Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина “…Вот север, тучи нагоняя…”

Учитель. У Пушкина стихотворение без названия. А как бы вы его озаглавили?

(Ребята подбирают заглавия:

“Чародейказима”;

“Волшебница зима”;

“Проказница зима”;

“Матушказима”.)

Учитель. А какое из этих названий – наиболее подходящее? Как вы думаете?

Дети. – Они все подходящие: именно такой зима показана у Пушкина.

– И он ее так называет.

П. Работа над новым материалом

1. Вступительное слово учителя, постановка учебных задач. Беседа с учащимися

Учитель. Сегодня мы будем читать новое

стихотворение: “Мороз, Красный нос”. Написал его Николай Алексеевич Некрасов.

Как вы думаете, о чем оно, судя по названию?

Дети. – Я думаю, что стихотворение о морозе.

– Наверное, оно о зиме.

Учитель. Прежде чем мы его начнем читать, я хочу загадать вам загадку:

“Какой это мастер на стекла нанес и листья, и травы, и заросли роз?”

Дети. Мороз!

Учитель. А почему в загадке мороз назван мастером?

Ученик. Потому, что он, как настоящий мастер, рисует красивые узоры на окне.

Учитель. А вот Некрасов в своем стихотворении называет мороз воеводой. Давайте посмотрим в словарь: кто

такой воевода?

(Ребята находят значение слова: воевода – начальник войска.)

Учитель (уточняет). Воевода – это старинное название военного чина. В старое время на Руси так называли пред

Водителя войска. Вслушайтесь в название этого слова: воевода – тот, кто водил войско на войну, это главный человек в войске.

2. Работа по разделу “Предварительное чтение”

3. Чтение учителем стихотворения

4. Беседа после чтения

Учитель. Понравилось вам стихотворение?

Дети. Да, очень.

Учитель. Картина, описанная Некрасовым, сказочная или настоящая?

Дети. – Да, сказочная, здесь герой сказочный: он похож на Морозко.

И на зимних месяцев из сказки “Двенадцать месяцев”.

А картины тоже сказочные, они созданы волшебником Морозом.

Учитель. Давайте обратимся еще раз к тексту и посмотрим.

5. Чтение стихотворения по частям с его анализом

Учитель. Прочитаем первое четверостишие. Каким вы себе представляете главного героя?

(Дети читают вслух.)

Учитель. Если бы вам пришлось его нарисовать, каким бы вы его изобразили?

Дети. – Я бы его нарисовала в образе человека: большого, могучего и сильного.

А я бы его изобразил в доспехах русского воина: в плаще, с палицей в руках.

Я представляю его в образе грозного воеводызавоевателя с оружием, похожим на русского богатыря.

А у меня он получился бы огромным, с длинной и седой бородой.

Учитель. А почему в воображении большинства из вас герой возник в образе русского богатыря, древнерусского воина? На какие слова в тексте вы можете сослаться?

Дети. – Потому что автор называет Мороза воеводой.

– А еще он “обходит дозором владенья свои”. А я читал,

Что русские богатыри часто выезжали в дозор охранять “ру

Бежи своих владений”.

Учитель. А теперь найдите в этом четверостишии, с чем сравнивает автор Морозавоеводу.

Дети. – Автор сравнивает Мороза с бушующим ветром.

– И с бегущими ручьями с гор.

Учитель. А это обычные сравнения? Автор прямо сравнивает героя с ветром и ручьями?

Ученик. Нет, автор говорит: “Не ветер бушует” и “не… ручьи” побежали с гор, а это Морозвоевода “обходит владенья свои”.

Учитель. Да, эти сравнения необычны: они употребляются с частицей “не” и называются отрицательными сравнениями.

А что хотел показать Некрасов, употребляя такие сравнения?

Ученица. Силу и могущество героя, автор сравнивает его с бушующим ветром и с ручьями, которые бегут с гор и сметают все на пути.

Учитель. А теперь прочитайте следующие четыре четверостишия. Как автор характеризует своего героя?

(Ребята читают текст самостоятельно.)

Дети. – Он – заботливый хозяин:

“Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?”

– А еще Мороз очень щедрый, наделяет природу удиви

Тельной красотой:

“Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?”

– А я прочитал, что Мороз хвастливый:

“И сам про себя удалую, Хвастливую песню поет”.

Учитель. А как вы понимаете – “удалую”? Дети. – Это значит веселую.

Озорную.

Задорную.

Учитель. А еще смелую, безудержно лихую. А теперь прочитайте эту песню: о чем он поет?

Дети. – О том, что он властелин, ему покоряются все природные силы: метели, снега и туманы.

Он покоритель и завоеватель природной стихии.

Мороз обладает необыкновенной силой: может построить дворцы изо льда.

Герой рассказывает о своем богатстве:

“Богат я, казны не считаю, А все не скудеет добро; Я царство мое убираю В алмазы, жемчуг, серебро”.

Учитель. А как вы понимаете эти строки? Дети. – Богатства у него столько, что не счесть.

– И его не становится меньше, хотя он украшает свои

Владения дорогим, драгоценным убранством.

– Мороз убирает свое царство в драгоценные каменья.

Учитель. А как вы думаете: Мороз доволен своим та

Ким положением? Ему хорошо живется?

Дети. Да, он богат.

Ни в чем не нуждается.

Всем владеет.

Он всем доволен.

6. Поиск в тексте авторского отношения к герою

Учитель. А теперь давайте проследим, как писатель относится к своему герою.

Дети. – Автор уважает Мороза за его хозяйственность и щедрость – это можно подтвердить словами второго и третьего четверостишия.

– Он любуется им:

“И яркое солнце играет В косматой его бороде…”

Автор не осуждает героя за хвастливость, потому что его слова не пустые: они доказаны делом.

Автор говорит о нем с удовольствием: это ощущается во всем тексте.

7. Соотнесение словесных и зрительных образов

Учитель. А на какую из репродукций великих художников вы бы поместили героя этого стихотворения? Где могут быть его владения?

Дети. – Мне кажется, что на картине Шишкина:

“Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли?”

На этой картине видно, что Мороз здесь славно поработал.

– А мне кажется, что владения Мороза удалось изобра

Зить художнику Юону: у него зима такая пушистая и мно

Госнежная. И в стихотворении говорится о такой картинке:

“Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?”

– А на картине Крылова тоже показаны просторы, по

Хожие на владения Мороза:

“И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах?”

На этой картине вдали виднеется речка, скованная льдом.

– А я думаю, что на любой репродукции художника

Можно найти картину, похожую на ту, что описана Некра

Совым.

8. Соотнесение сказочного и реального изображения

Учитель. А художники писали картины реальные или сказочные?

Дети. – Реальные.

– Конечно, настоящие.

Учитель. И мы их соотносили с авторским текстом. Значит, у Некрасова картины – не сказочные, а настоящие?

Можете ли вы такие наблюдать в жизни?

Дети. Да, можем.

Учитель. А для чего Некрасов создает сказочного Мороза, Красного носа?

Дети. – Чтобы более интересно показать настоящую зиму.

– Чтобы в сказочной форме рассказать о зимних явле

Ниях природы.

Учитель. Давайте попробуем перевести сказочную картину в реальную: о каких зимних картинах и явлениях рассказал нам автор? Найдите их в тексте.

(Дети находят:

“…метели лесные тропы занесли”;

“пушисты… сосен вершины”;

“красив… узор на дубах”;

“крепко… скованы льдины в великих и малых водах”;

“трещит по замерзлой воде”;

“идет – по деревьям шагает…”;

“по веточкам палицей бьет”;

“…удалую, хвастливую песню поет”;

“…построю дворцы изо льда”.)

Учитель. Вот какие зимние картины увидел поэт и как искусно и мастерски он их изобразил, придумав сказочного Мороза, Красного носа!

9. Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова

Учитель. А теперь сравним это стихотворение со стихотворением Пушкина “…Вот север, тучи нагоняя…”. Что в них общего?

Дети. – Они оба о зиме.

Авторы изображают зимние картины природы.

И волшебные, сказочные образы Зимы и Мороза.

Эти образы тоже во многом похожи по характеру.

Но у них есть и отличительные черты.

Учитель. А чтобы закончить работу над образами Зимы и Мороза, я вам предлагаю карточки, на которых перечислены черты характера героя, а вы из списка выберите толь

Ко те, которыми можно охарактеризовать Зиму и Мороза, а потом сравним: чем эти образы похожи, а в чем разные.

(Учитель раздает карточки школьникам, на которых они отмечают слова, характеризующие героев, затем идет обсуждение общих и различных качеств героев. При высказывании своих мыслей учащиеся должны ссылаться на авторский текст.

В заключение урока ведется подготовка к выразительному чтению текста. Учитель дает установку: прочитать стихотворение так, чтобы передать авторское отношение к герою и изображаемым в тексте картинам, при чтении монолога передать характер главного героя.)

Домашнее задание. Продолжить работу над выразительным чтением стихотворения.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сопоставление стихотворений А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина “…Вот север, тучи нагоняя…”