Военная тема в лирике А. Т. Твардовского. Чтение наизусть одного стихотворения



Поэзия А. Т. Твардовского – поэзия своего времени. Все творчество А. Т. Твардовского было неразрывно связано с жизнью своей страны, своего народа. Страшные годы воен­ного лихолетья, когда сам А. Т. Твардовский был корреспон­дентом газеты “Красная звезда”, не могли не найти своего отражения на страницах его поэтических произведений: “22 июня 1941 года”, “Я убит подо Ржевом”, “В тот день, когда окончилась война”, “9 мая”, и др. Все тяготы солдат­ской доли поэт прочувствовал на себе:

Война – жесточе нету слова.

Война

– печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

“Война – жесточе нету слова…” (1944)

Реализация военной темы в поэзии А. Т. Твардовского. Все стихотворения военной тематики проникнуты чувством глубокой любви к родине, к русской земле, погибнуть за свободу которой автор считает лучшей долей:

Я долю свою по-солдатски приемлю,

Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

То лучше, чем смерть за родимую землю,

И выбрать нельзя.

“Пускай до последнего часа расплаты…” (1941)

Многие стихотворения

представляли собой поэтические агитационные “листовки”, призывающие на борьбу с фа­шизмом:

За Починками, Глинками И везде, где ни есть,

Потайными тропинками Ходит зоркая месть.

Ходит, в цепи смыкается,

Обложила весь край,

Где не ждут, объявляется И карает…

Карай!

“Партизанам Смоленщины” (1942)

Императив был оправдан и даже необходим в годы, когда решалась будущая судьба родной земли, русского народа. Жестокость становилась порождением не меньшей жесто­кости со стороны оккупантов.

Особенности произведений военной тематики. Многие стихотворения А. Т. Твардовского имеют сюжетную осно­ву. Героями таких произведений становятся простые сол­даты, вчерашние мальчишки, быстро взрослеющие на войне:

Соленый пот глаза слепил Солдату молодому,

Что на войне мужчиной был,

Мальчишкой числясь дома.

“Иван Громак” (1943)

Такие мальчики воевали до последнего патрона, до по­следнего вздоха, не уступая в храбрости своим отцам и стар­шим братьям:

Вот – на бросок гранаты враг,

Громак его гранатой.

Вот рядом двое. Что ж Громак?

Громак – давай лопатой.

О подвигах воинов должна была знать вся страна, они должны были воодушевлять и придавать силы. Стихотворе­ния А. Т. Твардовского достигали своей цели – поднимали боевой дух и вели защитников вперед:

Москвы не видел, но ему Москва салютовала.

“Иван Громак” (1943)

Героями на войне становились, сами того не осознавая, даже дети. Об одном из таких парнишек “лет десяти-двенадцати” повествуется в стихотворении “Рассказ танкиста” (1941). В гари и копоти, в страшном месиве войны, такие ре­бятишки воевали наравне со взрослыми, внося свой неоце­нимый вклад в общее дело Победы:

Был трудный бой. Все ныне, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Тема войны в послевоенные годы. Стихотворения воен­ной тематики создавались поэтом и уже в мирные годы. Те­ма памяти не оставляла автора, как не перестают болеть уже затянувшиеся раны, в которых остаются осколки. “Для меня этот период представляется таким, о котором всю жизнь хватит думать”, – писал А. Т. Твардовский.

Так, стихотворе­ние “Я убит подо Ржевом” (1945-1946-е) стало страшным обличением жестокости войны, которое произносит погиб­ший “в безымянном болоте” солдат. У него нет и не может быть имени, т. к. его голосом, его словами к потомкам обра­щаются все не вернувшиеся с войны солдаты:

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки, –

Точно в пропасть с обрыва И ни дна ни покрышки.

Для лирического героя жизнь остановилась в самый раз­гар боя, и он не успел узнать, чем закончилось сражение. Любовь к родине, стремление спасти свободу своей земли оказывается сильнее страха смерти:

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали,

Но она – спасена.

Те, кто не дошел, кто не выжил, получают право требо­вать ответа у живых, что сделали они для Победы и как про­должили борьбу. Монолог мертвого становится одновремен­но судом над войной и наказом живыми:

Пусть не слышен наш голос, –

Вы должны его знать.

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье –

Эта кара страшна.

В стихотворении повторяющиеся обращения к живым как бы требуют ответа, отчета совести прежде всего перед собой, как они распорядятся доставшимся богатством – жизнью. Павшие никого не обвиняют (И никто перед нами \\ Из живых не в долгу), но братская связь тех, кто был в одном окопе, никогда не позволит живым “спать спокойно”. На них ложится ответственность за будущее страны и за сохра­нение памяти без вести павших, своей жизнью заплативших за свободу последующих поколений.

Кульминационным моментом становится в финале сти­хотворения слова погибшего солдата:

Я вам жизнь завещаю, –

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить.

Стиль стихотворения, разговорная интонация, использо­вание народных словечек – все подчинено одной цели: со­здать монолог безымянного солдата, воплотившего в своем образе всех погибших.

Тем, кто выжил в страшном пекле, кому выпало счастье вернуться домой, все оставшиеся годы ощущали чувство ви­ны перед погибшими. Лирика Твардовского становится бо­лее глубокой, наполняется раздумьями. Возникает мотив покаяния живых перед павшими:

Я знаю, никакой моей вины В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, –

Речь не о том, но все же, все же, все же…

“Я знаю, никакой моей вины…” (1966)

Своим долгом гражданина и поэта А. Т. Твардовский счи­тал необходимость сохранить память о простых солдатах, погибших рядовых, тела которых до сих пор не преданы зем­ле. Память о кровопролитной войне должна быть сохранена, чтобы никогда ни у кого не возникало желания, преследуя амбициозные или меркантильные цели, лишать человека бесценного сокровища – жизни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Военная тема в лирике А. Т. Твардовского. Чтение наизусть одного стихотворения