Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского. Чтение наизусть одного стихотворения
Ранняя лирика В. В. Маяковского начала создаваться в тот период, когда в обществе происходила грандиозная переоценка существовавших ценностей. Традиции русской классической литературы в атмосфере напряженного предощущения перемен требованиям многих поэтов не отвечали. В этот период возникает в рамках модернизма течение, получившее название футуризм.
Идеи представителей этого течения нашли свое отражение и в творчестве молодого В. В. Маяковского.
Сатирические произведения. Сатирическое осмеяние мещанских интересов людей В.
Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!
“Гимн обеду” (1915)
Эпатирующая резкость оценок необходима, по мысли поэта, чтобы помочь людям осознать необходимость изменения своего отношения
И птиц, и танцы, и их перуанок кругом обложили статьями.
Глаза у судьи – пара жестянок мерцает в помойной яме.
“Гимн судье” (1915)
Выше всего “бабочка поэтиного сердца” ценит чистоту души.
Тема города. В стихотворении “Ночь” (1912) перед читателем предстает образ ночного города-игрока, сулящего множество соблазнительных перспектив. Та же тема города развивается в стихотворении “Утро” (1912), но получает несколько иное разрешение. Более отчетливо звучит мотив катастрофы, трагичности человеческой жизни, достигающий своей кульминации уже в заглавии стихотворения “Адище города” (1913).
Автор, стремясь к реализации программы футуристов, активно использует словообразовательные возможности русского языка и создает неординарные лексические единицы, наполненные субъективной оценкой: адище, адки. Прибегает поэт и к нарушениям в области грамматики: “сосущие светами”. В каждой строке заявлено авторское отношение к реалиям современного города, в котором нет места “маленькому человеку”:
А там, под вывеской, где сельди из Керчи сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки.
“Адище города” (1913)
Неодушевленные предметы, продукты человеческой мысли, подчиняют себе своего создателя. Поэт выступает против цивилизации, которая начинает вторгаться в жизнь человека и уродовать ее. Разрушительная сила проникает в мир природы, который должен нести созидательное начало: “у раненого солнца вытек глаз”.
Очень своеобразно трактуются в стихотворении традиционные образы луны и ночи. Лишенные какой бы то ни было романтичности, они превращаются в такие же жертвы новой цивилизации, как и “маленькие” люди:
И тогда уже – скомкав фонарей одеяла ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна.
“Адище города” (1913)
Эти и другие образы природы, подвергаясь метафоризации, не становятся поэтичными и возвышенными, как можно было бы предположить, а получают сниженный характер: “железо поездов громоздило лаз”, “крикнул аэроплан и упал”, “ночь излюбилась”, “дряблая луна”. Такие метаморфозы современного мира не могут нести ничего хорошего “маленькому человеку”.
Христианские мотивы. Они занимают у раннего В. В. Маяковского значительное место. Библейские ассоциации постоянно сопровождают лирического героя, он сам называет себя то “пророком”, то “апостолом”.
Часто в поэзии В. В. Маяковского встречается ироническое снижение религиозного мотива. Традиционное, закрепленное значение библейского понятия переводится автором стихотворения из небесной ипостаси в земное измерение. Лирический герой уравнивает себя с Богом и готов занять место Спасителя:
Я вижу, Христос из иконы бежал, хитона оветренный край целовала, плача, слякоть.
…Время!
Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века!
“Я” (1913)
Антивоенная тематика. Война 1914 года не оставила поэта равнодушным и заняла в его поэзии значительное место. В стихотворении “Война объявлена” (1914) Первая мировая предстает как действо огромного масштаба, за громадой которого как будто не видно смерти и боли. Через “натуралистические” детали поэт старается усилить антивоенное звучание стихотворения:
Громоздящемуся городу уродился во сие хохочущий голос пушечного баса, а с запада падает красный снег сочными клочьями человечьего мяса.
“Война объявлена” (1914)
Трагедия одного человека расширяется до вселенских масштабов в стихотворении “Мама и убитый немцами вечер” (1914). Война противна миру природы, она нарушает ее законы, от этой боли и страдания “визжат” даже звезды. Само произведение становится развернутой метафорой.
Тема поэта и поэзии. В стихотворении “Нате!” (1913) В. В. Маяковский продолжает традицию осмысления взаимоотношений поэта и толпы, начатую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Поэт намеренно создает образ тупой серой массы, включая в описание толпы обилие бытовых и кулинарных деталей, тем самым очерчивая круг интересов ее представителей:
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.
“Нате!” (1913)
В мире, где сытость и вещизм становятся смыслом существования, “бабочка поэтиного сердца” задыхается, ей не под силу вытащить на себе всю эту толпу, взгромоздившуюся “в калошах и без калош”.
Тема трагического одиночества поэта звучит в стихотворении “Скрипка и немножко нервно” (1914). Поэт говорит о чувстве бессилия лирического героя в мире, где докричаться до глухих “сытых” невозможно. Но мир, по счастью, состоит не только из любителей “капусты”.
Тема творчества и его востребованности звучит в стихотворениях “Послушайте!” (1914) и “Хорошее отношение к лошадям” (1918).