Определение понятия «Антитеза»

АНТИТЕЗА — противопоставление.
1. Словесная, или стилистическая, антитеза — постановка рядом друг с другом противоположных по значению слов, антонимов. Так, Татьяна Ларина, ознакомившись с книгами Онегина в его доме, задумывается: «…Созданье ада иль небес, / Сей ангел, сей надменный бес, / Что ж он?» Иногда к антитезам относят оксюмороны [4, с. 344-345] — сочетания несочетаемого в одном выражении. В стихотворении Н. А. Заболоцкого «Вечер на Оке» (1957) «Вся грудь реки приникнет к небосводу / И загорится влажно и светло».

В буквальном

смысле слова влажное не горит. Л. Н. Толстой в «Войне и мире» передает сложные, противоречивые психологические качества и состояния персонажей. Князь Андрей в битве при Аустерлице заметил русского и француза, тянущих с разных сторон банник (щетку на большом древке для чистки пушки), — «растерянное и вместе озлобленное выражение лиц этих двух людей, видимо не понимавших того, что они делали».

После энергичного объяснения Пьера с пытавшимся похитить Наташу Ростову Анатолем Курагиным на лице последнего появляется «выражение робкой и подлой улыбки».
Смысл оксюморонов, однако, фактически

противоположен смыслу антитез. Это сопоставление, соединение противоположного, а не противопоставление как таковое. В поэзии XIX-XX вв. существенны смены одних антитез другими как выражение сдвига, слома в сознании поэта «или «снятие», погашение заявленной автором А при том, что смысловая ее контрастность не уничтожается и не устраняется: «К добру и злу постыдно равнодушны»; «И ненавидим мы, и любим мы случайно» («Дума» М. Ю. Лермонтова)… здесь А включается в более сложные, «неантитетические» связи с миром и отношения к нему» [8, с. 29].
2. Образная антитеза — противопоставление персонажей (честный Гринев — бесчестный Швабрин, демократ Базаров — аристократ Павел Петрович Кирсанов) либо только их характеров (Онегин и Ленский «сошлись», подружились, и хотя противопоставления персонажей нет, характеры их контрастны: «Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / He столь различны меж собой»), человека и окружающего его мира (в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» природа прекрасна и гармонична, а лирическому герою «так больно и так трудно»), главного героя и большинства других действующих лиц (Чацкого и фамусовского общества, лермонтовского Пророка и толпы, Несчастливцева и Гурмыжской с ее окружением, а по другим признакам — Аркашки Счастливцева в комедии А. Н. Островского «Лес»), прошлого и настоящего (иногда и будущего) одного лица («юности», «свежести» и равнодушной зрелости в «Мертвых душах» Н. В. Гоголя, а вслед за ними — в стихотворении CA. Есенина «He жалею, не зову, не плачу…»; в «Реквиеме»
А. А. Ахматовой — «царскосельской веселой грешницы» и матери арестованного сына, стоящей с передачей в бесконечных тюремных очередях), внешнего и внутреннего в одном человеке («Некрасивая девочка» Н. А. Заболоцкого), великого героя истории и ничтожного по сравнению с ним страдающего «маленького человека» (Петр Первый и бедный Евгений в «Медном всаднике»), человеческих и социальных типов (рассуждения Гоголя о «толстых» и «тонких» или о двух типах писателей, приемлемых и не приемлемых обществом), а также целых групп персонажей, принципиально различающихся по своим нравственно-психологическим качествам (в «Войне и мире» простые, безыскусственные и честные люди — Безухов, Ростовы, Марья Дмитриевна Ахросимова — и люди света и карьеры, бездушные и аморальные, от семейства Курагиных до Наполеона) и т. д. вплоть до противопоставления дорогого «севера», «рязанских раздолий» и южного «Шираза», роль которого для Есенина сыграл Баку, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» (цикл «Персидские мотивы»). На антитетичной символике (свет — тьма, любовь — ненависть, холод — жар, полет — падение, радость — страдание и др.) строятся многие стихи А. А. Блока. В частности, символической антитезой начинается поэма «Двенадцать»: «Черный вечер. / Белый снег».
3. «Композиционная» (сюжетно — или предметно-, а по сути, собственно содержательная, оценочная) антитеза — противопоставление больших (относительно целого) частей текста: идиллической и социально-критической в «Деревне» А. С. Пушкина, патетического вступления и повести о судьбе несчастного мелкого чиновника в его же «Медном всаднике», сюжетных линий, связанных с Ольгой Ильинской и Агафьей Матвеевной Пшеницыной, в «Обломове» И. А. Гончарова, первого и третьего-четвертого томов «Войны и мира», где фактически соотнесены две войны: ненужная русскому народу и проигранная кампания 1805 г. и победоносная Отечественная война 1812 г. К этому же виду антитез принадлежит противопоставление перебивающих друг друга временных пластов в романе Ю. В. Трифонова «Старик»: гражданской войны, воспоминаниями и размышлениями о которой живет духовно одинокий состарившийся герой произведения, и в общем равнодушной к нему и к столь важному для него прошлому суетной современности.


Определение понятия «Антитеза»