Фантастический реализм в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

1. Роман М. А. Булгакова – уникальное произведение русского реализма.
2. Сочетание реальности и фантастики в романе.
3. Нравственно-философский смысл романа.
М. А. Булгаков работал над романом “Мастер и Маргарита” с 1928 года по 1938 год. Он считал это произведение самым важным в своем творчестве. Роман подводил итог развитию условной, гротескной повествовательной линии в русского реализма.

Булгакову удалось соотнести трагических героев с целостным обликом сатирической круговерти жизни, вовлечь в реалистический роман фантастику.

Это не является противоречием принципам реалистической эстетики, чем-то новым. Новыми становятся лишь цели, к которым обращается Булгаков, совмещая реальное и фантастическое. Для русской литературы было трудной задачей – создать в романе целостный сатирический облик.

Писатель пришел к разрешению этой задачи, используя возможности различных прозаических форм.
Жанровая уникальность “Мастера и Маргариты” не позволяет однозначно определить булгаковский роман. Это очень хорошо подметил американский литературовед М. Б. Крепе в своей книге “Булгаков и Пастернак как романисты: Анализ романов

“Мастер и Маргарита” и “Доктор Живаго” (1984): “Роман Булгакова для русской литературы, действительно, в высшей степени, новаторский, а потому и нелегко дающийся в руки. Только критик приближается к нему со старой стандартной системой мер, как оказывается, что кое-что так, а кое-что совсем не так…

Фантастика наталкивается на сугубый реализм, миф – на скрупулезную историческую достоверность, теософия – на демонизм, романтика – на клоунаду”.
Такое смелое и оригинальное соединение фантастического и реального, трагического и комического в одном произведении ставит роман М. А. Булгакова в ряд уникальных явлений мировой культуры, имеющих вечное, неприходящее художественное значение.
Роман М. А. Булгакова не похож на исторический, в нем нет изображения связи эпох и культур по законам причинно-следственным. Эпохи соединяются иным способом. Прошлое и настоящее не просто сосуществовали в “Мастере и Маргарите”, но представляли собой единое бытие, бесконечно длящееся событие какого-то не исторического, а нереального действия.

Уже в первых главах романа Булгаков без всякого насилия над нашим воображением сводит рядом высокое и низкое, временное и вечное.
Первая глава дает ключ для понимания художественного метода Булгакова, для понимания своеобразия его реализма. “Я – мистический писатель”, – говорил он, называя своим учителем Н. В. Гоголя.
В. В. Лакшин заметил, что “Булгаков обнаруживает подлинные чудеса и мистику там, где их мало кто видит – в обыденщине, которая порой выделывает шутки постраннее выходок Коровьева. Это и есть основной способ, основной рычаг булгако-вской сатиры, фантастической по своей форме, как сатира Щедрина, но оттого не менее реальной в своем содержании…”.
Одним из основополагающих художественных принципов романа становится столкновение социальной и бытовой реальности Москвы 30-х годов с шайкой Воланда, способной органично включиться в эту реальность и взорвать ее изнутри. Столкновение бытового с фантастическим формирует эстетически значимое противоречие. Таким образом, Булгаков создает новое эстетическое качество реализма: он обращается к мистике, противопоставляя ее скверной действительности.

Он высмеивает самодовольную крикливость рассудка, уверенного в том, что он создаст точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих отношений и гармонию в душе самого человека. Когда Воланд размышляет о кирпиче, который никогда и никому просто так на голову не свалится, он отвергает не просто наивную философию слепого случая. Он утверждает тотальную причинно-следственную связь между событиями и явлениями, то есть ту связь, которая утверждалась классическим реализмом.

Когда он размышляет о том, кто управляет всем распорядком на земле и отказывает в этом праве человеку, он отвергает самоуверенность советских исторических концепций и утверждает предопределенность. Булгаков устами своего странного героя формулирует свои эстетические принципы. Следование нравственному закону или отступление от него прямо предопределяет в романе судьбы героев. Атеизм Берлиоза влечет немедленную смерть и лишает его надежды на бессмертие.

Но такую судьбу он предопределил себе сам, Воланд лишь дает ему возможность получить по своей вере. На балу у сатаны – получает свое и барон Май-гель, политический доносчик и осведомитель, чью кровь пьет Воланд из черепа Берлиоза. Воланд предстает не только и не столько как судья героев, но лишь как персонаж, воплощающий силу, способную на немедленную реализацию причинно-следственных связей между поступками героев, обнаруживающих их способность или неспособность следовать нравственному закону, и тему, как в прямой зависимости от этого складывается их судьба.
Ставя своих героев перед лицом Вечности, Булгаков утверждает незыблемость нравственных ценностей. Переплетение фантастического и реального создает в романе глубокий пласт философских рассуждений. У Булгакова перераспределяется соотношение Света и Тьмы на земле, в частности в России.

Две главные силы добра и зла воплощаются в романе в образах Иешуа Га-Ноцри и Воланда. Нигде в романе не говорится о каком-либо равновесии добра и зла, света и тьмы. “Покой” Мастеру дает Воланд, Л евий приносит на то согласие силы, излучающей свет. Принципиальный спор с Воландом – отражение нескончаемой борьбы за право светить или покрывать мраком “грустную” землю.
Во всем романе настоящей творческой личностью является Мастер, с его бесконечными поисками и страданиями. Он пишет произведение всей своей жизни, не жалея времени, не щадя себя, по зову сердца. Он никогда не вращался в кругу литераторов. И первое же столкновение с ними приносит ему гибель: тоталитарное общество раздавило его морально.

Ведь он был писатель, а не сочинитель “на заказ”. Кампания по травле Мастера разрушает его личное счастье, заставляет его уйти в клинику Стравинского. Булгаков утверждает, что все великие произведения перемещаются в вечность и настоящее признание подлинному художнику будет дано за пределами человеческой жизни, что и показывает нам финал романа.
Подобно своему герою, создавшему никому не нужный роман о Понтии Пилате, М. А. Булгаков оставил нам свою последнюю книгу, роман-завещание. Булгаков писал его как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал уникальным документом той эпохи.
По справедливому замечанию Ф. А. Искандера, “Мастер и Маргарита” – это “плод отчаяния и выход из отчаяния сильного человека. Это философский итог жизни и это духовное возмездие бюрократии, навеки заспиртованной в свете вечности… Здесь каждый навеки пригвожден к своему месту. Поражает благородная возвышенность требований к художнику, то есть к самому себе.

Вероятно, так и должно быть”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Фантастический реализм в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”