Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного стихотворения

Тайна поэтического творчества. Тема творческого процесса отражалась в произведениях многих поэтов. Для А. А. Ахматовой писать было так же естественно, как ды­шать.

В цикле “Тайны ремесла” поэтесса попыталась рас­крыть свое понимание творчества, которое продолжает традицию восприятия процесса написания стихотворений как осуществление посреднической связи между Творцом и миром людей (стихотворение “Творчество”), Объяснить это таинство невозможно, в нем “все быть должно некста­ти”. И естественность, и простота, с которой

порой рож­дается поэзия, роднит ее с живым существом, способным “расти”:

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора.

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен,

На радость вам и мне.

Поэтическое вдохновение может приходить из окружаю­щего мира природы, а может быть даровано и Божествен­ным прикосновением (явная реминисценция со стихотворе­нием А. С. Пушкина “Пророк”):

Так я, Господь, простерта ниц:

Коснется ли огонь небесный Моих сомкнувшихся

ресниц И немоты моей чудесной?

“Я так молилась…” (1913)

Своеобразие развития темы поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Продолжая традиционную для русской поэзии тему о назначении поэта, о цели его творчества, А. А. Ах­матова развивает ее в новом ключе, вносит в нее новые мотивы. Прежде всего поэтессе удается раскрыть своеоб­разие женского внутреннего мира. Трагичность судьбы по­этессы, по мнению А. А. Ахматовой, заключается в том, что женское счастье нельзя совместить с полной отдачей творчеству:

Муза! ты видишь, как счастливы все Девушки, женщины, вдовы…

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы.

“Музе” (1911)

Однако появление “музы-сестры” в жизни лирической героини предопределяет ее дальнейшую судьбу. В мире поэ­зии, где царствуют мужчины, женщине приходится отстаи­вать свое право называться поэтом.

Творческий дар поэтесса готова отдать вслед за всем, что только может быть ценного в человеческой жизни, лишь бы мир и покой вернулись на землю Родины, т. к. для А. А. Ах­матовой служение поэзии было неразрывно связано с темой России:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар, –

Так молюсь за Твоей литургией После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей.

“Молитва” (1915)

Образ родной земли раскрывается в одноименном стихо­творении, но поэтесса поступает очень неординарно, ис­пользуя сочетание “родная земля” в буквальном смысле:

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах.

“Родная земля” (1961)

От такого приземленного определения Ахматова перехо­дит к философскому осмыслению:

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем так свободно – своею.

“Родная земля” (1961)

В простоте и незамысловатости образа родной земли рас­крывается талант автора, не сочинявшего “стихи навзрыд”, а исполнявшего свое поэтическое предназначение. Вдохнове­ние, ниспосланное свыше, постепенно начинает осознаваться как смысл жизни. За внешней легкостью поэзии раскрывают­ся страдания и муки. Так, появление Музы в одноименном стихотворении 1924 г. становится завораживающим волшеб­ством, а предчувствие вдохновения погружает поэта в погра­ничное между Жизнью и Смертью состояние:

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

“Муза” (1924)

Нежный образ “гостьи с дудочкой в руке” придает сцене легкость и возвышенность. Но как меняется интонация по­вествования к финальным строкам, когда действия столь эфе­мерного существа демонстрируют энергию и твердость, – “во­шла”, “взглянула”. Еще большая сила наполняет образ в диа­логе лирической героини и Музы:

Ей говорю: “Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?” Отвечает: “Я”.

Муза Ахматовой реалистична и по-мужски сурова. По­эзию А. А. Ахматовой отличает гражданственность, кото­рая роднит лирику поэтессы с творчеством Н. А. Некрасо­ва. Поэт не может быть отделен от эпохи и от своего наро­да.

Всю чашу страданий поэт выпивает наравне со всеми своими современниками. Его сердце живет теми бедами и невзгодами, которые выпадают на долю всей стране, а мысли о спасительном бегстве А. А. Ахматова даже не до­пускает:

Не с теми я, кто бросил землю На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

“Не с теми я, кто бросил землю…” (1922)

В 30-е гг. в поэзии А. А. Ахматовой образ поэта напоми­нает лермонтовского униженного пророка, которого отме­тил Господь, но которому суждено одиночество и жертвен­ное служение:

Зачем вы отравили воду И с грязью мой смешали хлеб?

Зачем последнюю свободу Вы превращаете в вертеп?

За то, что я не издевалась Над горькой гибелью друзей?

За то, что я верна осталась Печальной родине моей?

Пусть так. Без палача и плахи Поэту на земле не быть.

Нам покаянные рубахи,

Нам со свечой идти и выть.

“Зачем вы отравили воду…” (1935)

“Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я пи­сала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героиче­ской истории моей страны”, – сказала поэтесса в 1965 г.

А. А. Ахматова была со своим народом не только в стихах. В 1941 г. во время тяжелейших артиллерийских обстрелов Ленинграда поэтесса со словами поддержки и мужества об­ращалась по радио к жителям города, дежурила с противога­зом во время авианалетов. В это время было создано пре­красное стихотворение “Мужество” (1942), наполненное си­лой и глубокой любовью:

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне.

Час мужества пробил па наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Здесь звучит тема некрасовского стихотворения в прозе “Русский язык”. В трудные годы именно слово становится источником поддержки, придает силы и мужество. Сохра­нить и передать будущим поколениям духовное богатство, сокрытое в языке, – первостепенная задача поэта.

Голос художника, по мнению А. А. Ахматовой, должен не только вдохновлять людей, помогать им, но и донести до по­томков память о пережитом горе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема поэта и поэзии в лирике А. А. Ахматовой. Чтение наизусть одного стихотворения