Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского. Чтение наизусть одного стихотворения

Ранняя лирика В. В. Маяковского начала создаваться в тот период, когда в обществе происходила грандиозная переоценка существовавших ценностей. Традиции рус­ской классической литературы в атмосфере напряженно­го предощущения перемен требованиям многих поэтов не отвечали. В этот период возникает в рамках модернизма течение, получившее название футуризм.

Идеи предста­вителей этого течения нашли свое отражение и в творче­стве молодого В. В. Маяковского.

Сатирические произведения. Сатирическое осмеяние мещанских интересов людей В. В. Маяковский представил в целом ряде “Гимнов”: “Гимн обеду” (1915), “Гимн критику” (1915), “Гимн судье” (1915) и др. Само сочетание жанра гим­на, цель которого воспевать, с мелочностью, глупостью, жадностью и т. д. создает неповторимый сатирический эф­фект. Человеческие “слабости” доводятся поэтом до гро­теска:

Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!

Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!

“Гимн обеду” (1915)

Эпатирующая резкость оценок необходима, по мысли поэта, чтобы помочь людям осознать необходимость изме­нения своего отношения к жизни:

И птиц, и танцы, и их перуанок кругом обложили статьями.

Глаза у судьи – пара жестянок мерцает в помойной яме.

“Гимн судье” (1915)

Выше всего “бабочка поэтиного сердца” ценит чистоту души.

Тема города. В стихотворении “Ночь” (1912) перед чи­тателем предстает образ ночного города-игрока, сулящего множество соблазнительных перспектив. Та же тема города развивается в стихотворении “Утро” (1912), но получает не­сколько иное разрешение. Более отчетливо звучит мотив ка­тастрофы, трагичности человеческой жизни, достигающий своей кульминации уже в заглавии стихотворения “Адище города” (1913).

Автор, стремясь к реализации программы футуристов, активно использует словообразовательные воз­можности русского языка и создает неординарные лексиче­ские единицы, наполненные субъективной оценкой: адище, адки. Прибегает поэт и к нарушениям в области грамматики: “сосущие светами”. В каждой строке заявлено авторское от­ношение к реалиям современного города, в котором нет места “маленькому человеку”:

А там, под вывеской, где сельди из Керчи сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки.

“Адище города” (1913)

Неодушевленные предметы, продукты человеческой мысли, подчиняют себе своего создателя. Поэт выступает против цивилизации, которая начинает вторгаться в жизнь человека и уродовать ее. Разрушительная сила проникает в мир природы, который должен нести созидательное начало: “у раненого солнца вытек глаз”.

Очень своеобразно трактуют­ся в стихотворении традиционные образы луны и ночи. Ли­шенные какой бы то ни было романтичности, они превра­щаются в такие же жертвы новой цивилизации, как и “ма­ленькие” люди:

И тогда уже – скомкав фонарей одеяла ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна.

“Адище города” (1913)

Эти и другие образы природы, подвергаясь метафоризации, не становятся поэтичными и возвышенными, как мож­но было бы предположить, а получают сниженный характер: “железо поездов громоздило лаз”, “крикнул аэроплан и упал”, “ночь излюбилась”, “дряблая луна”. Такие метаморфозы совре­менного мира не могут нести ничего хорошего “маленькому человеку”.

Христианские мотивы. Они занимают у раннего В. В. Ма­яковского значительное место. Библейские ассоциации посто­янно сопровождают лирического героя, он сам называет себя то “пророком”, то “апостолом”.

Часто в поэзии В. В. Маяковского встречается ирониче­ское снижение религиозного мотива. Традиционное, закреп­ленное значение библейского понятия переводится автором стихотворения из небесной ипостаси в земное измерение. Лирический герой уравнивает себя с Богом и готов занять место Спасителя:

Я вижу, Христос из иконы бежал, хитона оветренный край целовала, плача, слякоть.

…Время!

Хоть ты, хромой богомаз, лик намалюй мой в божницу уродца века!

“Я” (1913)

Антивоенная тематика. Война 1914 года не оставила поэта равнодушным и заняла в его поэзии значительное место. В стихотворении “Война объявлена” (1914) Первая мировая предстает как действо огромного масштаба, за гро­мадой которого как будто не видно смерти и боли. Через “натуралистические” детали поэт старается усилить антиво­енное звучание стихотворения:

Громоздящемуся городу уродился во сие хохочущий голос пушечного баса, а с запада падает красный снег сочными клочьями человечьего мяса.

“Война объявлена” (1914)

Трагедия одного человека расширяется до вселенских масштабов в стихотворении “Мама и убитый немцами ве­чер” (1914). Война противна миру природы, она нарушает ее законы, от этой боли и страдания “визжат” даже звезды. Са­мо произведение становится развернутой метафорой.

Тема поэта и поэзии. В стихотворении “Нате!” (1913) В. В. Маяковский продолжает традицию осмысления вза­имоотношений поэта и толпы, начатую А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым. Поэт намеренно создает образ тупой серой массы, включая в описание толпы обилие бытовых и кулинарных деталей, тем самым очерчивая круг интересов ее представителей:

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.

“Нате!” (1913)

В мире, где сытость и вещизм становятся смыслом су­ществования, “бабочка поэтиного сердца” задыхается, ей не под силу вытащить на себе всю эту толпу, взгромоздившуюся “в калошах и без калош”.

Тема трагического одиночества поэта звучит в стихо­творении “Скрипка и немножко нервно” (1914). Поэт го­ворит о чувстве бессилия лирического героя в мире, где докричаться до глухих “сытых” невозможно. Но мир, по счастью, состоит не только из любителей “капусты”.

Тема творчества и его востребованности звучит в стихотворе­ниях “Послушайте!” (1914) и “Хорошее отношение к ло­шадям” (1918).



Темы и образы ранней лирики В. В. Маяковского. Чтение наизусть одного стихотворения