Значение понятия “американских остряков”
Органический сплав эмоционально-образного и логизированного начал, щедрое насыщение публицистики элементами художественной прозы – все это повергает к тому, что сам образ составляет архитектонику очерка, памфлета, статьи, выступления. Лирическая и драматическая интонации (порой ироническая, когда речь шла о гитлеровских вояках), определявшие настрой публицистики военных лет, сменяются едкой, бичующей, саркастической нотой.
В период “холодной войны” острое и гневное слово Шолохова-публициста хорошо было слышно на всех континентах
Вот почему и сегодня, в эпоху крылатых ракет и нейтронной бомбы, актуально предостережение великого гуманиста по адресу неких “американских остряков”. Даже в произведении сатирической направленности Шолохов стремится к стилистической многоцветное, к сочетанию позитивного и негативного, героического и обличительного начал. В памфлете “Не уйти палачам от суда народов!” (1950) писатель прославляет “могучие рабочие руки”.
Трудом этих рук создаются все ценности на земле, они святы и чисты. Совсем не таковы дела и помыслы тех, кто, наживаясь на войне, “делал доллары”. Эта
“В прошлую напоминает Шолохов о Великой Отечественной, а далее писатель так определяет сущность русского национального характера советской эпохи.
Образность шолоховской публицистики усиливается обращением писателя к пословицам, поговоркам, использованием меткого и точного словца. Нередко краткие народные речения обретают вид развернутой метафоры, отшлифованная веками мудрость сверкает новыми гранями, делая перо публициста “разящим мечом”.
Многочисленные очерки, статьи, выступления Шолохова посвящены созидательному труду родного народа. В запоминающихся образах, эмоционально-взволнованных зарисовках писатель запечатлевает думы и отчаяния тех, кто всегда был ему особенно близок: хлеборобов и рабочих, простых советских людей. “Счастье жить среди такого великолепного народа” (1969) – заглавие речи Шолохова на Третьем Всесоюзном съезде колхозников. Это не просто название одного из его выступлений.
Слова эти аккумулируют основной пафос послевоенной публицистики Шолохова.
- Сущность и значение понятия “Возрождение” В слове “Возрождение”, как и в словосочетании “Средние века”, имплицированы научный термин и самоназвание эпохи. Сущность научного термина – в уникальных особенностях эпохи, отличающих ее от других исторических эпох. Значение имени “Возрождение” – в той программе, которая была выдвинута современниками эпохи, осознана ими как важнейшее событие времени и реализовано в этот период. Эта программа сформулирована […]...
- Значение фольклора для писателя Фольклор для писателя – это, прежде всего родник народного мнения о событиях давно минувших лет, инструмент дополнительного исследования народного понимания совершающейся революции. Не случайно эпиграфы, предваряющие эпопею в целом и отдельные ее части, взяты из старинных казачьих песен. Повествование – его стилистика, интонация, лексика – все подчинено задаче воссоздания народной речи: образной, сочной, напоенной ароматами […]...
- Что для человека значат понятия “патриотизм” и “героизм”? по тексту Кузнецва (ЕГЭ по русскому) Что побуждает нас совершать героические поступки: благородство или “неразвитость личностного начала”? Именно над этими вопросами заставляет нас задуматься автор текста, поднимая проблему сущности героизма. Кузнецов считает, что люди, не испытывающие чувства любви к родине, не имеют права рассуждать о сущности патриотизма. В качестве примера он упоминает статью в “одной из столичных газет”. Автор этой статьи […]...
- Краткий анализ шолоховского демократизма Перу М. Шолохова принадлежат краткие, но очень емкие характеристики крупнейших художников слова – от родоначальников литературы социалистического реализма М. Горького и А. Серафимовича до “выразителя народных дум” дагестанского поэта С. Стальского, от “писателя большой русской души и разностороннего яркого дарования” А. Толстого до певца комсомольской юности Н. Островского. Особой глубиной и аналитичностью отличались речи М. […]...
- Как соотносится значение слова “судьба” (“предопределение”, “рок”) с содержанием рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”? (ЕГЭ по русскому) Через заголовок художественного произведения авторы выражают свою позицию. В нем может быть отражена суть повествования, назван ключевой герой или конкретный эпизод. Название рассказа М. А. Шолохова наводит на мысль об обобщенной судьбе человечества. Уже через много лет после войны Шолохов написал “Судьбу человека” (1957 г.), взяв за основу сюжета жизненную историю простого советского человека. Повествование […]...
- Определение понятия “Персонаж” ПЕРСОНАЖ – действующее лицо (человек или олицетворенное существо, иногда вещь, явление природы) в эпосе и драме, субъект сознания и отчасти действия в персонажной лирике. Говорят также о собирательных героях. К таковым можно отнести образы “фамусовского общества” в “Горе от ума” Грибоедова, “света пустого” в седьмой главе пушкинского “Евгения Онегина”, образ народа в “Войне и мире” […]...
- Кроссворд “М. А. Шолохов” По горизонтали: 5. Французский писатель, современник М. Шолохова, высоко ценивший литературное творчество писателя. 6. Колхозник-бригадир в романе “Поднятая целина”. 8. Воинское звание старшего брата Николая Стрельцова из романа “Они сражались за родину”. 11. Возница из романа “Поднятая целина”. 12. Пулеметчик с тачанки из рассказа “Шибалково семя”. 16. Лейтенант, главный герой “Науки ненависти”. 18. Имя одного […]...
- Определение понятия “Трагическое” ТРАГИЧЕСКОЕ (трагизм), обнаруживающееся далеко не только в жанре трагедии, – разновидность возвышенного, выражаемая в искусстве позитивно неразрешимым конфликтом, влекущим гибель либо тяжелые страдания и утраты в общем достойных, заслуживающих глубокого сочувствия людей. Трагический эффект – “очищающее” психическое и моральное воздействие на читателей (зрителей) – получил греческое название “катарсис” согласно определению трагедии в “Поэтике” Аристотеля: “…трагедия […]...
- Какое значение имеет встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого из них? (по повести М. А. Шолохова “Судьба человека”) Творчество Шолохова тесно связано с эпохой, в которую он жил. Его произведения – это особый взгляд на жизнь. Это взгляд взрослого, закаленного суровой действительностью человека, любящего свою родину и ценящего людей, которые встречали грудью опасность. Эти люди погибали ради того, чтобы мы жили в свободной стране, чтобы на глазах их детей блестели слезы счастья. Во […]...
- Синтаксический разбор словосочетания – Основные понятия синтаксиса, Синтаксис Синтаксический разбор словосочетания Чтобы выполнить синтаксический разбор словосочетания, необходимо: 1. Выделить словосочетание из предложения. 2. Рассказать о строении словосочетания: найти главное и зависимое слова и указать, какими частями речи они выражены; поставить вопрос от главного слова к зависимому. 3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное). 4. Определить способ синтаксической связи (примыкание, согласование, управление) и […]...
- Сочинение на тему: МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ Имя Шолохова сегодня воспринимается неоднозначно. Лауреат Нобелевской премии, писатель мирового уровня, в лучшем своем творении “Тихий Дон”, отразившем народную жизнь на переломе двух миров, Шолохов не был последовательно объективным. Начав как реалистический писатель, не боящийся показывать глубокие жизненные противоречия, Шолохов в “Поднятой целине” оказался в плену социалистического реализма с его установкой на изображение социалистических преобразований […]...
- Предложение и высказывание – Основные понятия синтаксиса, Синтаксис Предложение и высказывание Предложение и высказывание Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную предназначенную для передачи относительно законченной информации единицу, обладающую такими языковыми свойствами, которые делают возможным отнесение сообщаемого в тот или иной временной план. Кроме того, простое предложение является основной единицей, участвующей в формировании сложного […]...
- Лексическое значение слова Лексическое значение слова – отображение в слове представлений об объектах неязыковой действительности; его предметновещественное содержание. Лексическое значение, в отличие от грамматического, всегда индивидуально. Оно определяется несколькими факторами: – соотношением слова с объектами неязыковой действительности; – соотнесенностью слова с понятиями, или представлениями об этих неязыковых объектах; – взаимоотношениями и связями данного слова с другими в лексической […]...
- Определение понятия “Комическое” КОМИЧЕСКОЕ в широком смысле – порождающее смех. Однако смех бывает очень разным, например чисто физиологическим, вызываемым внешними раздражителями. Легкое физическое раздражение может доставлять удовольствие: муж гоголевской Коробочки не засыпал, если ему на ночь не почешут пятки. Бывает и нервный смех, когда потрясенная психика неуправляема. Когда в “Преступлении и наказании” Ф. М. Достоевского помешавшаяся Катерина Ивановна […]...
- Определение понятия “Характер” ХАРАКТЕР по-гречески – отпечаток, признак, отличительная черта. В литературе характер есть определенность образа: социальная, историческая, национальная, бытовая, психологическая и т. д. Если тип – это проявление общего в индивидуальном, то характер – индивидуальное прежде всего. Характерным бывает пейзаж, поступок, образ мыслей. Ho в основном говорят о характере персонажа. Это его сущностное содержание, относящееся в произведении […]...
- Как я понимаю значение сатиры в творчестве Салтыкова Щедрина Имя Салтыкова Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали “неблагодарным” жанром – государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. […]...
- Понятия об историческом романе, художественном образе, антитезе Историзм – понятие, которое сложилось в литературе XIX столетия. для обозначения нового подхода к изображению прошлого, когда писатель хочет понять и показать своеобразность более или менее отдаленной эпохи, факторы и следствия тех событий, которые воспроизводятся в произведении, их влияние на особенности характеров или поступки людей. Иначе говоря, писатель старается подойти к предмету своего изображения исторически. […]...
- Как я понимаю понятия чести, благородства В нашей литературе всегда была жива идея самопожертвования и такие уже до боли знакомые, но никогда не тускнеющие понятия, как долг, благородство, ответственность, честь. Сегодня, как никогда, стоит задуматься над словом “честь”. Первый раз я столкнулась с пословицей “Береги честь смолоду”, когда читала повесть А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Уже тогда я попыталась разобраться в […]...
- Литературные термины и понятия на уроке Изучение основ теории литературы – важнейшая часть школьного литературного образования. Но как не оторвать теорию от живых произведений, как рассказать подросткам о литературной теории живо и занимательно? Как сделать эти знания основой литературной грамотности, которая необходима человеку на протяжении всей его жизни? Такой же вопрос я задала себе, когда только пришла в школу и провела […]...
- Сочинение на тему: патриотизм в произведениях А. Толстого и Шолохова Сочинение на тему: патриотизм в произведениях А. Толстого и Шолохова. В 20-30-е годы начинается осмысление происшедших событий в жизни России и в большом эпическом масштабе. Как великую ломку всего жизненного уклада, проходящую через отдельные судьбы, рассматривают эпоху начала века А. Толстой и Шолохов в эпопеях “Хождение по мукам” и “Тихий Дон”. Эти произведения отличает широкий […]...
- Coхранение понятия честь в современном мире (ЕГЭ по русскому) Что такое честь? Устарело ли это понятие? Что означает слово ” честь” для современного человека? Об этой вечной проблеме рассуждает ———-. Чувство чести – это чувство собственного достоинства. Оно не может устареть. Это нравственный стержень человека. Понятие чести является общечеловеческим и включает в себя такие нравственные качества, как умение защищать свои жизненные ценности, чистую совесть, […]...
- “Донские рассказы” М. Шолохова Михаил Шолохов. Каждый открывает его по-своему. Каждому нравится свой герой его произведений. Это и понятно. Ведь судьбы героев, проблемы, поднятые Шолоховым, созвучны нашему времени. Но мой Шолохов – не только писатель. Он, прежде всего, человек интересной, яркой судьбы. Посудите сами: в 16-летнем возрасте Шолохов чудом уцелел, попав в руки к властолюбивому Нестору Махно; в 37-м […]...
- “И МЫСЛИ, И ЧУВСТВА, и понятия…” (В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”) “Энциклопедией русской жизни и в выс- шей степени народным произведением” на- звал В. Г. Белинский роман ПушкинА, рас- крыв в двух статьях, озаглавленных “Сочине- ния ПушкинА”, огромные достоинства романа, делающие его великим произведением рус- ской литературы. “Евгений Онегин” – реали- стический роман в стихах, роман-дневник, произведение лиро-эпическое. Этот роман критик называет “историче- ским”, связывая его […]...
- Определение понятия “Идея” ИДЕЯ художественная (эстетическая) – образная эмоциональная мысль, определяющая глубинный уровень содержания произведения (см.: Содержание и форма). Обычно она составляет основу содержания, но не всегда, поэтому некоторые теоретики не считают ее обязательно присутствующей во всяком произведении. Так, выдающийся филолог XX в. MJL Гаспаров писал о “пейзажном стихотворении А. А. Фета “Это утро, радость эта…”, что “идей […]...
- Значение некоторых слов и выражений в стихотворения “К морю” А. С. Пушкина Блещешь гордою красой – такое выражение могло быть навеяно блеском морской воды под лучами солнца, но эпитет гордою выводит образ за пределы фотографически точного изображения увиденной картины и передает восприятие моря поэтом. Ропот заунывный – существительное ропот происходит от глагола роптать в значении “выражать недовольство негромкой речью в неясной форме”. Эпитет заунывный означает “тоскливый”. Шум […]...
- Биография Михаила Шолохова Михаил Александрович Шолохов – советский писатель, обладатель Нобелевской премии по литературе, автор таких известных произведений как “Тихий Дон” и “Поднятая целина”. Ранние годы Родился Михаил Шолохов 11 мая 1905 года на хуторе Кружилин в семье служащего торгового предприятия. Первое образование в биографии Шолохова было получено в Москве в годы Первой Мировой войны. Затем он учился […]...
- Определение понятия “Лирика” ЛИРИКА – род литературы, создающий у читателя (слушателя) художественную иллюзию переживания событий и состояний изнутри. По содержанию лирика тяготеет к прямому, реже косвенному воспроизведению не бытия, а сознания, по форме – не столько к изображению, сколько к выражению того, о чем говорится в произведении (см.: Образ художественный). Это самый субъективный и вместе с тем самый […]...
- Определение понятия “Сравнение” СРАВНЕНИЕ – фигура художественной речи (синтаксиса), “образное словесное выражение, в кром изображаемое явление уподобляется другому по к-л общему для них признаку с целью выявить в объекте С новые, важные свойства”. Пример из Маяковского: “Мой стих / трудом / громаду лет прорвет/ и явится / весомо, / грубо, / зримо, / как в наши дни / […]...
- Как связаны понятия “дом” и “отечество”? Все мы обладает таким местом, в котором нас посещает ощущение комфорта, максимального уюта и тепла, поскольку окружают нас там исключительно родные люди, всегда готовые защитить и уберечь от невзгод, а также дать совет в случае необходимости. Это место именуется Отчим домом. Здесь мы проводим время своего взросления, а потом возвращаемся постоянно туда, где нас любят […]...
- Определение понятия “Ирония” ИРОНИЯ – внешне завуалированная, но очевидная насмешка. В ироническом высказывании смысл может быть противоположен прямому значению слов и выявляется либо в контексте, либо через интонацию. В “Недоросле” Д. И. Фонвизина Простаков на вопрос о новом кафтане Митрофанушки, который его властная супруга считает обуженным, отвечает, “от робости запинаясь”: “Me… мешковат немного”, – на что та заявляет: […]...
- Что такое война, ее сущность, значение В нашем мире есть много вещей, которые пугают, унижают, приводят в смятение, делают несчастными. Например, война. Каждый раз, когда речь заходит о войне, люди ощущают грусть, тревогу, переживания. Так было всегда. Но почему войны продолжаются? Почему никто не учится на ошибках прошлого? Давайте обратимся к истории. Анализируя множественные конфликты, можно прийти к выводу, что война […]...
- Роль понятия “мертвые души” для осмысления абсурдности российского миропорядка Найденная часть черновиков представляет собой пять глав ранней редакции и пять глав позднейшей. По всей видимости, Гоголь хотел внести существенные изменения в самые принципы воссоздания жизни. Так, биография Чичикова оказывалась теперь в центре произведения и как бы требовала дальнейшего развития. Путь персонажа, возможно, должен был конкретизировать высказанное в изданной части поэмы предположение: “И, может быть, […]...
- “И МЫСЛИ, И ЧУВСТВА, И ПОНЯТИЯ…” (В. Г. Белинский о романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”)- 10 000 самых лучших сочинений “Энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением” назвал В. Г. Белинский роман Пушкина, раскрыв в двух статьях, озаглавленных “Сочинения Пушкина”, огромные достоинства романа, делающие его великим произведением русской литературы. “Евгений Онегин” – реалистический роман в стихах, роман-дневник, произведение лиро-эпическое. Этот роман критик называет “историческим”, связывая его содержание с общественным развитием, с ростом самосознания […]...
- Определение понятия “Аллегория” Аллегория – иносказательный образ, закрепленный традицией или разъясненный в его обобщенном и отвлеченном значении. Так, для Лермонтова те, кто привели к гибели великого поэта, – “Свободы, Гения и Славы палачи!”. В “Цицероне” Ф. И. Тютчева римский оратор “поздно встал – и на дороге / Застигнут ночью Рима был!”, видел кровавый “закат звезды” римской славы, т. […]...
- Определение понятия “Рифма” РИФМА – “созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой” [8, с. 328]. Возникла в поэзии Средних веков. В XVI в. был возрожден стих без рифм, как в Античности (например, у Шекспира). Употребителен в драме, но встречается и в лирике (“…Вновь я посетил…” Пушкина), реже в эпосе – обычно в […]...
- Углубление понятия о трагедии Трагедия – один из основных видов драмы, противоположный комедии. Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображают исключительно острые жизненные конфликты. Трагедия вызывает в сердцах зрителей сильный душевный подъем (катарсис), сложное чувство сопереживания к тому, что творится на сцене, где переплетаются страх за героя, сочувствие к нему и восприятие трагического зрелища как чего-то возвышенного, облагораживающего. […]...
- Определение понятия “Драма” ДРАМА (драматургия) – один из трех основных родов литературы, возникший для постановки его произведений в театре. Во многих отношениях это самый условный род. Авторская речь играет здесь в основном вспомогательную роль (заглавие пьесы, так называемая “афиша” – список действующих лиц, иногда с кратчайшими характеристиками и обозначением каких-то их отношений для введения зрителя в курс дела, […]...
- Определение понятия “Портрет” ПОРТРЕТ литературного персонажа – “описание его наружности: лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, походки, манеры держаться” [5, с. 296]. В литературе с ее невещественными словесными образами портрет помогает выделить персонаж из числа других и выполняет характеристическую функцию, в Новое время – преимущественно социальную и психологическую. Тот факт, насколько […]...
- Определение понятия “Антитеза” АНТИТЕЗА – противопоставление. 1. Словесная, или стилистическая, антитеза – постановка рядом друг с другом противоположных по значению слов, антонимов. Так, Татьяна Ларина, ознакомившись с книгами Онегина в его доме, задумывается: “…Созданье ада иль небес, / Сей ангел, сей надменный бес, / Что ж он?” Иногда к антитезам относят оксюмороны [4, с. 344-345] – сочетания несочетаемого […]...
- Определение понятия “Жанр” ЖАНР – разновидность рода литературы, создаваемая исторически складывающимся комплексом тех или иных элементов и качеств содержания и формы. В разных литературах, в разных эстетических системах это разные комплексы, поэтому все попытки теоретиков создать универсальную классификацию жанров, применимую к любым литературам, эпохам их развития и литературным общностям, были неудачны, схоластичны. Одно и то же явление может […]...