Особенности композиции романа “Герой нашего вре­мени”. Роль каждой повести в романе

Роль каждой повести в романе

Композиция – это расположение, строение произведения.

Роман “Герой нашего времени” состоит из нескольких повес­тей, которые могут восприниматься как отдельные литературные произведения. Тем не менее каждая из составляющих является необъемлемой частью целого.

Особенность композиции в том, что отдельные повести рас­положены не в хронологическом порядке (т. е. согласно фабуле), а совершенно иначе. Сюжет, то есть совокупность событий в их композиционной последовательности, не совпадает с фабулой.

Лермонтов одним из первых в литературе применил подобный прием.

С какой целью он это сделал?

Сюжет, не совпадающий с фабулой, помогает переключить внимание читателя с событийной, внешней стороны на внутрен­нюю сторону, с детективной на духовную.

В “Герое нашего времени” воссоздана “вершинная компози­ция”, характерная для романтической поэмы. Читатель видит ге­роя только в напряженные, драматические моменты его жизни. Промежутки же между ними оказываются не заполненными.

Мы встречаемся с героем в крепости и в последней сцене тоже видим его в крепости – это создает эффект кольцевой

композиции.

В различных частях романа мы видим главного героя с точки зрения разных персонажей: рассказчика, Максима Максимыча, самого Печорина. Таким образом, читатель видит Печорина с по­зиций разных людей.

О роли каждой повести в романе можно говорить с разных точек зрения: можно делать акцент на композиционной роли, можно – на значении в раскрытии характера Печорина, на его способности действовать в различных ситуациях. Мы сосредото­чимся на содержании отдельных повестей.

“Бэла”: Печорин отрабатывает романтический стереотип “естественная любовь к дикарке”. Лермонтов реалистически раз­венчивает принятую точку зрения, что подобная любовь может быть плодотворной. Печорин показан глазами бесхитростного Максима Максимыча.

“Максим Максимыч”: Печорин нарисован в его отношении с старому сослуживцу Максиму Максимычу как свидетелю своего прошлого: вероятнее всего, он был сух с Максимом Максимычем и поспешил с ним расстаться, так как не хотел будить воспоминания об ушедшем. О Печорине повествует рассказчик – молодой обра­зованный офицер, который уже слышал историю о Бэле.

“Журнал Печорина”: о себе рассказывает сам Печорин.

“Тамань”: Печорин отрабатывает романтическую ситуацию влюбленности в “честную контрабандистку”, которая заканчива­ется для него плачевно. Особенность повести в том, что в ней нет фрагментов самоанализа, а есть повествование, приближенное к разговорной речи (так Печорин мог бы рассказать о произошед­шем с ним своим товарищам).

“Княжна Мэри”: жанровая основа – светская повесть, со­бытия в которой, как правило, связаны с любовной интригой в светском обществе и идеей соперничества между двумя мужчи­нами. От разговорного повествовательного стиля “Тамани” отли­чается подробными описаниями окружающего и детальным са­моанализом (рефлексией), сходна остротой сюжета. Представляет собой дневниковые записи.

Содержит взгляд на Печорина со стороны Вернера, включает реплики других героев (Веры, Мэри, Грушницкого), описываю­щие различные проявления характера Печорина.

“Фаталист”: вновь перед нами стиль устного повествова­ния (как в “Тамани”). Содержание повести – попытка понять движущие силы мира (рок, судьба или осознанная воля человека).

Глоссарий:

– особенности композиции герой нашего времени

– особенности композиции романа герой нашего времени

– особенности композиции романа герой нашего времени сочинение

– какое место в романе герой нашего времени занимает каждая повесть

– расположение повести в романе герой нашего времени


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Особенности композиции романа “Герой нашего вре­мени”. Роль каждой повести в романе