко делать добро? Быть творцом добрых дел и поступков очень просто. Для этого совсем не требуются какие-то нечеловеческие усилия. Что нужно делать, подскажет сердце. Ведь именно оно повелевает человеком в минуты доброты. Поступая благородно, нужно осознавать то, как другому человеку будет от твоего хорошего поступка светло и приятно. Сделать доброе дело просто. Достаточно помочь пожилому старичку или старушке […]...
- Сочинение на тему: Какой должна быть школьная перемена и почему? Какой должна быть школьная перемена и почему? Я думаю, школьная перемена должна быть для всех разной. Один хочет тихо посидеть в кресле и расслабиться, послушать нежную музыку, сопровождаемую шелестом волн и криком чаек. Другому нужно плотно поесть. Третьему – побегать с мячом или поиграть в настольный теннис. Мы все разные и не можем желать одного […]...
- Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними по тексту Н. И. Пирогова (“Я все чаще думаю о том, как трудно…”) (ЕГЭ по русскому) В центре нашего внимания текст Николая Ивановича Пирогова, русского хирурга и естествоиспытателя, в котором описана проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. Размышляя над этой проблемой, автор вспоминает минувшие годы, когда жизнь его семьи складывалась не очень хорошо. Умер отец, и воспитание Николая полностью легло на плечи двум старшим сестрам и матери. Несмотря на […]...
- В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? В. К. Тредиаковский. Ворон и Лисица. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? 1. Чем вы объясните, что эту басню трудно читать? Басню В. К. Тредиаковского трудно читать потому, что она написана в XVIII веке. 2. Говорится ли и в этой басне про лесть? Прочтите похвальное слово Лисицы. Лисица, захотев разжиться сыром, “вздумала такую […]...
- Стихи Ф. И. Тютчева о любви. Чтение наизусть одного стихотворения Ф. И. Тютчев – поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви – “и блаженство, и безнадежность”. Человеческое сердце не всегда способно вместить всю силу переживаний, отражение в поэзии психологических нюансов придает любовной лирике Ф. И. Тютчева драматизм. Тема любви в поэзии Ф. И. Тютчева. Романтическая идиллия предстает перед читателем в ранних стихотворениях Ф. […]...
- Барин. Почему эту пьесу-игру фольклористы назвали сатирической драмой? 1. Почему эту пьесу-игру фольклористы назвали сатирической драмой? Эту пьесу-игру фольклористы, которые ее записали, назвали сатирической драмой. Крестьяне, которые в ней участвовали, хотели посмеяться над недостатками своих односельчан, которые рождали споры и даже ссоры, при этом игра способствовала их мирному решению. 2. Опишите главных героев представления, их внешность, характер. В пьесе может участвовать любой житель […]...
- Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского. Чтение наизусть одного стихотворения Ранняя лирика В. В. Маяковского начала создаваться в тот период, когда в обществе происходила грандиозная переоценка существовавших ценностей. Традиции русской классической литературы в атмосфере напряженного предощущения перемен требованиям многих поэтов не отвечали. В этот период возникает в рамках модернизма течение, получившее название футуризм. Идеи представителей этого течения нашли свое отражение и в творчестве молодого В. […]...
- Человек и природа в лирике А. А. Фета. Чтение наизусть одного стихотворения Своеобразие лирики А. А. Фета. Поэт развивает романтическую традицию, в рамках которой возвышает эстетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика А. А. Фета глубоко интуитивна, она не стремится к рассудочности, поэта влечет мир переживаний и ощущений. Это стремление к чувственным и эмоциональным проникновениям в тайны бытия не может быть длительным […]...
- “Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…” (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”) Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” вполне соотносим с фразой А. С. Пушкина: “Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно”. Философская проблема, представленная в цитате, ярко отображена в романе о преступлении. Главного героя произведения, Родиона Раскольникова, никак нельзя назвать обычным преступником. Это молодой человек с философским складом ума, всегда готовый прийти […]...
- Лирический цикл А. А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме”. Чтение наизусть одного стихотворения Цикл А. А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме”. В цикле “Стихи о Прекрасной Даме” (1904) отразились романтические чувства А. А. Блока к своей будущей Жене – Л. Д. Менделеевой. На идейно-художественное своеобразие цикла повлияло философское учение В. Соловьева о Душе Мира, Вечной Женственности, Софии. Именно она по мысли философа должна была спасти мир от краха […]...
- Сочинение на тему: “Трудно ли делать добро” Добро. Как важно в нашей жизни это понятие? Как много от него зависит? Какую огромную роль играет добро в ежедневном взаимодействии людей? Ответы на эти вопросы не так трудно, но емки и значимы. Что же такое добро? Добро – это положительные поступки, слова, действия, которые совершает человек по велению своего сердца, руководствуясь желаниями своей души […]...
- Романтические мотивы в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного стихотворения Лирика М. И. Цветаевой многопланова и тематически разнообразна, но общую тональность поэзии все же можно определить как романтическую, с неотъемлемым для романтизма ощущением трагичности бытия. Романтическое несоответствие между идеалом и реальностью. Мотив одиночества. Конфликт между внутренним миром и окружающей действительностью, основной для романтического мировоззрения, становится для поэзии М. И. Цветаевой ключевым. Отсюда возникает и сквозной […]...
- “Людям память нужна, как бы трудно им ни было с нею…” (К. Воробьев “Убиты под Москвой”, Васильев Б. “А зори здесь тихие” ) Очень скоро будет отмечаться День Победы. 9 Мая прозвучал победный салют и громкий крик на всю Землю: “Победа!” Война длилась четыре года, а раны не зарубцевались на земле Родины и в душах тех, кто прошел войну. Слишком много “горькой” памяти оставила война: Брестская крепость, Хатынь, Дальва, множество других деревень, блокада Ленинграда, жестокие бои за Сталинград […]...
- Патриотическая тема в лирике М. И. Цветаевой. Чтение наизусть одного стихотворения Тема Родины занимает центральное место в поэзии каждого серьезного поэта, потому что без знания и уважения своих корней и традиций, без преданной любви к земле, на которой жили твои предки, не может состояться ни одна Личность. Реализация темы Родины в поэзии М. И. Цветаевой. Развитие темы Родины, любви к ней начинается в творчестве М. И. […]...
- Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина “…Вот север, тучи нагоняя…” Учитель. У Пушкина стихотворение без названия. А как бы вы его озаглавили? (Ребята подбирают заглавия: “Чародейказима”; “Волшебница зима”; “Проказница зима”; “Матушказима”.) Учитель. А какое из этих названий – наиболее подходящее? Как вы думаете? Дети. – Они все подходящие: именно такой зима показана у Пушкина. – И он ее так называет. П. Работа над новым материалом […]...
- Тема родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. Чтение наизусть одного стихотворения Тематическое многообразие лирики М. Ю. Лермонтова. В своем поэтическом творчестве М. Ю. Лермонтов продолжил и развил лучшие традиции русской поэзии, затронув практически все “вечные” темы: дружбу, любовь, поиск смысла жизни, назначения поэта и поэзии и, конечно, пат – риотическую тему, в рамках которой разграничить тему русской природы и тему родины сложно. Лирика М. Ю. Лермонтова […]...
- Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного стихотворения Тайна поэтического творчества. Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как дышать. В цикле “Тайны ремесла” поэтесса попыталась раскрыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение “Творчество”), Объяснить это таинство невозможно, в […]...
- Тема родины и природы в лирике С. А. Есенина. Чтение наизусть одного стихотворения Ведущая тема творчества С. А. Есенина. Образ России в творчестве многих поэтов представал в сложном единстве необычайной красоты и граничащей с нищетой убогости, силы духа народа, его внутренней непобедимой мощи и многовековой рабской психологии. Не обошел своим вниманием “загадку русской души” и С. А. Есенин, пронесший через всю жизнь преданную любовь к Родине, создав ее […]...