Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина “…Вот север, тучи нагоняя…”
Учитель. У Пушкина стихотворение без названия. А как бы вы его озаглавили?
(Ребята подбирают заглавия:
“Чародейказима”;
“Волшебница зима”;
“Проказница зима”;
“Матушказима”.)
Учитель. А какое из этих названий – наиболее подходящее? Как вы думаете?
Дети. – Они все подходящие: именно такой зима показана у Пушкина.
– И он ее так называет.
П. Работа над новым материалом
1. Вступительное слово учителя, постановка учебных задач. Беседа с учащимися
Учитель. Сегодня мы будем читать новое
Как вы думаете, о чем оно, судя по названию?
Дети. – Я думаю, что стихотворение о морозе.
– Наверное, оно о зиме.
Учитель. Прежде чем мы его начнем читать, я хочу загадать вам загадку:
“Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?”
Дети. Мороз!
Учитель. А почему в загадке мороз назван мастером?
Ученик. Потому, что он, как настоящий мастер, рисует красивые узоры на окне.
Учитель. А вот Некрасов в своем стихотворении называет мороз воеводой. Давайте посмотрим в словарь: кто
(Ребята находят значение слова: воевода – начальник войска.)
Учитель (уточняет). Воевода – это старинное название военного чина. В старое время на Руси так называли пред
Водителя войска. Вслушайтесь в название этого слова: воевода – тот, кто водил войско на войну, это главный человек в войске.
2. Работа по разделу “Предварительное чтение”
3. Чтение учителем стихотворения
4. Беседа после чтения
Учитель. Понравилось вам стихотворение?
Дети. Да, очень.
Учитель. Картина, описанная Некрасовым, сказочная или настоящая?
Дети. – Да, сказочная, здесь герой сказочный: он похож на Морозко.
И на зимних месяцев из сказки “Двенадцать месяцев”.
А картины тоже сказочные, они созданы волшебником Морозом.
Учитель. Давайте обратимся еще раз к тексту и посмотрим.
5. Чтение стихотворения по частям с его анализом
Учитель. Прочитаем первое четверостишие. Каким вы себе представляете главного героя?
(Дети читают вслух.)
Учитель. Если бы вам пришлось его нарисовать, каким бы вы его изобразили?
Дети. – Я бы его нарисовала в образе человека: большого, могучего и сильного.
А я бы его изобразил в доспехах русского воина: в плаще, с палицей в руках.
Я представляю его в образе грозного воеводызавоевателя с оружием, похожим на русского богатыря.
А у меня он получился бы огромным, с длинной и седой бородой.
Учитель. А почему в воображении большинства из вас герой возник в образе русского богатыря, древнерусского воина? На какие слова в тексте вы можете сослаться?
Дети. – Потому что автор называет Мороза воеводой.
– А еще он “обходит дозором владенья свои”. А я читал,
Что русские богатыри часто выезжали в дозор охранять “ру
Бежи своих владений”.
Учитель. А теперь найдите в этом четверостишии, с чем сравнивает автор Морозавоеводу.
Дети. – Автор сравнивает Мороза с бушующим ветром.
– И с бегущими ручьями с гор.
Учитель. А это обычные сравнения? Автор прямо сравнивает героя с ветром и ручьями?
Ученик. Нет, автор говорит: “Не ветер бушует” и “не… ручьи” побежали с гор, а это Морозвоевода “обходит владенья свои”.
Учитель. Да, эти сравнения необычны: они употребляются с частицей “не” и называются отрицательными сравнениями.
А что хотел показать Некрасов, употребляя такие сравнения?
Ученица. Силу и могущество героя, автор сравнивает его с бушующим ветром и с ручьями, которые бегут с гор и сметают все на пути.
Учитель. А теперь прочитайте следующие четыре четверостишия. Как автор характеризует своего героя?
(Ребята читают текст самостоятельно.)
Дети. – Он – заботливый хозяин:
“Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?”
– А еще Мороз очень щедрый, наделяет природу удиви
Тельной красотой:
“Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?”
– А я прочитал, что Мороз хвастливый:
“И сам про себя удалую, Хвастливую песню поет”.
Учитель. А как вы понимаете – “удалую”? Дети. – Это значит веселую.
Озорную.
Задорную.
Учитель. А еще смелую, безудержно лихую. А теперь прочитайте эту песню: о чем он поет?
Дети. – О том, что он властелин, ему покоряются все природные силы: метели, снега и туманы.
Он покоритель и завоеватель природной стихии.
Мороз обладает необыкновенной силой: может построить дворцы изо льда.
Герой рассказывает о своем богатстве:
“Богат я, казны не считаю, А все не скудеет добро; Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро”.
Учитель. А как вы понимаете эти строки? Дети. – Богатства у него столько, что не счесть.
– И его не становится меньше, хотя он украшает свои
Владения дорогим, драгоценным убранством.
– Мороз убирает свое царство в драгоценные каменья.
Учитель. А как вы думаете: Мороз доволен своим та
Ким положением? Ему хорошо живется?
Дети. Да, он богат.
Ни в чем не нуждается.
Всем владеет.
Он всем доволен.
6. Поиск в тексте авторского отношения к герою
Учитель. А теперь давайте проследим, как писатель относится к своему герою.
Дети. – Автор уважает Мороза за его хозяйственность и щедрость – это можно подтвердить словами второго и третьего четверостишия.
– Он любуется им:
“И яркое солнце играет В косматой его бороде…”
Автор не осуждает героя за хвастливость, потому что его слова не пустые: они доказаны делом.
Автор говорит о нем с удовольствием: это ощущается во всем тексте.
7. Соотнесение словесных и зрительных образов
Учитель. А на какую из репродукций великих художников вы бы поместили героя этого стихотворения? Где могут быть его владения?
Дети. – Мне кажется, что на картине Шишкина:
“Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?”
На этой картине видно, что Мороз здесь славно поработал.
– А мне кажется, что владения Мороза удалось изобра
Зить художнику Юону: у него зима такая пушистая и мно
Госнежная. И в стихотворении говорится о такой картинке:
“Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?”
– А на картине Крылова тоже показаны просторы, по
Хожие на владения Мороза:
“И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?”
На этой картине вдали виднеется речка, скованная льдом.
– А я думаю, что на любой репродукции художника
Можно найти картину, похожую на ту, что описана Некра
Совым.
8. Соотнесение сказочного и реального изображения
Учитель. А художники писали картины реальные или сказочные?
Дети. – Реальные.
– Конечно, настоящие.
Учитель. И мы их соотносили с авторским текстом. Значит, у Некрасова картины – не сказочные, а настоящие?
Можете ли вы такие наблюдать в жизни?
Дети. Да, можем.
Учитель. А для чего Некрасов создает сказочного Мороза, Красного носа?
Дети. – Чтобы более интересно показать настоящую зиму.
– Чтобы в сказочной форме рассказать о зимних явле
Ниях природы.
Учитель. Давайте попробуем перевести сказочную картину в реальную: о каких зимних картинах и явлениях рассказал нам автор? Найдите их в тексте.
(Дети находят:
“…метели лесные тропы занесли”;
“пушисты… сосен вершины”;
“красив… узор на дубах”;
“крепко… скованы льдины в великих и малых водах”;
“трещит по замерзлой воде”;
“идет – по деревьям шагает…”;
“по веточкам палицей бьет”;
“…удалую, хвастливую песню поет”;
“…построю дворцы изо льда”.)
Учитель. Вот какие зимние картины увидел поэт и как искусно и мастерски он их изобразил, придумав сказочного Мороза, Красного носа!
9. Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова
Учитель. А теперь сравним это стихотворение со стихотворением Пушкина “…Вот север, тучи нагоняя…”. Что в них общего?
Дети. – Они оба о зиме.
Авторы изображают зимние картины природы.
И волшебные, сказочные образы Зимы и Мороза.
Эти образы тоже во многом похожи по характеру.
Но у них есть и отличительные черты.
Учитель. А чтобы закончить работу над образами Зимы и Мороза, я вам предлагаю карточки, на которых перечислены черты характера героя, а вы из списка выберите толь
Ко те, которыми можно охарактеризовать Зиму и Мороза, а потом сравним: чем эти образы похожи, а в чем разные.
(Учитель раздает карточки школьникам, на которых они отмечают слова, характеризующие героев, затем идет обсуждение общих и различных качеств героев. При высказывании своих мыслей учащиеся должны ссылаться на авторский текст.
В заключение урока ведется подготовка к выразительному чтению текста. Учитель дает установку: прочитать стихотворение так, чтобы передать авторское отношение к герою и изображаемым в тексте картинам, при чтении монолога передать характер главного героя.)
Домашнее задание. Продолжить работу над выразительным чтением стихотворения.