Определение понятия «Лирика»

ЛИРИКА — род литературы, создающий у читателя (слушателя) художественную иллюзию переживания событий и состояний изнутри. По содержанию лирика тяготеет к прямому, реже косвенному воспроизведению не бытия, а сознания, по форме — не столько к изображению, сколько к выражению того, о чем говорится в произведении (см.: Образ художественный). Это самый субъективный и вместе с тем самый обобщенный род. Как правило, в нем очень мало конкретных деталей, портретных черт, почти не бывает имен, географических и хронологических уточнений и т. д., лирическое

переживание (включая сюда и сферу мысли) стремится стать доступным практически любому человеку и увлечь его, каждый воспринимающий лирическое стихотворение становится на точку зрения того, кто его написал, но вместе с тем отнюдь не «сливается» с автором-творцом.

Фразу «Чувства поэта становятся одновременно и нашими чувствами» [5, с. 140] нельзя понимать буквально. Это не просто чувства, это чувства эстетические, образ чувств. Прочитав «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), мы вовсе не должны полюбить Анну Петровну Керн, да и заточенный в Михайловском Пушкин, радовавшийся почти любому

обществу, любил ее скорее поэтически, чем реально. А. А. Ахматова, чье художественное сознание в XX в. наиболее близко к пушкинскому, говорила об отличии поэта-лирика от прозаика-повествователя, чья личность отражается на всем, что он пишет: «А в лирике нет.

Лирические стихи лучшая броня, лучшее прикрытие. Там себя не выдашь». Конечно, те или иные поэты в разной степени склонны «саморазоблачаться».

Ho чистое самовыражение, по словам В. Ф. Ходасевича (статья «Рассветы», 1937), — это «человеческий документ», а не подлинно художественное произведение, что не значит, будто поэт элементарно скрытничает и тем более говорит неправду. Он претворяет свою частную жизненную правду в правду художественную, эстетическую, общезначимую2.
Лирика, за довольно редкими исключениями, создается в стихах как интенсивной выразительной форме, но существуют так называемые стихотворения в прозе (название оксюморонное, подразумеваются лирические миниатюры именно в прозе), в основном лирические рассказы типа «Антоновских яблок» или «Первой любви» Бунина, лирические отступления в эпических произведениях, например в «Мертвых душах». В «Реквиеме» Ахматовой в общем лирическую роль играет прозаическая сцена «Вместо предисловия», в повести В. П. Астафьева «Пастухи пастушка» — обрамление сюжета (аналог пролога и эпилога).
Лирические произведения очень невелики по сравнению с эпическими и драматическими. Правда, оды XVIII в. явно затянуты ради пущей торжественности, но фактически это их недостаток, а не достоинство. Бывают и сверхкраткие миниатюры.

У Тютчева «впервые в русской литературе появляются однострофные стихотворения, являющиеся не эпиграммой или надписью, а самостоятельным лирическим произведением» [13, с. 578]. Встречаются даже моностихи — стихотворения в одну строчку (у сентименталиста Н. М. Карамзина, символистов В. Я. Брюсова и К. Д. Бальмонта, эгофутуриста Василиска Гнедова и др., немало в конце XX — начале XXI в.). Ho в романтической лиро-эпической поэме, например у Лермонтова («Мцыри»), повествовательная часть могла занимать меньше текста, чем лирическая.

Во второй половине XIX в. у Н. А. Некрасова появились и первые чисто лирические поэмы («Тишина», 1857, «Рыцарь на час», 1862). В первой трети XX в. классики лирической поэмы — В. В. Маяковский (например, «Люблю») и М. И. Цветаева.
Ода была основным лирическим жанром классицизма. Для юного Пушкина его «Вольность» (1817) — продолжение традиции XVIII в., а именно радищевской, хотя одноименная ода А. Н. Радищева, писавшаяся в 1783-1790 гг., была политически гораздо более радикальной; стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) восходит к традиции гораздо более древней, античной (это вольная вариация на тему оды Горация «К Мельпомене»), когда ода была практически синонимом лирики вообще. В пушкинские времена оды, как и характерные для романтизма элегии, противопоставлялись «мелким стихотворениям». Элегии писал основоположник русского романтизма Жуковский («Вечер», 1806, «Море», 1822).

Пушкин отдал им щедрую дань в период южной ссылки, начиная со стихотворения «Погасло дневное светило…» (1820). В античной литературе это был жанр преимущественно любовной тематики, в новой европейской поэзии — преимущественно философской, выражающий серьезные, часто печальные размышления и переживания. Зрелый Пушкин к грустной любовной элегии относился скептически, пародировал ее в «Евгении Онегине» (стихи Ленского), но высоко ценил элегический дар Е. А. Баратынского и продолжал писать произведения, соответствующие этому жанру в более широком смысле («Элегия», 1830).

Некрасовская «Элегия» 1874 г. («Пускай нам говорит изменчивая мода…») осознанно архаична по жанру и стилю: по контрасту подчеркивается, что «тема старая — страдания народа», — к сожалению, не стареет.
Романтизм породил и своеобразный жанр «отрывка» («Невыразимое», 1819, Жуковского), имитирующий неоконченность поэтического текста или намекающий на неисчерпанность затронутой темы. Зрелый Пушкин назвал отрывком большое стихотворение «Осень» (1833), завершающееся словами «Куда ж нам плыть?..» и строками точек. По сути, отрывком является и «…Вновь я посетил…» (1835): значительная часть написанного действительно не вошла в окончательный текст, и так пространный для стольлаконичного поэта. Послание (стихотворное письмо) было жанром классицизма и соответственно появилось еще в Античности, которой классицизм подражал.

Романтики его трансформировали, придали ему форму непринужденной беседы с друзьями (дружеское послание), тяжелые двустишия 6-стопного ямба — александрийский стих — сменились вольным или 4-стопным с вольной рифмовкой, но при высокой тематике и стиль становился более возвышенным («К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» Пушкина. Особенно высоко поставив с 1825 г. тему дружбы, поэт написал 4- и 5-стопным ямбом пять стихотворений, включавших в заглавие дату открытия Царскосельского лицея — «19 октября», — и шесть стихотворений под названием «Друзьям», первое из которых создано еще в 1816 г.). К середине XIX в. жанр традиционного послания отмирает.
Стихотворением первоначально назывались сама стихотворная форма и писание стихов вообще (трактат В. К. Тредиаковского «О древнем, среднем и новом стихотворении российском», 1755), потом — любое стихотворное произведение: третья часть (томик) «Стихотворений Александра Пушкина» (1832) включала среди лирических и небольших лиро-эпических произволений маленькую трагедию «Моцарт и Сальери», «Сказку о царе Салтане…», а четвертая часть (1835) — еще три сказки; книжка «Стихотворения М. Лермонтова» (1840) среди 26 стихотворений — поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…» (на первом месте в сборнике) и «Мцыри» (на одном из последних мест). Однако Лермонтов фактически размывает в лирике все жанровые границы. Слово «стихотворение» постепенно становится универсальным обозначением в основном лирических произведений, хотя и такое сутубо эпическое по теме и по духу произведение, как «Бородино», определяется тем же словом.
«На развалинах старой жанровой системы Некрасов создал новые жанровые образования: элегию на общественные темы, пародийный романс, пародийную оду; воскресил сатиру и послание… Во многих случаях по-новому сочетаются особенности нескольких традиционных жанров. Так, в «Железной дороге» есть нечто и от элегии, и от баллады, и от сатиры, «Блажен незлобивый поэт…» — отчасти сатира, отчасти элегия, отчасти ода в каких-то своих подробностях».

Ho именно вследствие такого смешения жанровых признаков стихотворения Некрасова и даже его лирические поэмы обычно называются просто стихотворениями. В дальнейшем жанровая определенность становится чем-то нарочито подчеркнутым, например «Ода революции» Маяковского. В конце XIX и особенно в XX в. широко распространяется циклизация стихотворений.

Так, хотя каждое стихотворение Блока может восприниматься отдельно от других, оно что-то теряет для читателя вне контекста всей «трилогии вочеловечения», тома, раздела и цикла. Распространяется новый вид циклизации — озаглавленная книга стихов: «Вечер», «Четки» Ахматовой и т. д.
Лирика бывает и сюжетной, и описательной (прежде всего пейзажной). Так, минимальный сюжет мы видим в лермонтовском «Утесе». Ho фактически это иносказание, а не элемент эпоса, не повествование как таковое.

И пейзаж в лирике — не чистое описание, а обычно психологический пейзаж.


Определение понятия «Лирика»