Анафора, повтор, антитеза определение
Помимо тропов, в речевой ткани произведения играют значительную роль так называемые синтаксические фигуры, служащие для придания речи особой экспрессивной выразительности.
Одной из наиболее распространенных синтаксических фигур является повтор в разных его видах. Существует простой словесный повтор: “Повторить согласен снова: // Коль не знаешь – не толкуй. // Сабантуй – одно лишь слово // “Сабантуй”. Но сабантуй // Может в голову ударить…” (А. Твардовский).
Повтор в начале строки (преимущественно стихотворной) называется анафорой: “Люблю тебя, Петри творенье, // Люблю твой строгий, стройный вид…” (А.С. Пушкин). Повтор в окончании стиха называется эпифорой; часто она комбинируется с анафорой: “Все мое – сказали злато, // Все мое – сказал булат, // Все куплю – сказало злато, // Все возьму – сказал булат” (А.С. Пушкин). –
Другим приемом синтаксической выразительности являеется противопоставление, или антитеза: “Черный вечер. Белый снег” (А. Блок). Зачастую антитеза комбинируется с анафорой:
- Что такое Повтор (рефрен)? Определение Повтор (рефрен) – повторение одних и тех же слов (звуков, конструкций) в тексте, придающее речи ясность и четкость. Относится к стилистическим фигурам прибавления. Существуют следующие виды повторов: анафора (греч. anaphora – вынесение) – единоначатие: “Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!”; эпифора (греч. epiphora – добавка) – […]...
- Что такое Антитеза? Определение Антитеза (греч. antithesis – противопоставление) – сопоставление противоположных предметов, понятий, явлений, а также композиционных составляющих (характеров, образов, пейзажей, художественных деталей и т.д.). Относится к синтаксическим фигурам усиления. Пример антитезы: “Клянусь я первым днем творенья, Клянусь его последним днем” (М.Ю. Лермонтов); “Они сошлись: волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж […]...
- Определение понятия “Антитеза” АНТИТЕЗА – противопоставление. 1. Словесная, или стилистическая, антитеза – постановка рядом друг с другом противоположных по значению слов, антонимов. Так, Татьяна Ларина, ознакомившись с книгами Онегина в его доме, задумывается: “…Созданье ада иль небес, / Сей ангел, сей надменный бес, / Что ж он?” Иногда к антитезам относят оксюмороны [4, с. 344-345] – сочетания несочетаемого […]...
- ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР В РЕЧИ Лексический повтор в речи письменной и устной. ученика говорит о его малом словарном запасе. А лексический повтор в речи писателя или поэта становится средством создания яркого поэтического или прозаического текста. Так в предложениях 18-19 автор использует анафору “Или кабан пробежал близко. Или вдруг в бинокль увидел дятла?” А вот в предложении 23 и 24 автор […]...
- Антитеза в литературе определение, примеры антитезы (О литературе) Антитеза (от греч. anti – против, thesis – положение) – противопоставление. Антитеза знакома художественной речи издревле. Согласно известной легенде, она возникла при самом начале основания мира: творец, опечалясь царившей вокруг тьмой, создал свет и отделил тьму от света. Поэтичность этой легенды обязана ощущениям, за которыми мы узнаем черточки бытия, где противоположены море и суша, зима […]...
- Что такое антитеза в литературе? С примерами Антитеза как средство выразительности в литературных произведениях В общем антитеза означает острое противоположение образов или суждений, обратных по сути, но соединенных между собой общим внутренним механизмом или смыслом. В литературных произведениях антитеза – это согласование контрастных или вовсе противоположных характеристик образов или понятий, которое усиливает импрессию от прочитанного, делает текст ярче, более запоминающимся, более живым. […]...
- Антитеза в “Медном всаднике” Поэма “Медный всадник” была написана А. С, Пушкиным в 1833 году, во вторую Болдинскую осень. Она связана с образом Петра Первого, как и предыдущие его произведения (поэма “Полтава” и Роман “Арап Петра Великого”), но подход к этой теме в поэме был уже несколько иной: Пушкин, прославляя Петра, величие его дел, вместе с. тем раскрывает бессилие […]...
- Что такое анафора Анафора, в прямом переводе с греческого, будет “отнесение”, или другими словами – это повторение слов, предложений, целых стихотворных строк, которые размещены в начале. Данная стилистическая фигура широко используется в поэтической речи. В прозе немного реже. Если в стихотворной анафоре одно и то же слово повторяется часто, но в пределах одного предложения, то в прозе такое […]...
- Силлабо-тоническое стихосложение определение Силлабо-тоническое стихосложение – система стихосложения, основанная на ритмическом чередовании сильных (ударных) слогов и слабых (безударных). Чередование ударных и безударных слогов называется метром, повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов – стопой. Стопа, где на один ударный слог приходится один безударный, называется двусложной. Стопа, где на один ударный слог приходится два безударных, называется трехсложной. Двусложные размеры: ямб, […]...
- Определение юмора, сатиры, иронии и сарказма. Сходства и Различия Противоположное свойство жизненных характеров – вызывать у нас смех своими нравственными недостатками, иногда даже уродствами – называется комическим. Комическое имеет несколько разновидностей. Сатира – это резко отрицательное отношение автора к изображенным характерам, злое высмеивание прежде всего социальных типов. Так, в комедии Грибоедова подвергаются сатирическому осмеянию типы крепостников-помещиков. Юмор представляет собой более мягкий смех, не ставящий […]...
- Как воплотился основной художественный прием, используемый Л. Н. Толстым на протяжении всего романа, – антитеза, в изображении Наполеона и Кутузова? Антитеза – противопоставление. Этот прием составляет стержень всего романа. Противопоставление начинается уже с названия романа; противопоставлены две войны 1805-1807 и 1812. и два сражения Аустерлицкое и Бородинское. ; города Петербург и Москва. ; действующие лица любимые и нелюбимые. ; военачальники Кутузов и Наполеон. . В основе противопоставления Наполеона и Кутузова лежит у Толстого философская мысль: […]...
- Антитеза как основной прием стихотворения “Огонь и лед” Роберта Фроста (*Общие критические статьи) В основу стихотворения Роберта Фроста “Огонь и лед” положен извечный вопрос о возможных причинах гибели мира. По одной версии, “гибель мироздания случится ото льда”, по другой – “от огня”. Таким образом, мы видим в стихотворении противоборство двух стихий: огня и воды (лед – одно из состояний воды в природе). По мнению поэта, две противоположные стихии […]...
- Антитеза как художественное средство С незапамятных времен у разных народов для объяснения жизни использовались два противоположных подхода: сопоставление по сходству и сопоставление по контрасту. Так, чтобы охватить все многообразие явлений искусства, древние греки сводили его к двум противостоящим началам: светлому, гармоничному Аполлону и исполненному темных, разрушительных страстей Дионису. Особенно актуальным в искусстве принцип контраста становится в кризисные эпохи, когда […]...
- “Снігова королева”. Велич краси людського серця. Антитеза Мета: допомогти учням осягнути велич краси та сили людського серця, справжньої дружби; розвивати образне та логічне мислення, вміння з’ясовувати головний конфлікт казки та способи його розв’язання; розвивати навички висловлювання власних думок, зіставлення фантастики й реальності; виховувати щирість, вірність у дружбі, почуття відповідальності за свої вчинки. Обладнання: портрет письменника, різні видання казки “Снігова королева”, ілюстрації художників […]...
- Антитеза в романе Тургенева “Отцы и дети” Роман “Отцы и дети” написан Тургеневым во второй половине XIX века. К этому времени в литературе уже окончательно сформировались традиции написания романа, и господствующим течением в русской литературе стал реализм. Создавая свое произведение, Тургенев ориентировался прежде всего на опыт таких классиков русской прозы, как Пушкин и Гоголь. Автор широко использует прием антитезы, на нем буквально […]...
- Антитеза как художественное средство (На примере романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Антитеза (противопоставление) – один из наиболее часто используемых приемов, применяемых для раскрытия образов в художественном произведении. Сущность антитезы как тропа состоит в сопоставлении противоположностей, антагонистичных друг другу понятий или образов. Одним из наиболее ярких произведений, построенных на приеме противопоставления, является роман Л. Н. Толстого “Война и мир”. В нем антитеза является основным приемом, заложена в […]...
- Определение Звукоподражательные слова Звукоподражательные слова (ономатопоэтические слова) – неизменяемые слова, условно воспроизводящие звуки живой и неживой природы, окружающей среды: пиф-паф, тик-так, хи-хи-хи, гав-гав, мяу, дзынъ и т. п. Звукоподражательные слова находятся вне классификации слов по частям речи. Формальным признаком большинства звукоподражательных слов является редупликация, то есть полный или частичный повтор слова: кар-кар, буль-буль и т. п. Звукоподражательные слова […]...
- Антитеза как композиционная основа романа “Обломов” Роман И. А. Гончарова “Обломов” организован с помощью приема антитезы. На протяжении всего романа идет противопоставление героя – герою, события – событию, понятия – понятию и т. д. Однако что дает нам, читателям, использование этого приема? Сложнее, легче ли становится познавать мир героя? Является ли прием антитезы путеводной звездой или, наоборот, препятствием на пути к […]...
- Система стихосложения, Онегинская строфа, Ямб, Хорей: определение Существует несколько систем стихосложения: силлабическая, основанная на одинаковом количестве слогов в строке при произвольном расположении ударений; тоническая, когда в каждой строке равное количество ударений при произвольном количестве слогов; силлабо-тоническая, основанная на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов. Силлабическая система не получила распространения в русском стихосложении, ей следовали только некоторые поэты XVIII в. Тоническая система была развита […]...
- Определение Стансы Стансы (франц. stance, от итал. stanza, буквально – помещение, комната, обстановка) – небольшое стихотворение медитативного или (реже) любовного содержания, состоящее из композиционно замкнутых строф (каждая строфа содержит законченную мысль и представляет собой синтаксический период) [14]. Родиной стансов является Италия (А. Полициано “Стансы на турнир”), затем данный жанр был широко распространен в английской литературе (П. Рон- […]...
- Эзопов язык и гипербола определение Особым способом речевой выразительности в произведении является гипербола – резкое, зачастую неправдоподобное преувеличение. Например, у Маяковского: “В сто сорок солнц закат пылал…”. Особой разновидностью художественной речи является эзопов язык (от имени древнегреческого баснописца Эзопа) – прием, к которому вынуждены были прибегать авторы, чтобы обойти цензурные запреты. Эзопов язык – это язык иносказаний и намеков, к которым […]...
- Определение понятия “Рифма” РИФМА – “созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой” [8, с. 328]. Возникла в поэзии Средних веков. В XVI в. был возрожден стих без рифм, как в Античности (например, у Шекспира). Употребителен в драме, но встречается и в лирике (“…Вновь я посетил…” Пушкина), реже в эпосе – обычно в […]...
- Определение Что такое Метонимия? Метонимия (греч. metonymia – переименование) – замена слова (предмета, понятия, явления) другим словом, возможная на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами, понятиями, явлениями. Существуют следующие виды метонимии: 1) Употребление имени автора вместо названия его произведения: “Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал” (подразумевается книга Апулея “Золотой осел”); 2) Употребление названия произведения, персонажей или […]...
- Определение Проблема Проблема (в переводе с древнегреч. – задача, задание) – острый, сложный вопрос, поставленный автором в художественном произведении. Понятие “проблема” более узкое понятие, чем понятие “тема”. Так, одна и та же тема может включать в себя комплекс проблем. Иногда проблема может носить неразрешимый характер (проблема безнадежной любви – “Гранатовый браслет” А.И. Куприна). Совокупность наиболее значимых, доминирующих […]...
- Определение. Предлоги Предлоги – служебные слова, выражающие различные отношения между словами и используемые как средство синтаксического подчинения существительных или местоимений другим словам в предложении и словосочетании. Предлоги занимают позицию перед существительным (местоимением) или перед определением, относящимся к этому существительному (местоимению). Лишь немногие предлоги могут следовать за существительным: ради, наперекор, вопреки, навстречу. Например, ради Бога или Бога ради. […]...
- Определение: Что такое Загадки? Загадка – это один из малых жанров фольклора. В. И. Даль писал: “Загадка – краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки”. В загадках происходит замена одного предмета другим по внешнему сходству. Это художественное средство называется метафорой. Но тем не менее загадки очень точны, в них всегда говорится о каком-либо конкретном предмете, потому что иначе загадку […]...
- Определение. Что такое Публицистический стиль Публицистический стиль – один из книжных стилей, который используется в общественно-публицистической деятельности, в средствах массовой информации, в газетах, в ситуации публичных выступлений. Задача этого стиля – воздействие на массовое сознание, стремление навязать аудитории свое видение ситуации. Характерные черты публицистического стиля – образность, эмоциональность, оценочность, призывность. В публичных выступлениях часто употребляются различные средства художественной выразительности: эпитеты, […]...
- Антитеза мечты и реальности в романах А. С. Пушкина “Евгений Онегин” и М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Философия жизни такова, что не каждая мечта, даже самая высокая, в действительности становится реальной, и оказывается, что мы “из мрака” только грезим о песнях “светлой жизни”. Именно, с такой ситуацией сталкиваются герои из произведений Александра Сергеевича Пушкина ” Евгений Онегин ” и Михаила Юрьевича Лермонтова ” Герой нашего времени “. Мы видим, что Онегин и […]...
- Определение – что такое тема произведения При изучении школьного курса литературы мы имеем дело с тем или иным художественным произведением. Для того чтобы его понять и проанализировать, необходимо выделить и охарактеризовать его основные элементы и стороны. Прежде всего следует проанализировать идейное содержание произведения, т.е. его основной смысл, главные темы, проблемы, идеи и чувства, в нем заключенные. Темой произведения называется предмет изображения, […]...
- Определение понятия “Лирика” ЛИРИКА – род литературы, создающий у читателя (слушателя) художественную иллюзию переживания событий и состояний изнутри. По содержанию лирика тяготеет к прямому, реже косвенному воспроизведению не бытия, а сознания, по форме – не столько к изображению, сколько к выражению того, о чем говорится в произведении (см.: Образ художественный). Это самый субъективный и вместе с тем самый […]...
- Определение. Что такое Гласный безударный Гласный безударный (редуцированный) – гласный, произносимый при большем или меньшем ослаблении артикуляции. В безударном положении гласные характеризуются меньшей силой, более вялой (менее энергичной) артикуляцией, а также обычно большей краткостью. Результат изменения качества и количества безударных гласных называется редукцией. Гласные, которые произносятся с редукцией, называются редуцированными. Позиция гласного без ударения является слабой, так как в этом […]...
- Образ Швабрина как антитеза Гриневу в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка” Повесть А. С. Пушкина ” Капитанская дочка “, несмотря на то что основное действие ее развертывается на небольшом пространстве и в сравнительно короткое время, воссоздает сложную картину жизни России XVIII века. Перед нами проходят исторические лица: Пугачев, Хлопуша, Белобородов, Екатерина II, а также множество вымышленных героев. Но среди них нет случайных, бездейственных фигур. За каждым […]...
- Определение “Идея” произведения Идея произведения должна вытекать из тех событий, действий, характеров, которые с помощью художественных средств созданы писателем, т. е. художественно воплощены. Если же идея высказывается писателем не логикой художественных образов, а в прямых рассуждениях (собственных или героев-резонеров), такая идея называется тенденцией. Идеи могут быть истинными и ложными, прогрессивными и консервативными, революционными и реакционными. По словам Н. […]...
- Градация определение Градация – нарастание (климакс) или ослабление (антиклимакс) того или иного признака в употребляемой фразе. Это нарастание или ослабление может быть выражено сравнениями, эпитетами, метафорами, образами. Относится к синтаксическим фигурам усиления. Пример градации (климакс): Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.А. Есенин) И мысли в голове волнуются в отваге, […]...
- Художественное обрамление определение Художественное обрамление – сцены, начинающие и заканчивающие основное действие в произведении; несут определенную смысловую нагрузку. В античной литературе и произведениях эпохи Возрождения было распространено цикловое обрамление (относительно механическое соединение определенных частей повествования). Однако наряду с механическим соединением частей произведения возникло художественное обрамление как включение в беседу историй, событий, иллюстрирующих те или иные положения, высказывания рассказчика. […]...
- Мелодрама определение Мелодрама (греч. melos – “песня, мелодия” и drama – “действие”) – драматический жанр, зародившийся внутри жанра трагедии и вобравший в себя также комедийные элементы. Характерные свойства: камерность, рассмотрение вечных проблем в рамках частной жизни, наличие острой, запутанной интриги, наличие морально-дидактического элемента, эмоциональная насыщенность, резкий контраст добра и зла, однозначность нравственных оценок, использование возвышенного стиля в […]...
- Сюжет и конфликт Определение Система средств и приемов, с помощью которых воплощается содержание, называется художественной формой. Следует учесть, что между содержанием и формой невозможно провести абсолютную границу, некоторые элементы произведения носят двойственный – формально-содержательный – характер. Таков, например, сюжет – последовательность, система событий и действий героев художественного произведения. Сюжет занимает одно из важнейших мест в произведении, особенно эпическом и […]...
- Сравнение определение С метафорой сходно сравнение – сопоставление двух явлений по сходству: “Анчар, как грозный часовой” (Пушкин) Разница между сравнением и метафорой состоит в том, что в первом случае называются оба сопоставляемых явления, а во втором одно из них только подразумевается. Метафору поэтому часто называют скрытым сравнением. Сравнение может быть простым и развернутым. Развернутое сравнение предполагает детальное […]...
- Антитеза в “Войне и мире”. Моральный оптимизм Толстого В своем видении истории Толстой в значительной мере зависел от многовековых традиций русской литературы в изображении нашествия врагов, войн, подвигов полководцев и простых ратников. Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман ” Война и мир “, в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также […]...
- Что такое композиция? Определение Композиция (лат. сотропеrе – складывать, строить) – построение, расположение и соотношение частей, эпизодов, персонажей, средств художественной выразительности в литературном произведении. Композиция скрепляет все элементы произведения, подчиняя их авторской идее . Составные элементы композиции: персонажи, происходящие события, художественные детали, монологи и диалоги, портреты, пейзажи, интерьеры, лирические отступления, вставные эпизоды, художественные предварения и обрамления. В. Хализев выделяет такие […]...