Тема любви и прощения в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Любовь, прощение – понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они – смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 лет грезила русская культура.

Просто воплощались они, в основном, в поэтических текстах Тютчева, Соловьева, Блока, Ахматовой. Булгаков первый из прозаиков сумел с мастерством гения осмыслить их в своем жанре. Двойственность бытия, двойственность

человека, вторичность земного пути по отношению к истине мира, любовь небесная и любовь земная – вся аранжировка предшествующей поэтической традиции присутствует в романе Булгакова.

Однако законы жанра и таинственные закономерности созидающего таланта диктовали писателю уникальные, никому не ведомые доселе пути решения этих проблем.
Маргарита любит Мастера, Мастер – Маргариту, им помогает Дьявол – все это стало общим местом и не нуждается в комментариях. Однако нуждается в комментариях следующее удивительное событие

романа, замеченное всеми, но никак не объясненное. Для начала цитата: “За мной, читатель!

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!” Дело в том, что настоящая небесная любовь посещает героев книги в расцвете их земной жизни. Она поселяется в их сердцах, и все последующие события складываются вовсе не так, чтобы спасти ее. Такая любовь слишком могущественна и не нуждается в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг подле друга.

Энергия сцепления питает их роман, который пишет Мастер, Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Во-ланд возвращает Маргарите рукопись – и возвращается Мастер.
Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Он смешлив, но смех его не саркастичен, а исполнен такого юмора, которым одинаково сподручно осмеивать дураков и умных. Вся ненависть и месть Маргариты, летящей нагишом над Москвой, заключается в затоплении квартиры критика Латунского и в битье стекол.

Это никакая не месть, а обыкновенное веселое хулиганство.
Всепрощение настигает каждого: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, известного под именем Коровьева-Фагота; и юношу, демона-пажа, который был котом Бегемотом; и Понтия Пилата; и романтического Мастера; и его обворожительную спутницу. Писатель показывает нам, своим читателям, что любовь земная – это любовь небесная, что меняются облик, одежда, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас, возникшая “как убийца из-за угла”, поражает в самое сердце и навсегда. И она неизменна во все времена и в вечности, которую нам суждено пережить. Она наделяет героев книги энергией всепрощения, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий Пилат.

Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она – то место, где сходятся земля и небо. И тогда он выдумал для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия. “Вот твой дом, вот твой вечный дом”, – говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, прошедшего эту дорогу до конца: Смерть и Время царят на земле, – Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Тема любви и прощения в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”