ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

М. Булгаков называл свой творческий метод «странным реализмом». Странность, необычность булгаковского реализма состояла в том, что окружающую действительность он представляет как фантастическую несуразицу, как отклонение от нормы, ставшее нормой. А с другой стороны, то, что обыденному сознанию кажется фантастическим, у М. Булгакова оказывается подлинной реальностью.

Так, в романе «Мастер и Маргарита» все, что происходит в Ершалаиме

и кажется современнику писателя фантастическим, воссоздано исторически точно и полно. Подчеркивая достоверность этих глав, М. Булгаков даже отказался от описания воскресения Иешуа. Город Ершалаим представлен в красках, звуках, запахах.

Читатель представляет себе величие дворца царя Ирода и грязные улочки древнего города. М. Булгаков не сомневается в существовании Христа.

Фантастика в романе связана с образами Боланда, Коровьева, Азазелло, кота Бегемота и Геллы, проделки и выдумки которых вызывают неослабевающий интерес и восхищение читателя. В фантастике московских глав нет ничего страшного, здесь

господствует стихия смеха, иронии. Особенно четко это проявляется в сцене в Варьете, где конферансье Бенгальскому вначале отрывают голову, а потом возвращают ее на место, возникает атмосфера веселой игры.

Можно, конечно, увлечься этой игривой атмосферой, но если вслушаться в рассуждения героев, то можно увидеть, что они не только серьезны, но и правдивы. Их мысли несут в себе мудрость и даже пророчество: «Все будет правильно. На этом построен мир», «Рукописи не горят», «Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас.

Сами предложат и сами все дадут».

Переплетение реального и фантастического проявляется в том, что фантастика в романе становится способом познания окружающей действительности. Воланд задает Коровьеву вполне реальный вопрос: «Изменилось ли московское народонаселение?» И делает вполне реальный вывод: «Люди как люди. Любят деньги… легкомысленны… милосердие иногда стучится в их сердца.

Обыкновенные люди. Квартирный вопрос испортил их». А приводят к этому выводу чудеса во время сеанса: деньги, сыплющиеся прямо на головы, магазин готовой одежды прямо на сцене.

Кроме того, в самой повседневной реальности оказывается очень много необъяснимого и фантастического. Например: «Как раз в то время, когда сознание покинуло Степу в Ялте, оно вернулось к Ивану Николаевичу Бездомному». Получается, что одно какое-то общее сознание переходит от одного героя к другому, при том, что герои эти очень разные.

Фантастика в булгаковском романе не является произвольным вымыслом. Как правило, она проясняет глубинные закономерности все той же реальности. Очень характерный пример — замена человека его костюмом. За фантастической ситуацией реальная закономерность: бюрократическая система уничтожает человека, превращает его в функцию.

Очень характерно, что «вернувшись на свое место, в свой полосатый костюм, Прохор Петрович совершенно одобрил все резолюции, которые костюм наложил во время его краткосрочного отсутствия».

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» четко прослеживается гоголевская традиция. Как известно, писатель считал Н. В. Гоголя своим учителем. Подобно Н. В. Гоголю, художественный мир писателя сочетает реальность и фантастику, конкретно-бытовые и философские проблемы.


ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ РЕАЛЬНОГО И ФАНТАСТИЧЕСКОГО В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»